Дело №
(УИД 26RS0№-62)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе: судьи <данные изъяты>, при секретаре <данные изъяты> с участием помощника прокурора <адрес> <данные изъяты> представителя ответчиков: Министерства образования <адрес> и <адрес> <данные изъяты> действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании осуществить финансирование в целях приобретения оборудования для лингафонного кабинета и оборудовать лингафонные кабинеты,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ, с иском к МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, Министерству образования <адрес> об обязании осуществить финансирование в целях приобретения оборудования для лингафонного кабинета и оборудования лингафонного кабинета.
В последующем определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов <адрес> и <адрес>.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кировского городского округа.
В ходе проверки установлено, что в образовательных учреждениях МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
Согласно информации образовательных учреждений, денежные средства для приобретения и оборудования лингафонных кабинетов, отсутствуют.
Полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонных кабинетов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно п. 1, подп. 4, 5 п. 9, Положения о Министерстве образования <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Министерство образования <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории <адрес> государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, а также полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти <адрес>.
Основными задачами министерства являются обеспечение государственных гарантий реализации права на образование, организация осуществления переданных полномочий Российской Федерации.
С учетом изложенного прокурор просит суд обязать Министерство образования <адрес> осуществить финансирование в целях приобретения МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> и МБОУ «СОШ №» <адрес> оборудования для лингафонных кабинетов в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязать средние общеобразовательные учреждения оборудовать лингафонные кабинеты.
В дальнейшем прокурор изменил исковые требования и просил обязать <адрес>, Министерство образования <адрес> предоставить субвенцию бюджету Кировского городского округа в целях приобретения оборудования для лингафонного кабинета в МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> и МБОУ «СОШ №» <адрес>, обязав средние общеобразовательные учреждения оборудовать лингафонные кабинеты.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> <данные изъяты> уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика: МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> и МБОУ «СОШ №» <адрес> в судебное заседание не явились. В предоставленном заявлении просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, выразив согласие в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков Министерства образования <адрес> и <адрес> <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования в части предъявленных к ним исковых требований не признала, пояснив суду, что денежные средства, выделяемые в виде субвенций, рассчитываются из соответствующей формы, которая предусмотрена в 507 Постановлении. Расчет норматива осуществляется на одного обучающего на очередной финансовый год по определенной формуле. Это норматив на одного обучающего, расход на оплату труда руководящих работников, педагогических работников и на приобретение учебников, средств обучения, куда входят и лингафонные кабинеты. Таким образом, Министерство каким-либо образом не повышает, не понижает денежные средства. При распределении средств субвенций орган местного самоуправления должен учесть потребность школы и распределить денежные средства таким образом, чтобы данную потребность погасить. Министерство не осуществляет контроль распределения средств субвенции, кроме заработной платы, которая указывается в соглашениях. Субвенция выделяются одной строкой в электроном бюджете, и денежные средства используются местными органами самостоятельно. То есть в законе о бюджете <адрес> не предусмотрено на что тратить деньги. Сумму, которую необходимо будет выплачивать, заявку на размер заработай платы предоставляет отдел образования, а Министерство согласно этой заявки согласовывает. Министерство не устанавливает заработную плату для муниципальных образований, в том числе для <адрес>. Им поступила заявка на заработную плату педагогам, поэту данные денежные средства были выделены для заработной платы, хотя данные денежные средства могли быть запрошены на лингафонные кабинеты. Считает, что выделяемые в рамках ежегодной субвенции средства отделом образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа <адрес> расходуются нецелесообразно.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился. Своим письменным возражением просил о рассмотрении дела в их отсутствие. В удовлетворении требований к Министерству финансов <адрес> просил отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, письменный отзыв Министерства финансов <адрес>, Министерства образования <адрес>, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2, ч. 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Так прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных организациях, расположенных на территории Кировского городского округа.
В ходе проверки было установлено, что в образовательных учреждениях: МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> - отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Согласно информациям отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 16.10.2020г. в МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, оборудование лингафонных кабинетов находится в неисправном состоянии и ремонту не подлежит.
В рамках оснащения образовательных организаций к внедрению ФГОС в 2015-2016 годах получено учебно-лабораторное оборудование, необходимое для реализации ФГОС ООО, а именно оборудование для кабинетов биологии, географии, физики, химии, а также комплекты дидактических наглядных материалов. Средства субвенции на приобретение лингафонных кабинетов в 2015-2020 годах не выделялись.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Таким образом, лингафонные кабинеты, согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ, представляют собой средства обучения.
Статьей 99 Федерального закона № 273-ФЗ установлены особенности обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
Так, нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включаются в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Статьей 140 Бюджетного кодекса РФ установлено, что распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и в виду субвенций.
Исходя из вышеизложенного, нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также с учетом обеспечения средней заработной платы педагогических работников.
С целью реализации ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, в <адрес> приняты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об утверждении методик распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях <адрес>, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>» и Постановление Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>».
