Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеева Дмитрия Владимировича к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области об оспаривании действий, возложении обязанности по включению в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2017 финансовый год, обязанности по предоставлению социальной выплаты и исполнению договора о предоставлении социальной выплаты и встречному иску Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию к Михееву Дмитрию Владимировичу, Главе К(Ф)Х Ермакову Владимиру Николаевичу о признании договора о предоставлении социальной выплаты молодым семьям (молодым специалистам), улучшающим жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилого дома в сельской местности с условием осуществления трудовой деятельности у работодателя недействительным и возложении обязанности по возврату свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
у с т а н о в и л:
Михеев Д.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении ему социальной выплаты на улучшение жилищных условий путем участия в долевом строительстве жилья в сельской местности в рамках реализации Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2017 финансовый год и исключению из сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации названной Программы, указав, что был включен в упомянутый сводный список по категории «молодая семья», а 23.03.2017г. с ним заключен договор №0029 о предоставлении социальной выплаты молодым семьям (молодым специалистам), улучшающим жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилого дома в сельской местности с условием осуществления трудовой деятельности у работодателя с последующей выдачей истцу свидетельства на право получения спорной социальной выплаты. Однако 27.04.2017 Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, не расторгнув названный договор, неправомерно исключил Михеева Д.В. из данного сводного списка, в связи с чем, в иске также поставлены вопросы о возложении на ответчиков обязанности по включению истца в сводный список участников мероприятий, предоставлению социальной выплаты и исполнению договора о ее предоставлении.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию обратился в суд во встречным иском к Михееву Д.В. о признании недействительным заключенного ДД.ММ.ГГГГ с последним и Главой К(Ф)Х Ермаковым В.Н. договора №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты, сославшись на отсутствие у Михеева права на получение данной выплаты (проживание до переезда в сельскую местность (Смоленский район Смоленской области) в г.Смоленске) и введение тем самым последним Департамента в заблуждение относительно природы соответствующей сделки (л.д.107-109, 145-146).
Судом к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию привлечен Глава К(Ф)Х Ермаков В.Н. (л.д.110).
Представитель истца Балашов М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав на отсутствие оснований для удовлетворения встречного иска Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Представитель Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию Дубовская Е.Н., возражая против удовлетворения требований Михеева Д.В., сослалась на законность и обоснованность оспариваемых истцом действий; встречный иск поддержала.
Администрация Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Глава К(Ф)Х Ермаков В.Н., извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили; в представленном в суд заявлении Ермаков В.Н. возражал против удовлетворения встречного иска Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая предусматривает в числе прочего такое мероприятие, как улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности. Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, являющимся приложением №4 к названной федеральной программе.
По правилам п.34 упомянутого Типового положения право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под молодыми семьями, указанными в п.34 настоящего Типового положения, понимаются молодые семьи, соответствующие в совокупности следующим условиям: переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (п.35 Типового положения).
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, выдача которого осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.12 Типового положения).
Постановлением Администрации Смоленской области от 31.01.2014г. №32 утвержден Порядок предоставления социальных выплат в рамках областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 - 2020 годы», утв. постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 №928.
В силу п.п.2.1, 2.3, 2.5-2.9.1 названного Порядка граждане, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, подают в органы местного самоуправления муниципального образования Смоленской области по месту постоянного жительства заявление и документы, установленные приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа), а также документы, установленные разделом 3 Порядка. Орган местного самоуправления в тридцатидневный срок с даты подачи заявления проверяет правильность оформления документов, указанных в п.2.1 Порядка, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявлений и документов орган местного самоуправления формирует список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы. Основаниями для отказа во включении в список является, в частности, отсутствие у заявителя права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы на момент подачи заявления. В случае включения граждан в список органом местного самоуправления заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для принятия такого решения. Органы местного самоуправления в срок не позднее 30 дней с момента принятия документов и заявления направляют в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию указанные документы, списки с приложением сведений о привлечении средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области для софинансирования мероприятий, а также сведений об отсутствии у государства перед заявителем (членами его семьи) обязательств по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Департамент в тридцатидневный срок с момента регистрации поступивших документов осуществляет их проверку на соответствие требованиям Программы и в случае выявления фактов, указывающих на отсутствие у гражданина права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Программы на момент написания заявления, Департамент возвращает поступившие документы в орган местного самоуправления с указанием причины отказа. Департамент на основании документов и списков, представленных органами местного самоуправления, с учетом очередности и преимущественного права, установленного приложением №4 к Программе, по времени подачи заявления гражданином формирует предварительные списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках Программы, по Смоленской области по формам согласно приложениям №2 - 7 к настоящему Порядку. Департамент в срок до 30 ноября текущего финансового года из числа граждан, молодых семей и молодых специалистов, включенных в предварительные списки по состоянию на 30 октября текущего финансового года, формирует сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Программы по Смоленской области на очередной финансовый год и утверждает его, а также из числа граждан, молодых семей и молодых специалистов, не включенных в сводный список, формирует сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Программы по Смоленской области на плановый период.
