Дело № 13-16/2019 (2-24/2018)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Республика Карелия г. Лахденпохья 11 февраля 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Мийнальского сельского поселения об отсрочке исполнения решения суда,
у с т а н о в и л:
Администрация Мийнальского сельского поселения (далее по тексту АМСП) обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-24/2018.
Заявление мотивировано тем, что решением суда на АМСП возложена обязанность по принятию мер к постановке на учет в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества дороги, обеспечивающей подъезд от региональной дороги «Подъезд к п. Микли» к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>. 29.01.2019 на основании исполнительного листа от 16.05.2018 № ФС № 011668402, выданного на основании решения суда по гражданскому делу №2-24/2018, возбуждено исполнительное производство №1038/19/10007-ИП. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 29.01.2019 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. Заявитель указывает на невозможность исполнения решения суда в столь короткие сроки. Ссылаясь на п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заявитель указал, что в бюджете МСП на 2019 год не предусмотрены денежные средства на оплату работ по изготовлению технического плана на недвижимое имущество. Процедура внесения поправок в бюджет МСП, проверка проекта решения контрольным счетным комитетом Лахденпохского муниципального района и утверждение бюджета Советом МСП займет не менее одного месяца. На внесение изменений в план закупок и план-график АМСП, проведение конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ и заключение муниципального контракта на выполнение работ по изготовлению технического плана с подрядчиком необходимо дополнительно около двух месяцев. Непосредственное выполнение работ (исполнение контракта) займет еще около одного месяца. Постановка на государственный кадастровый учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество в течение 7 дней. Также орган регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по решению регистратора в процессе рассмотрения заявления и документов может принимать решение о приостановке кадастрового учета объекта недвижимости до шести месяцев.
На основании изложенного АМСП просит отсрочить исполнение решения суда по гражданскому делу № 2-24/2018 до 01.10.2019.
В судебном заседании представитель должника глава администрации Мийнальского сельского поселения Тимина Г.И. заявление поддержала в полном объеме, дополнив, что денежные средства, необходимые для постановки дороги на государственный кадастровый учет, в бюджете на 2019 года запланированы. Вместе с тем, необходимо время для составления плана-графика и проведения конкурсных процедур. По мнению представителя АМСП постановка на кадастровый учет дороги будет приостановлена, так как в спорном месте расположены земельные участке уже стоящие на кадастровом учете.
Взыскатель Павлов А.К., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявления.
Представители администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Управления Росреестра по Республике Карелия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Отдела судебных приставов по Лахденпохскому району, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело вопрос об отсрочке исполнения.
В процессе судебного разбирательства установлено, что 12.02.2018 Лахденпохским районным судом Республики Карелия рассмотрено гражданское дело по иску Павлова А.К. к администрации Мийнальского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по содержанию дороги, возложении обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйной дороги в органе государственной регистрации прав и понуждении к действиям. Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 27.04.2018 решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12.02.2018 отменено в части отказа в постановке на учет бесхозяйной дороги с принятием в данной части нового решения. На АМСП возложена обязанность по принятию мер к постановке на учет в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества дорогу, обеспечивающую подъезд от региональной дороги «Подъезд к п. Микли» к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>
29.01.2019 Отделом судебных приставов по Лахденпохскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №1038/19/10007-ИП, предметом исполнения которого является принятие АМСП мер к постановке на учет в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества. АМСП установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В настоящее время решение суда не исполнено.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» № 5 от 10 октября 2003 года, разъяснено, что при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод об исполнении решений в разумные сроки.
В силу пункта 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года каждый имеет право на разумные сроки исполнения судебных решений.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека основания для отсрочки решения суда, должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время АМСП ведутся работы по принятию мер к постановке на учет в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество дороги в качестве бесхозяйного имущества.
Учитывая требования действующего законодательства, суд находит заслуживающим внимания довод заявителя о невозможности единовременного исполнения судебного акта. Как пояснил в судебном заседании представитель должника для исполнения решения суда требуются существенные временные затраты, связанные с проведением конкурсных процедур и заключением муниципального контракта.
Так, суд приходит к выводу, что для организации проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» с последующим заключением договора на выполнение работ по изготовлению технического плана, действительно требуется значительное время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у АМСП реальных препятствий для исполнения судебного акта единовременно.
Исходя из вышеназванных положений, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, суд вправе удовлетворить заявление об отсрочке исполнения решения суда лишь в случае предоставления стороной-заявителем убедительных доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые могут служить основанием для предоставления отсрочки или рассрочки. При этом отсрочка исполнения решения не должна привести к невозможности исполнения решения суда и нарушению прав второй стороны.
При этом, отсутствие у должника денежных средств не может ставить под сомнение принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку приведенные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения обязанности, установленной судом, таковые должник должен учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.
Из заявления следует, что заявитель просит предоставить отсрочку до 01.10.2019. Вместе с тем, изложенные заявителем доводы, суд находит недостаточными для предоставления отсрочки на такой длительный срок. Так, довод о возможном приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости до шести месяцев, не может быть принят во внимание, поскольку является лишь предположением, которое не может быть положено в основу при разрешении поданного заявления.
Кроме того, следует учитывать, что в данном конкретном случае заявленный срок отсрочки исполнения решения суда приведет к его длительному неисполнению, с учетом того, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие существенных затруднений, возникших при исполнении решения по гражданскому делу, суд полагает возможным предоставить заявителю отсрочку исполнения решения суда на срок до 01.07.2019, полагая, что более длительная отсрочка приведет к нарушению прав взыскателя.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 203, 224, 225, 434 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Заявление администрации Мийнальского сельского поселения удовлетворить частично.
Предоставить отсрочку исполнения решения Лахденпохского районного суда Республики Карелия по гражданскому делу № 2-24/2018 до 01 июля 2019 года.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья: И.В. Жданкина