Дело № 2-2224/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Филипповой Н.М.,
с участием истца Шатохиной А.И.,
третьего лица Шатохина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
13 сентября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Шатохиной А.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,
установил:
Шатохина А.И. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта», Комитет) о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 06.06.2019 ...., обязании принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её и членов её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья не проживает совместно и не ведет общего хозяйства. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 16.07.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шатохин А.Ю., в качестве соответчика – администрация МОГО «Ухта».
Истец Шатохина А.И. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, доводы искового заявления поддержала, пояснила, что в настоящее время проживает совместно с супругом и двумя детьми в квартире, расположенной по адресу: ...., данное жилое помещение было предоставлено её супругу по договору коммерческого найма работодателем на срок с 27.11.2017 по 31.10.2019.
Третье лицо Шатохин А.Ю., выступая в суде, исковые требования и доводы Шатохиной А.И. поддержал.
Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В представленных отзывах представитель Комитета Канева М.С. и представитель администрации МОГО «Ухта» Хомец А.В. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца не признали по изложенным в отзыве основаниям.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.
В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Как следует из материалов дела, 16.06.2016 между Шатохиным А.Ю. и Шатохиной (до брака ) А.И. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке .... от 16.06.2016.
От брака Шатохины имеют несовершеннолетнюю дочь – С.А., <...> г. года рождения.
Также Шатохина А.И. от предыдущего брака с А.И. (брак расторгнут 28.11.2011) имеет несовершеннолетнего сына – А.А., <...> г. года рождения.
Согласно справке ИРО КУМИ МОГО «Ухта» от 13.06.2019 ...., супруги Шатохины и их несовершеннолетние дети имеют временную регистрацию с 13.12.2017 по 31.10.2019 в жилом помещении общей площадью 85,2 кв.м, расположенном по адресу: ..... Указанное жилое помещение предоставлено Шатохину А.Ю. за плату работодателем ООО « » на основании договора коммерческого найма от 27.11.2017 .... (с учетом дополнительного соглашения от 04.12.2018 ....) на период с 27.11.2018 по 31.10.2019.
Шатохин А.Ю. постоянной регистрации по месту жительства не имеет, собственником жилых помещений либо нанимателем жилых помещений по договору социального найма не является.
В свою очередь Шатохина А.И. и несовершеннолетние дети: А.А., С.А. имеют постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: ...., что подтверждается справкой КУМИ МОГО «Ухта» от 07.05.2019 ..... Также в указанном жилом помещении общей площадью 46,5 кв.м, значатся зарегистрированными еще 4 человека: И.С., В.А., М.И., И.С.
Как следует из выписки ЕГРП от 20.09.2017 данное жилое помещение, на основании договора передачи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МОГО «Ухта» в собственность граждан от 02.08.2017 .... находится в собственности истца Шатохиной А.И., её детей А.А. и С.А., а так же И.С., М.И. (по 1/5 доли в праве у каждого).
Кроме того, Шатохина А.И. является собственником 1/2 доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью 38,8 кв.м (право собственности зарегистрировано в ЕГРП от 06.03.2014 за ....).
Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 01.11.2017 .... на основании заключения межведомственной комиссии от 10.10.2017 .... многоквартирный дом № .... признан аварийным и подлежащим сносу.
07.05.2019 Шатохина А.И.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она, её супруг Шатохин А.Ю. и их дети, в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: .....
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 06.06.2019 .... Шатохиной А.И. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет ссылаясь на ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что из представленных документов не подтверждается факт совместного проживания супругов Шатохиных и ведение ими общего хозяйства.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, в том числе из показаний свидетелей С.Ю., И.С., что Шатохины состоят в зарегистрированном браке с 2016 года, воспитывают двоих детей, ведут общее хозяйство, постоянным местом жительства семьи является жилое помещение, расположенное по адресу: ...., которое семья Шатохиных занимает на основании договора коммерческого найма. Указанное свидетельствует о том, что Шатохины являются членами одной семьи. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Шатохины не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что супруги не зарегистрированы совместно по месту жительства, не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.
В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности.
Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Поскольку иного пригодного для проживания жилья на праве собственности или праве социального найма семья Шатохиных не имеют, то при подсчете нуждаемости судом учитываются только жилое помещение, расположенное по адресу: ...., собственниками которого являются Шатохина А.И. и несовершеннолетние дети А.А. и С.А.
При этом, жилое помещение, расположенное по адресу: ...., собственником, которого является истец Шатохина А.И. (1/2 доля вправе собственности) при подсчете нуждаемости судом не учитывается, поскольку оно не является пригодным для проживания.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 6,98 кв.м ((46,50 кв.м х 3/5 (доли Шатохиной А.И., А.А., С.А.) / 4 человека (семья истца)), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах исковые требования Шатохиной А.И. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шатохиной А.И. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 06 июня 2019 года .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Шатохиной А.И. и членов её семьи.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Шатохину А.И. с составом семьи: супругом Шатохиным А.Ю. и несовершеннолетними детьми: сыном А.А., дочерью С.А., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 07 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.09.2019.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2019-003027-32