Именем Российской Федерации
г.Александровск «09» декабря 2013 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Курбатова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод на территории Яйвинского городского поселения, осуществлять очистку сточных ливневых вод, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Яйвинского городского поселения о возложении обязанности организовать водоотведение сточных вод на территории Яйвинского городского поселения, осуществлять очистку сточных ливневых вод, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Свои требования мотивировал тем, что в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Березниковской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов.
По результатам проверки установлено, что на территории Яйвинского городского поселения имеется ливневая канализация. Ливневые стоки не очищаются, их сброс несанкционированно осуществляется в водный объект, - <адрес>. Решения о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных ливневых вод администрация Яйвинского городского поселения не имеет.
Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
В нарушение ст. 58 Конституции Р, ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст.3, п.1 ст.11 Закона № 7-ФЗ, п.3 и п.4 ч.1 ст.14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч.1 ст.44, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ст.11, п.1 ст.12, п.1 и п.2 ст.18, п.2 ст.21, п.3 ст.39 Закона № 52-ФЗ, п.4.1.1. и п.4.2. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5., Яйвинским городским поселением Александровского района Пермского края в лице администрации Яйвинского городского поселения Александровского района Пермского края осуществляется водоотведение сточных ливневых вод без очистки; осуществляется несанкционированный сброс сточных ливневых вод в водный объект, - <адрес>, решение о предоставлении которой в пользование для целей сброса сточных вод не выдавалось.
Факт данных нарушений подтверждается информацией администрации Яйвинского городского поселения № ДД.ММ.ГГГГ года, письмом Камского БВУ № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами проверки.
Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции РФ, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Кроме того, прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, так как в силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты находятся в государственной собственности.
Просит суд возложить на ответчика Яйвинское городское поселение Александровского муниципального района Пермского края в лице администрации Яйвинского городского поселения Александровского района Пермского края обязанность организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории Яйвинского городского поселения: осуществлять очистку сточных ливневых вод, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод. Установить ответчику срок исполнения данных обязательств в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Березниковского природоохранного прокурора Курбатов О.С. заявленные исковые требования подержал в полном объеме, уточнив, что просит установить ответчику срок для исполнения обязанности 1,5 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик - Администрация Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. И.о. главы администрации Яшин С.В. направил отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования прокурора удовлетворить частично, уставив срок для исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ года, указав в обоснование своих доводов следующее.
Согласно решения Думы Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ год был утвержден генеральный план поселка Яйва Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края (п.1 в ред. Решения Думы Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ года). Настоящее ФИО1 вступило в законную силу и опубликовано в бюллетене Яйвинского городского поселения «Яйвинский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ года, генеральным планом поселка Яйва Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края предусмотрена организация строительства ливневой канализации. Поверхностный сток с селибитной территории и площадок предприятий является одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды различными примесями природного и техногенного происхождения. При этом, природоохранным законодательством запрещается сбрасывать в водные объекты не очищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды.
Сточные воды северной части поселка предполагается отводить с помощью ливневого коллектора, запроектированного по <адрес>, по <адрес>, а также коллектора, проходящего по <адрес> и вдоль границы территории <адрес>, предложенного ранее в проекте ООО <данные изъяты> «Технико-экономическое обоснование по водоотводу подтопляемой площади в северной части п. Яйва Пермского края». Точка сброса стоков с северной части застройки принята согласно вышеописанному проекту и предложена в <адрес> в районе перекрестка улиц <адрес> - <адрес> с предусмотренной очисткой на проектируемых локальных очистных сооружениях.
Из-за сложного рельефа отвод сточных вод с территории южной части поселка предлагается осуществлять тремя коллекторами: <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> (к. 1); <адрес> - <адрес> - <адрес> - <адрес> (к.2); <адрес> (к.З).
Место сброса ливневых вод из коллекторов к. 3 и к.4 определено за <адрес>, в <адрес>; точка сброса ливневых вод из коллектора к.5 принята существующая точка сброса (в <адрес>) условно чистых сточных вод хозяйственно-бытовой канализации с очистительных сооружений.
Для отвода талых и дождевых вод с территории, предложенной для развития в центральной части поселка, были запроектированы ливневые коллекторы (<адрес> и <адрес>), которые собирают стоки с данных территорий и подводят их в существующую сеть. Точка сброса как и в настоящее время предполагается на рельеф, в болото, расположенное близ железной дороги в районе перекрестка улиц <адрес> - <адрес>. Сброс сточных вод осуществляется после предварительной очистки на локальных очистных сооружениях, предложенных настоящим проектом. Так же для территории существующей застройки центральной части, не обеспеченной ливневой канализацией, запроектированы следующие коллекторы: по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>.
Дождевые стоки предполагается сбрасывать в существующую систему ливневой канализации.
Предлагаемый состав ливневых очистных сооружений: пескоуловители; нефтеуловители; безнапорные сорбционные фильтры; камеры и колодцы.
Диаметры труб, трассировка трубопровода и их протяженность уточняется на следующих стадиях проектирования.
Трассировка проектируемой сети ливневой канализации отражена на «Схема ливневой канализации п. Яйва».