На основании <адрес> №-кз, постановления <адрес> №-п ежегодно осуществляется расчет субвенций, которые предоставляются муниципальным образованиям <адрес>, в том числе и Кировскому городскому округу СК.
Субвенция включает в себя такие направления расходов, как: расходы на оплату труда руководящих работников, расходы на оплату труда педагогических работников, расходы на приобретение учебников и средств обучения, расходы на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов. Таким образом, размер субвенции определяется на текущий финансовый год исходя из норматива на одного обучающегося и количества обучающихся всего в отдельном муниципальном образовании СК.
При распределении средств субвенции по направлениям расходов орган местного самоуправления должен учесть потребность муниципальных общеобразовательных организаций в учебниках, учебных пособий и средств обучения и распределить средства таким образом, чтобы полностью её удовлетворить.
То есть, муниципальные образования <адрес> при получении субвенции самостоятельно распределяют данные средства с учетом потребностей муниципальных общеобразовательных организаций соответствующего муниципального образования <адрес>.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Кроме того, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Так лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно расходы на них выделялись Кировскому городскому округу <адрес> в рамках ежегодной субвенции.
В судебном заседании также установлено, что учредительными документами образовательных учреждений предусмотрено осуществление следующих основных видов деятельности: предоставление основных общеобразовательных программ начального общего образования; основных общеобразовательных программ основного общего образования; основных общеобразовательных программ среднего общего образования; дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности, физкультурно-спортивной направленности, социально-педагогической направленности, военно-патриотической направленности, туристско-краеведческой направленности, эколого-биологической направленности; дополнительных профессиональных программ; программ профессионального обучения.
Разрешая заявленные исковые требования и установив, что обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Кировского городского округа в полной мере не выполняется, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, в связи с чем, требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности оборудовать лингафонные кабинеты подлежат удовлетворению.
В то же время, учитывая, что субвенции, выделяемые из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования, Кировскому городскому округу предоставляются в полном объеме, суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора о возложении обязанности на <адрес> и Министерство образования <адрес> предоставить субвенцию бюджету Кировского городского округа в целях приобретения оборудования для лингафонных кабинетов в МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес>, МБОУ «СОШ №» <адрес> и МБОУ «СОШ №» <адрес>.
Данный вывод суда основан на установленных по делу фактических обстоятельствах, и на основании требований закона, регулирующего спорные правоотношения (ст. ст. 5, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. п. 24, 26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1897).
Так, Министерство образования <адрес> осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета.
Предусмотренные <адрес> №-кз, а также Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п субвенции, выделяемые из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования, Кировскому городскому округу предоставлены в полном объеме.
Согласно Устава средних общеобразовательных школ источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: субсидия на выполнение муниципального задания, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг (работ) и содержание имущества; субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; имущество, переданное Учреждению его Собственником, а также приобретенное Учреждением; доходы от приносящей доход деятельности, разрешенной настоящим Уставом; добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий и частных лиц; средства, полученные от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, иные источники, не противоречащие законодательству.
Также, источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются: средства бюджета Кировского городского округа <адрес>; другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> и нормативными правовыми актами Кировского городского округа <адрес> поступления.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, относится к компетенции образовательного учреждения.
Оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования обеспечивается образовательным учреждением самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств (п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1897).
Таким образом, финансирование обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования, осуществляется не только за счет выделяемых бюджетных средств, но и самостоятельно образовательная организация вправе привлекать для этих целей в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые средства за счет осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований.
Доводы прокурора о том, что субвенций, выделяемых из краевого бюджета <адрес> местному бюджету недостаточно для оборудования лингафонных кабинетов образовательных организаций, что нарушает права несовершеннолетних обучающихся на получение гарантированного государством доступного общего образования, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку вышеприведенный материальный закон предусматривает самостоятельность общеобразовательного учреждения в решении вопросов оснащения образовательного процесса начального общего и основного общего образования, как за счет выделяемых бюджетных средств, так и за счет предусмотренных законом дополнительных источников финансирования.
При этом, судом учитывается то обстоятельство, что с соответствующим заявлением о выделении дополнительных средств для приобретения лингафонных кабинетов общеобразовательных учреждений Кировского городского округа, в связи с недостаточностью средств выделяемой из краевого бюджета субвенции, отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа <адрес> обратился только лишь ДД.ММ.ГГГГ в ходе выявленных проводимой прокуратурой <адрес> проверки нарушений, что свидетельствует о том, что до проведения проверки какая-либо объективная необходимость в дополнительных средствах на оборудование лингафонных кабинетов у отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа <адрес> отсутствовала.
Оценив в совокупности все доказательства представленные сторонами в состязательном процессе, признав их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в рамках рассматриваемого дела суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░> ░ ░░░░ «░░░ №» <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░>, ░░░░ «░░░ №» <░░░░░> ░ ░░░░ «░░░ №» <░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>