Р Е Ш Е Н И Е
25 февраля 2016 года г.Краснотурьинск
Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Горобец И.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лаптева П.В.,
представителей МИФНС России № по Свердловской области Мелешко Д.В., Мамаевой В.Н., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ЛАПТЕВА П. В. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по Свердловской области по делу об административном правонарушении № от <дата обезличена>, в отношении
Лаптева П. В., <данные изъяты>,
установил:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № по Свердловской области по делу об административном правонарушении № от <дата обезличена> руководитель общества с ограниченной ответственностью «Телерадиовещательная компания «ТРАК», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Лаптев П.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Лаптев П.В. подал на него жалобу в Краснотурьинский городской суд, в которой просит признать незаконным и отменить постановление ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что ООО «ТРАК» осуществляет деятельность по оказанию услуг по доставке телевизионных программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства до абонентской линии пользователей в соответствии с договорами на оказание услуг связи, заключенными с физическими лицами - жителями городов Краснотурьинска, Карпинска и Североуральска. Прием платежей физических лиц - потребителей услуг ООО «ТРАК» - осуществляется различными способами, в том числе, путем перечисления средств на специальные счета ООО «ТРАК», являющегося поставщиком услуг, либо посредством приема наличных денежных средств в кассу ООО «ТРАК». Кроме того, прием платежей от потребителей услуг ООО «ТРАК» осуществляется платежными Агентами через пункты приема платежей, в том числе Агентом - АО «Расчетный центр Урала».
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежей Агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед Поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным Законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Из системного анализа приведенных норм статьи 2, раскрывающей понятие платежного агента, и части 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ следует, что действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств. Платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
При этом п.1 ст. 2 Федерального Закона от 03.06.2009 №103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
ООО «ТРАК» является получателем платы за оказание услуг по доставке телевизионных программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства до абонентской линии пользователей - физических лиц, то есть поставщиком услуг.
Во исполнение требований вышеназванного Федерального закона ООО «ТРАК» 12.10.2011 в Уральском Банке ПАО «Сбербанк» был открыт и использовался в расчетах специальный банковский счет №. Обязанность платежного Агента использовать только специальный банковский счет для осуществления операций по списанию денежных средств на специальный счет Поставщика установлена частями 14 и 16 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного Агента не допускается (часть 17 статьи 4 названного Закона).
Один из восьми платежных Агентов ООО «ТРАК» - АО «Расчетный центр Урала» - в период с 29.10.2015 по 11.12.2015 перечислил денежные средства, принятые в качестве платежей от потребителей услуг, оказанных ООО «ТРАК», в сумме 145 105 рублей, на расчетный, а не специальный банковский счет ООО «ТРАК».
Данное нарушение было установлено ООО «ТРАК» <дата обезличена> и устранено немедленно, тогда же в адрес АО «Расчетный центр Урала» направлено письмо № о перечислении собранных денежных средств в пользу ООО «ТРАК» на специальный банковский счет ООО «ТРАК» в Уральском Банке ПАО «Сбербанк», соответствующее уведомление направлено Обществом в Межрайонную ИФНС № по Свердловской области <дата обезличена>.
Просит суд принять во внимание тот факт, что он как генеральный директор ООО «ТРАК» никак не мог препятствовать зачислению (получению) денежных средств на расчетный счет Общества, так как названная операция осуществляется третьим лицом –банком.
В случае, если суд в процессе рассмотрения его жалобы придет к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он просит применить положения ст. 2.9 названого Кодекса и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании Лаптев П.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив также, что в ООО «ТРАК» была проведена в декабре 2015 года налоговая проверка, которая и выявила установленный факт, зачисление денежных средств на расчетный счет, а не на специальный банковский счет. Сразу же были приняты необходимые меры, было направлено письмо в Уральский Банк ПАО «Сбербанк», который и осуществлял зачисление не на специальный банковский счет, а на расчетный счет. О том, что нарушение устранено, было направлено сообщение и в налоговую инспекцию еще до составления протокола и вынесения постановление о привлечении его к административной ответственности. Просит признать постановление незаконным и необоснованным, в противном случае просит прекратить дело за малозначительностью, поскольку период не зачисления денежных средств на специальный банковский счет небольшой и данное нарушение сразу же устранено.
Представители МИФНС России № по Свердловской области Мамаева В.Н. и Мелешко Д.В., не согласившись с доводами жалобы Лаптева П.В., в судебном заседании пояснили, что в декабре 2015 года была проведена налоговая проверка на основании поручения № от <дата обезличена> на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за использованием специальных банковских счетов в ООО «Телерадиовещательная компания «ТРАК». В ходе проведения проверки установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ТРАК», ИНН 6614006076, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Свердловской области, зарегистрировано в качестве налогоплательщика <дата обезличена>.
