КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
33а-26467/2020 (2а-2438/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2020 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Маркиной И.С.
с участием прокурора Майборода О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу № 3 Хабарова А. А. к Территориальной избирательной комиссии Анапская о признании незаконным и отмене решения,
с апелляционной жалобой представителя Товмасяна А. Т. на основании доверенности Моисеенко А. В. решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23.07.2020 № 700, опубликованным 25.06.2020 в общественно-политической газете города-курорта Анапа «Анапское Черноморье» № 45(14232), на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Анапская от 05 августа 2020 года №168/1137 Товмасян А. Т. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу № 3 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Хабаров А. А., выдвинутый в порядке самовыдвижения и зарегистрированный решением территориальной избирательной комиссии Анапская от 26 июля 2020 года №159/1015 кандидатом в депутаты по тому же округу, обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Анапская о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Анапская №168/1137 от 05 августа 2020 года «О регистрации Товмасяна А. Т. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу № 3». В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом в депутаты Товмасяном А.Т. не представлен первый финансовый отчет в порядке и в сроки установленные региональным законодательством.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 24 августа 2020 года административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа по Анапскому городскому одномандатному избирательного округу № 3 Хабарова А. А. удовлетворено.
Суд признал незаконным и отменил решение территориальной избирательной комиссии Анапская №168/1137 от 05 августа 2020 года «О регистрации Товмасяна А. Т. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу № 3».
Не согласившись с указанным решением, представитель Товмасяна А.Т. на основании доверенности Моисеенко А.В. подал апелляционную жалобу, которой просил отменить обжалуемый судебный акт, принять по делу новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Товмасяна А.Т. на основании доверенности Моисеенко А.В. настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт, принять по делу новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Анапская на основании доверенности Громыко С.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Прокурор прокуратуры Краснодарского края Майборода О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Товмасян А.Т. и Хабаров А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания посредством телеграмм и направления СМС-сообщения, а также посредством размещения информации о дате, времени и месте проведения судебного заседания на сайте суда.
Товмасян А.Т. направил в суд апелляционной инстанции заявление с ходатайством об отложении слушания дела ввиду невозможности явки по состоянию здоровья. Представил копию медицинской справки о болезни № 185/20 от 03 сентября 2020 года.
Судебная коллегия, совещаясь на месте, определила: в удовлетворении ходатайства Товмасяна А.Т. об отложении судебного заседания отказать, ввиду отсутствия доказательств подтверждения невозможности его присутствия в судебном заседании по медицинским показаниям. Кроме того, в соответствии со статьей 243 КАС РФ лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, если их явка в судебное заседания не признана обязательной, суд может рассмотреть дело в их отсутствие. Более того, судебная коллегия учитывает, что в настоящем деле право на участие в судебном заседании реализовано путем представления его интересов представителем по доверенности Моисеенко А.В.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подпунктом «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Краснодарского края урегулирован Законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Из системного анализа положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации. К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.
Законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет (пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ кандидат, создавший свой избирательный фонд на специальном счете, единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию кандидатов, следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); первый финансовый отчет кандидата (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 41 настоящего Закона).
Названной нормой закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ регламентировано, что первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.
Частью 2 статьи 45 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ установлено, что кандидат, зарегистрированный кандидат (за исключением кандидатов, которые в соответствии с частью 2 статьи 41 настоящего Закона избирательный фонд не создавали или его создали без открытия специального избирательного счета), избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, обязаны представить в организующую выборы избирательную комиссию либо территориальную избирательную комиссию, в соответствии с частью 5 статьи 9 настоящего Закона принимающую решение о регистрации либо отказе в регистрации кандидата, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, в том числе первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в организующую выборы избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
Таким образом, из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что первый финансовый отчет должен быть подан кандидатом вместе со всеми документами, необходимыми для его регистрации, единовременно и в полном объеме, т.е. в составе трех документов: учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
В соответствии с пп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичную норму содержит пункт 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2020 года Товмасяном А.Т. для его регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа четвертого созыва по Анапскому городскому одномандатному избирательному округу № 3 в избирательную комиссию в числе иных документов были представлены: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда на 3 листах от 27 июля 2020 года, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на 2 листах от 27 июля 2020 года, банковская справка на 1 листе от 27 июля 2020 года об остатке средств избирательного фонда за период с 24 июля 2020 года по 26 июля 2020 года (л.д. 71,72,74-75,76-77).
Поскольку банковская справка не содержит сведений об остатке средств фонда на дату ее выдачи и подачи финансового отчета – 27 июля 2020 года, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в установленный срок в числе документов для регистрации Товмасян А.Т. не представил первый финансовый отчет, содержание которого отвечало бы требованиям части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ.
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о противоречии оспариваемого решения избирательной комиссии положениям подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ, согласно которым отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата.
Вопреки приведенным Товмасяном А.Т. доводам о соблюдении им требований избирательного законодательства, форма финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии, утверждена Постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 11.03.2009 № 76/720 (ред. от 21.01.2020) «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета».
Названным постановлением предусмотрено, что финансовый отчет считается представленным только в случае предоставления кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим муниципальный список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую выборы, трех документов: сведений согласно форме № 1 (учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата); финансового отчета (форма № 2); банковской справки об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета.
Банковская справка должна иметь дату (с указанием числа, месяца и года) ее выдачи, быть заверена подписью работника и печатью отделения ПАО Сбербанк (иной кредитной организации) и содержать сведения об остатке средств фонда на специальном избирательном счете на дату ее выдачи.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ № 1 ░ № 2 (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ 4.2).
░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░.░. 71) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░ 26 ░░░░ 2020 ░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 308 – 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░