Согласно решения Думы Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане развития Яйвинского городского поселения на 2013 -2017 год», был утвержден прилагаемый план развития Яйвинского городского поселения. Настоящее решение вступило в силу со дня опубликования в бюллетене Яйвинского городского поселения «Яйвинский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ года. Настоящий план развития определяет поэтапное решение основных проблем обеспечения жизнедеятельности населения по вопросам местного значения Яйвинского городского поселения. Яйвинское городское поселение имеет неудовлетворительную обеспеченность финансовыми ресурсами для развития поселения. Органы местного самоуправления не обладают достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при решении вопросов местного значения. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления не соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Экономическое развитие на территории поселения происходит слишком медленными темпами. Среди приоритетных направлений развития Яйвинского городского поселения нет мероприятий по организации водоотведение сточных ливневых вод на территории Яйвинского городского поселения, следовательно нет возможности ранее 2017 года организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории Яйвинского городского поселения.
На основании вышеизложенного просят исковые требования прокурора удовлетворить частично. Отказать в удовлетворении в части установления срока исполнения обязанности в течении 1 года, а установить срок исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ года.
Заинтересованное лицо - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологи Пермского края в судебное заседание не явилось, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства ФИО7, действующий на основании доверенности, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. Пояснил суду, что администрация Яйвинского городского поселения не обращалась в Министерство с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно п.2 Постановления Верховного совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с п.1 Приложения № 3 к указанному выше Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;- ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п.1 ст.4 указанного Закона поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты находятся в государственной собственности.
Согласно п.1 ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.3 и п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.7 ст.1 Водного кодекса РФ водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Согласно ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте, как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
В силу п. 2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п.1 ст.12 указанного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно п.1 и п.2 ст.18 данного Закона водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В силу п.2 ст.21 выше указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что закреплено в п.3 ст.39 этого же Закона.
В соответствии с п.4.1.1. и п.4.2. СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.06.2000 года, о гигиенических требованиях к охране поверхностных вод, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве.
Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
В нарушение указанного законодательства Яйвинским городским поселением Александровского района Пермского края в лице администрации Яйвинского городского поселения Александровского района Пермского края осуществляется водоотведение сточных ливневых вод без очистки; осуществляется несанкционированный сброс сточных ливневых вод в водный объект, - <адрес>, решение о предоставлении которой в пользование для целей сброса сточных вод не выдавалось.
Изложенные факты подтверждаются следующими документами и доказательствами.
В ст.6 Устава Яйвинского городского поселения, утвержденного Решением Думы Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ года, указано, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе:
п.4 - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ;
п.19 - организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
п.20 - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;
п.26 - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
п.31 - осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. (л.д.9-12)
Согласно ст.41 Устава администрация поселения
п.1 - обеспечивает исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения по реализации вопросов местного значения;
п.8 - организует электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения поселения и водоотведение;
п.12 - осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
п.13 - участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
п.31 - осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
п.37 - осуществляет подготовку документов территориального планирования поселения, правил землепользования и застройки поселения, документации по планировке территории поселения;
Согласно ч.2 ст.41 Устава администрация поселения осуществляет свои полномочия по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, решениями Думы, постановлениями и распоряжениями главы администрации поселения.
В силу ч.3 и ч.4 ст.41 Устава администрация поселения может осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края, а также осуществляет иные полномочия, определенные настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами, законами Пермского края. (л.д.9-12)
Из письма за подписью главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Яйвинского городского поселения прудов и обводненных объектов, свидетельства о праве муниципальной собственности на водные объекты не имеется. Сброс в муниципальные и федеральные (вместе именуемые поверхностные( водные объекты и захоронение в них отходов не осуществляется. На территории муниципального образования аварии и иные чрезвычайные ситуации, угрожающие загрязнению поверхностных водных объектов, за исключением ситуации на <адрес>, не происходят. Сброс в поверхностные водные объекты сточных вод не осуществляется (л.д.13-14)
Согласно письму Камского бассейнового водного управления № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Яйвинского городского поселения не имеет решения, лицензии или договора на право пользования водными объектами для сброса сточных вод (л.д.15-22)
Доводы ответчика об отказе в удовлетворении требований в части установления срока исполнения обязанности в течение 1 года, установлении срока исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что утвержден план развития поселения, который определяет поэтапное решение основных проблем обеспечения жизнедеятельности, однако поселение имеет неудовлетворительную обеспеченность финансовыми ресурсами, которые не соразмерны полномочиям, предоставленным Конституцией РФ, а также о том, что экономическое развитее территории происходит слишком медленными темпами, суд находит несостоятельными. Срок для исполнения обязанности 1,5 года с момента вступления решения в суда в силу находит разумным, обоснованным, достаточным для проведения необходимой работы и мероприятий.
Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования - Яйвинское городское поселение расположен водный объект- <адрес>, в который осуществляется несанкционированный сброс не очищенных ливневых стоков из ливневой канализации.
Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции РФ, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также нарушает законные интересы Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанности организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории Яйвинского городского поселения: осуществлять очистку сточных ливневых вод, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Руководствуясь ст.,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию Яйвинского городского поселения обязанность организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории Яйвинского городского поселения: осуществлять очистку сточных ливневых вод, получить решение о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Установить срок для исполнения обязанности - 1,5 года со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ответчика администрации Яйвинского городского поселения Александровского муниципального района Пермского края в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий Е.Н. Шерстобитова