Ответственным за ведение финансово-хозяйственной деятельности в проверяемом периоде являлся генеральный директор ООО «ТРАК» Лаптев П.В. в соответствии с Решением Единственного участника ООО «ТРАК» от <дата обезличена> №. Основные виды деятельности ООО «ТРАК»: деятельность в области радиовещания и телевидения, деятельность в области электросвязи. В проверяемом периоде Обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по доставке телевизионных программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства до абонентской линии пользователя е- соответствии с договорами на оказание услуг связи, заключенными с физическими лицами - жителями городов Краснотурьинска, Карпинска, Североуральска.
Согласно условиям договоров на оказание услуг связи, заключенных ООО «ТРАК» (Оператор) с физическими лицами (Абоненты), ООО «ТРАК» за плату предоставляет Абоненту доступ к сети кабельного телевидения и оказывает услуги по доставке телевизионных программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства Оператора до абонентской линии Абонента (п.1 договоров). Абонент оплачивает оказанные услуги как в безналичном порядке путем перечисления на расчетный счет Оператора, так и наличными денежными средствами в кассу Оператора в установленный срок (п. 4 договоров). Прием денежных средств - платежей физических лиц за оказанные услуги Общество осуществляет с применением контрольно - кассовой техники, зарегистрированной в налоговом органе, установленной в городах Краснотурьинске, Карпинске, Североуральске.
Полученные денежные средства приходуются в кассу Общества в установленном порядке.
Кроме того, прием платежей физических лиц - потребителей услуг ООО «ТРАК» осуществляют через пункты приема платежей:
ООО Краснотурьинский расчетный центр» на основании агентского договора на оказание услуг по приему денежных средств от <дата обезличена> №. Предмет договора - ООО Краснотурьинский расчетный центр» обязуется от своего имени и за свой счет организовать прием денежных средств от физических и юридических лиц через пункты приема платежей за услуги, оказываемые ООО «ТРАК», за вознаграждение (п.п.1.1 Договора)
АО «Расчетный центр Урала» на основании агентского договора от <дата обезличена> № АГ/ПД. Предмет договора - ООО «ТРАК» поручает, а АО «РЦ Урала» берет на себя обязательства совершать действия, связанные с организацией процесса получения денежных средств от физических лиц, заключивших с ООО «ТРАК» соответствующие договоры об оказании услуг, за вознаграждение (п.п.2.1, 2.2 договора). АО «РЦ Урала» обязуется через пункты приема платежей получать денежные средства от потребителей (физических лиц) в счет платы за оказанные ООО «ТРАК» услуги (п.3.1.1.1 договора).
Агентские договоры, заключенные ООО «ТРАК» с ООО «Краснотурьинский расчетный центр», АО «Расчетный центр Урала» являются договорами об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщком по оплате услуг.
Таким образом, прием денежных средств от потребителей (физических лиц), заключивших с ООО «ТРАК» соответствующие договоры на оказание услуг связи, осуществляют платежные агенты АО «Расчетный центр Урала», ООО «Краснотурьинский расчетный центр».
В соответствии с «Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», отдельный банковский счет, открываемый платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств является специальный банковский счет, который подлежит открытию. Согласно сведениям об открытых счетах, ООО «ТРАК» для осуществления деятельности открыты и используются счета в Уральском банке ПАО «Сбербанк»: расчетный счет и специальный банковский счет.
При этом, согласно полученным выпискам Уральского банка ПАО «Сбербанк платежи потребителей – физических лиц- за оказанные ООО «ТРАК» услуги связи, принятые платежным агентом АО «Расчетный центр Урала», перечисляются платежным агентом на расчетный счет, а не на специальный банковский счет.
В соответствии с выпиской Уральского банка ПАО Сбербанк за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> на расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом, поступили денежные средства от платежного агента АО «Расчетный центр Урала» по агентскому договору от <дата обезличена> №АГ/ПД за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> на общую сумму 145 105,00 рублей. Получение платежей физических лиц поставщиком услуг ООО «ТРАК» на расчетный счет, не являющийся специальным банковским счетом, от платежного агента АО «Расчетный центр Урала», является нарушением п. 18 ст. 4, п.4 ст. 8 Федерального закона № 103 – ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Таким образом, должностное лицо – генеральный директор ООО «Т ТРАК» Лаптев П.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП Российской Федерации.
