Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-2047
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.,
при секретаре Касьяновой В.С.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.
Признать за Головиной Валентиной Сергеевной право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Головиной Валентине Сергеевне выплату пенсии с 15 февраля 2018 г.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Головиной Валентины Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) –Пальчикову И.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Головиной В.С., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Головина В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 1984 по 20 июля 1986 годы она фактически проживала в <адрес>, который до 1998 г. относился к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
25 января 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в этом было отказано по тем основаниям, что период проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом с 1984 г. по 20 июля 1986 г. в <адрес> не подтвержден регистрацией по месту жительства.
По изложенным обстоятельствам, уточнив исковые требования, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год, обязать ответчика назначить досрочную пенсию с момента возникновения права на нее в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, не подтверждено регистрацией.
Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно ранее действовавшим Перечням населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р <адрес> относился к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и до 1998 г. был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Головина В.С., 15 февраля 1964 года рождения, 25 января 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что подтвержденный ею период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 3 года 06 месяцев 14 дней, что не дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, а период ее проживания в <адрес> с 1984 года по 1986 год не подтвержден регистрацией по месту жительства. В связи с чем, Головиной В.С. было рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 55 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1984 г. она с семьей проживала в <адрес>, а с 21 июля 1986 г. по 05 февраля 1990 г. имела регистрацию в указанном населенном пункте. Ссылалась на то, что она проживала с семьей в <адрес>, расположенной в <адрес>, которая была предоставлена ее супругу. Указывала, что, несмотря на фактическое проживание по указанному адресу, администрация сельского поселения до 20 июля 1986 г. не осуществляла регистрацию жителей по указанному адресу, ввиду того, что дом (барак) не находился на балансе поселения.
Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с 1984 г. по 20 июля 1986 г. истец фактически постоянно проживала в <адрес> без регистрации.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Так, в похозяйственной книге на домовладение в <адрес> за период с 1986 по 1990 годы в качестве члена хозяйства значится Головина В.С.
В медицинской карте дочери Головиной В.С.- ФИО7., <дата> года рождения, указано место ее жительства на дату составления карты <дата> - <адрес>.
Кроме того, факт проживания Головиной В.С. в спорный период в <адрес>, подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10
Установив, что Головина В.С. в период с 1984 г. по 20 июля 1986 г. проживала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с 15 февраля 2018 г. (достижения истцом возраста 54 лет).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Поскольку право на получение пенсии у Головиной В.С. возникло с 15 февраля 2018 г. (достижение возраста 54 лет), суд правомерно назначил истцу пенсию с указанной даты.
Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Сандуляк С.В. Дело № 33-2047
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.,
при секретаре Касьяновой В.С.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Головиной Валентины Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.
Признать за Головиной Валентиной Сергеевной право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Головиной Валентине Сергеевне выплату пенсии с 15 февраля 2018 г.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Головиной Валентины Сергеевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) –Пальчикову И.В., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Головиной В.С., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Головина В.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 1984 по 20 июля 1986 годы она фактически проживала в <адрес>, который до 1998 г. относился к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
25 января 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в этом было отказано по тем основаниям, что период проживания в вышеназванной зоне с льготным социально-экономическим статусом с 1984 г. по 20 июля 1986 г. в <адрес> не подтвержден регистрацией по месту жительства.
По изложенным обстоятельствам, уточнив исковые требования, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год, обязать ответчика назначить досрочную пенсию с момента возникновения права на нее в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что истец не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, не подтверждено регистрацией.
Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно ранее действовавшим Перечням населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р <адрес> относился к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и до 1998 г. был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Головина В.С., 15 февраля 1964 года рождения, 25 января 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ей было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что подтвержденный ею период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 3 года 06 месяцев 14 дней, что не дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, а период ее проживания в <адрес> с 1984 года по 1986 год не подтвержден регистрацией по месту жительства. В связи с чем, Головиной В.С. было рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 55 лет.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что с 1984 г. она с семьей проживала в <адрес>, а с 21 июля 1986 г. по 05 февраля 1990 г. имела регистрацию в указанном населенном пункте. Ссылалась на то, что она проживала с семьей в <адрес>, расположенной в <адрес>, которая была предоставлена ее супругу. Указывала, что, несмотря на фактическое проживание по указанному адресу, администрация сельского поселения до 20 июля 1986 г. не осуществляла регистрацию жителей по указанному адресу, ввиду того, что дом (барак) не находился на балансе поселения.
Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с 1984 г. по 20 июля 1986 г. истец фактически постоянно проживала в <адрес> без регистрации.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Так, в похозяйственной книге на домовладение в <адрес> за период с 1986 по 1990 годы в качестве члена хозяйства значится Головина В.С.
В медицинской карте дочери Головиной В.С.- ФИО7., <дата> года рождения, указано место ее жительства на дату составления карты <дата> - <адрес>.
Кроме того, факт проживания Головиной В.С. в спорный период в <адрес>, подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10
Установив, что Головина В.С. в период с 1984 г. по 20 июля 1986 г. проживала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год и обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить выплату этой пенсии с 15 февраля 2018 г. (достижения истцом возраста 54 лет).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Поскольку право на получение пенсии у Головиной В.С. возникло с 15 февраля 2018 г. (достижение возраста 54 лет), суд правомерно назначил истцу пенсию с указанной даты.
Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи