Дело № 2-121, 122, 128, 134/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 08 мая 2014 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Румянцевой Натальи Васильевны, Лепестихиной Елены Валерьевны, Руденкова Максима Васильевича, Кузнецова Виктора Владимировича, к администрации Лахденпохского муниципального района о признании решений незаконными, понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Тергуева Т.В., действуя в интересах Румянцевой Н.В., Лепестихиной Е.В., Руденкова М.В., Кузнецова В.В. на основании доверенностей, обратилась в суд с названными исками. Иски предъявлены по тем основаниям, что истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) с заявлениями о предоставлении земельных участков для дачного строительства, расположенных в <адрес>, кадастровый квартал №. (Румянцева №, Лепестихина Е.В. №, Руденков М.В. №, Кузнецов В.В. №). Решениями администрации ЛМР № от ДД.ММ.ГГГГ истцам было сообщено, что согласно Решению Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР» земельные участки для ведения гражданами в индивидуальном порядке дачного строительства осуществляется исключительно на торгах. Истцы указали, что не согласны с указанными решениями, так как нарушаются их права на получение земельных участков для дачного строительства в аренду по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
На основании изложенного, истцы просили: признать незаконными и отменить вышеуказанные решения; в соответствии с пунктом 3 ст. 31 ЗК РФ обязать ответчика проинформировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства; в соответствии с п.п. 2, 5 ст.31 ЗК РФ обязать ответчика обеспечить выбор земельных участков для дачного строительства на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, оформив акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истцов Тергуева Т.В. представила заявление об изменении (дополнении) оснований исковых требований. Указала, что на Решение Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № был вынесен протест прокурора с требованием - привести в соответствие с действующим законодательством данное Решение. Вышеуказанный протест ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен Советом ЛМР - IV Заседанием IV Созыва (Решение опубликовано в газете «Призыв» № от ДД.ММ.ГГГГ года). Полагала, что вышеуказанный протест отменил Решение Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № в полном объеме, то есть исковые требования подлежат удовлетворению также по указанным основаниям.
Представитель истцов – по доверенности Тергуева Т.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Уточнила заявленные требования. Просила признать незаконными и отменить оспариваемые решения и обязать ответчика принять решения по заявлениям истцов в соответствии с действующим на момент подачи заявлений, законодательством. Остальные требования не поддержала.
Ответчик – представитель администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Считает, что действие Решения Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ. № О разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР» распространяется на рассматриваемые правоотношения, так как фактически заявления истцов разрешались после вступления в силу данного нормативного акта, ответ истцам дан ДД.ММ.ГГГГ Протест прокурора в отношении данного НПА удовлетворен, но сам акт не отменен, так как прокуратура требовала не его отмены, а приведения его в соответствие с действующим законодательством.
Представитель Совета ЛМР по доверенности Корень В.Б. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Отказ администрации ЛМР истцам по данному основанию является незаконным, так как на момент подачи истцами заявлений, нормативный акт, в соответствии с которым истцам отказано в удовлетворении исковых требований, в законную силу не вступил. Отказ является преждевременным, необходимо рассмотреть заявления и принять решение в соответствии с действующим законодательством. В части доводов представителя истцов о протесте прокурора, поддержал позицию представителя администрации ЛМР. Указал, что рассмотрение протеста прокурора назначено на заседании сессии Совета ЛМР ДД.ММ.ГГГГ
Истцы Румянцева Н.В., Лепестихина Е.В., Руденкова М.В., Кузнецова В.В., представители третьих лиц - администрации Элисенваарского сельского поселения, МКУ «Комитет по земельным имущественным отношениям» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Лепестихина Е.В. обратилась в администрацию ЛМР с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства в <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.35).
Руденков М.В. обратился в администрацию ЛМР с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства в <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.39).
Румянцева Н.В. обратилась в администрацию ЛМР с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства в <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.43).
Кузнецов В.В. обратился в администрацию ЛМР с заявлением № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства в <адрес>, кадастровый квартал № (л.д.50).
Решениями № от ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛМР отказала истцам, по тем основаниям, что согласно Решению Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № О разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР», земельные участки для ведения гражданами в индивидуальном порядке дачного строительства предоставляются исключительно на торгах (л.д.36, 40, 44, 51).
Решение Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № О разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР» опубликовано в районной газете «Призыв» за № от ДД.ММ.ГГГГг.-ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.6).
Из материалов дела следует, что на Решение Совета ЛМР от 18.12.2013г. № О разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР» прокурором <адрес> принесен протест, в котором он требовал привести данное Решение в соответствии с действующим законодательством. Протест удовлетворен, рассмотрение вопроса о внесении изменений в указанное решение совета назначено на ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени изменения в данное Решение не внесены.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ)» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из ст.31 ЗК РФ до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта у органов местного самоуправления возникает обязанность информирования населения с целью выяснения обстоятельств нарушения выделением земельного участка прав других лиц.
В силу положений ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно положениям ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с п.7 ст. 43 Устава ЛМР муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
При таких обстоятельствах исковые требования (уточненные представителем истцов Тергуевой Т.В. в настоящем судебном заседании) подлежат удовлетворению. Отказы администрации ЛМР по основаниям, изложенным в обжалуемых решениях, со ссылкой на Решение Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке Положения «О предоставлении земельных участков на территории ЛМР», являются неправомерными.
Указанное решение было опубликовано в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ г., тогда как заявления от истцов о предоставлении земельных участков поступили в администрацию ЛМР раньше – ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их официального опубликования, закон обратной силы не имеет, то положения Решения Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № не подлежат применению при рассмотрении администрацией ЛМР заявлений истцов о предоставлении им земельных участков.
Учитывая, что оспариваемые решения подлежат отмене, суд полагает не оценивать доводы сторон, относительно протеста прокурора на Решение Совета ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ №.
При принятии решения суд полагает достаточным не указывать конкретные действия, которые должен произвести ответчик по заявлениям истцов с целью устранения нарушения их прав, а обязать ответчика принять решение по заявлениям истцов в соответствии с действующим земельным законодательством.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными решения администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, принятые по заявлениям Румянцевой Натальи Васильевны, Лепестихиной Елены Валерьевны, Руденкова Максима Васильевича, Кузнецова Виктора Владимировича.
Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района рассмотреть заявления: Лепестихиной Елены Валерьевны, от ДД.ММ.ГГГГ года, входящий номер №; Румянцевой Натальи Васильевны, от ДД.ММ.ГГГГ года, входящий номер №; Руденкова Максима Васильевича, от ДД.ММ.ГГГГ года, входящий номер №; Кузнецова Виктора Владимировича, от ДД.ММ.ГГГГ года, входящий номер №, и принять решения по данным заявлениям с соблюдением требований действующего на момент подачи заявлений земельного законодательства.
Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Румянцевой Натальи Васильевны, Лепестихиной Елены Валерьевны, Руденкова Максима Васильевича, Кузнецова Виктора Владимировича судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере по хх.хх.хх. (хх.хх.хх.) рублей каждому из истцов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме составлено: 13 мая 2014 года.
Председательствующий: А.Б.Каменев