Считают, что нельзя прекратить дело за малозначительностью, поскольку с момента заключение договора от <дата обезличена> АО «Расчетный центр Урала» не производил зачисление денежных средств, полученных от физических лиц за оказанные ООО «ТРАК» услуги связи, на специальный банковский счет. Устранение нарушения было произведено только после выявления данного факта. Период нарушения указан в постановлении с <дата обезличена>, поскольку срок привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей является минимальным, предусмотренным санкций ч. 2 ст. 15.1.
Допрошенная в качестве свидетеля главный бухгалтер ООО «ТРАК» <ФИО>6 суду пояснила, что агентский договор №АГ/ПД с АО « Расчетный центр Урала» заключен <дата обезличена>. В октябре 2011 года открыты расчетный счет и специальный банковский счет в уральском банке Сбербанка. Каждый день получает ООО «ТРАК» выписку из банка о произведенных операциях по счетам. Когда в ходе налоговой проверки были выявлены нарушения, то <дата обезличена> в адрес АО «Расчетный центр Урала» было направлено письмо о перечислении денежных средств в пользу ООО «ТРАК» на спецсчет.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителей МИФНС России № по Свердловской области, свидетеля, исследовав письменные материалы дела и обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.
В силу ст.30.6 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.2.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных паравонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
При рассмотрении жалобы Лаптева П.В. установлено, что на основании поручения начальника МИФНС России № по Свердловской области от <дата обезличена> № заместителем начальника отдела выездных проверок МИФНС России № по Свердловской области Мамаевой В.Н. проведена проверка ООО «Телерадиовещательная компания «ТРАК» (далее ООО «ТРАК») на предмет выполнения требований ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
По результатам проверки составлен Акт от 23.15.2015, в котором имеется отметка о вручении генеральному директору ООО «ТРАК» Лаптеву П.В.
<дата обезличена> составлен протокол об административном правонарушении № в отношении руководителя ООО «ТРАК»» Лаптева П.В. и в его присутствии, тогда же начальником МИФНС России № по Свердловской области в адрес ООО «ТРАК» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № по Свердловской области по делу об административном правонарушении № от <дата обезличена> руководитель ООО «ТРАК», расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Лаптев П.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей за нарушение требований п.18 ст.4, п. 4 ст.8 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», выразившееся в неиспользовании ООО «ТРАК» специального банковскою счета для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц за оказанные услуги е платежным агентом АО «Расчетный центр Урала».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
При этом п. 1 ст. 2 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент на основании (п. 3 вышеуказанной статьи).
Установлено, что ООО «ТРАК» осуществляет деятельность по оказанию услуг по доставке телевизионных программ по сети кабельного телевидения от передающего устройства до абонентской линии пользователей в соответствии с договорами на оказание услуг связи, заключенными с физическими лицами - жителями городов Краснотурьинска, Карпинска и Североуральска.
Прием платежей физических лиц - потребителей услуг ООО «ТРАК» - осуществляется, в том числе платежными агентами через пункты приема платежей. К числу агентов ООО «ТРАК» относится АО «Расчетный центр Урала», что подтверждается договором от <дата обезличена> №АГ/ПД, предметом которого является действия АО «Расчетный центр Урала», связанные с организацией процесса получения денежных средств от физических лиц, заключивших с ООО «ТРАК» соответствующие договоры об оказании услуг за вознаграждение.
В силу положений п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Недопустимость приема платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, закреплена также в ч. 4 ст. 8 названного выше Федерального закона.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом № от <дата обезличена> Лаптев П.В. назначен генеральным директором ООО «Телерадиовещательная компания «ТРАК».
Таким образом, Лаптев П.В. является должностным лицом и как должностное лицо правомерно привлечен к административной ответственности.
Вина руководителя ООО «ТРАК» в совершении административного правонарушения подтверждается: Актом проверки МИФНС России № по Свердловской области от <дата обезличена>, объяснениями Лаптева П.В., данными в ходе проверки и в судебном заседании, протоколом об административном правонарушении № от <дата обезличена>, выпиской Уральского банка ПАО Сбербанк от <дата обезличена>, согласно которой платежи потребителей за оказанные ООО «ТРАК» услуги связи, принятые платежным агентом АО «Расчетный центр Урала», перечисляются на расчетный счет №, не являющийся специальным банковским счетом.
Таким образом, суд находит установленной вину Лаптева П.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное административное правонарушение не является малозначительным, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить положение ст. 2.9 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Данное административное правонарушение заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении руководителя юридического лица к исполнению публично-правовых обязанностей.
Поэтому доводы Лаптева П.В. о малозначительности совершенного им правонарушения не может быть признаны обоснованными.
Административное наказание назначенное Лаптеву П.В. соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания и назначено в минимальном размере.
При таких обстоятельствах судья находит обжалуемое постановление законным, обоснованным и неподлежащим изменению, либо отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 15.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░