На основании п.4.1 указанного Порядка в случае участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) молодая семья в двухмесячный срок после получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты должна представить в Департамент договор (предварительный договор) долевого участия в строительстве жилых домов (квартир).
По правилам п.42 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Согласно ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Михеев Д.В. состоит в браке с Михеевой (ранее – Борисова) О.В. (л.д.39).
ДД.ММ.ГГГГ. у Михеевых родился сын Михеев К.Д. (л.д.40).
С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время истец работает в сельской местности (на территории Смоленского района Смоленской области) в должности водителя-экспедитора в К(Ф)Х Ермакова В.Н. (л.д.6-7, 54, 84).
На основании договора на безвозмездную передачу жилого помещения в собственность граждан от 03.10.2008 №23036 Михеев Д.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру №115 в доме <адрес>, в которой он был зарегистрирован в период с 07.12.1999г. по 28.07.2016г. (л.д.37, 47, 101).
С 05.08.2016г. истец зарегистрирован по адресу: <адрес> кв.1 (л.д.37).
09.08.2016 между Гришкевичем А.С. и Михеевым Д.В. заключен договор безвозмездного найма квартиры, по условиям которого истцу в безвозмездное пользование передана квартира №12 в <адрес> сроком на 36 месяцев (л.д.42).
В настоящее время Михеев Д.В. и члены его семьи (супруга Михеева О.А. и сын Михеев К.Д.) жилым помещением в Смоленском районе Смоленской области не обеспечены (согласно предоставленным по запросу суда сведениям истцу принадлежит только упомянутая доля в праве на квартиру №115 в доме <адрес>, а также земельный участок для спортивных игровых площадок без трибун, расположенный в д.Телеши Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, и два нежилых здания в д.Боровая Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области) и зарегистрированы по месту пребывания на срок с 09.08.2016г. по 09.08.2018г. в квартире Гришкевича (л.д.8, 43-47, 50, 99-101).
ДД.ММ.ГГГГ Михеев Д.В. обратился в Администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» по категории «молодая семья» (с составом – он, супруга Михеева О.В. и сын Михеев К.Д.), в котором указал, что жилищные условия планирует улучшить путем участия в долевом строительстве жилья в Козинском сельском поселении (л.д.34-35).
По результатам рассмотрения представленных Михеевым Д.В. документов Администрация Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области приняла решение о включении истца в список молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» по Козинкому сельскому поселению Смоленского района Смоленской области. На Михеева органом местного самоуправления заведено соответствующее учетное дело, после чего Администрация Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области направила его в Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию для решения вопроса о включении Михеева Д.В. в предварительный список молодых семей.
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию принял решение о включении истца в предварительный список №1 молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» по Козинскому сельскому поселению Смоленского района Смоленской области, а приказом Департамента от 01.03.2017 №0023 Михеев Д.В. включен в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2017 финансовый год (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ. между Департаментом, Михеевым Д.В. и Главой К(Ф)Х Ермаковым В.Н. заключен договор №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты молодым семьям (молодым специалистам), улучшающим жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилого дома в сельской местности с условием осуществления трудовой деятельности у работодателя и в этот же день Михееву выдано свидетельство №29 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <данные изъяты> руб. (из которых <данные изъяты> руб. – средства федерального бюджета, а <данные изъяты> руб. – средства областного бюджета) с целью обеспечения участия последнего в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Смоленском районе Смоленской области (л.д.10-12, 56-61).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в АО «Россельхозбанк» открыт банковский счет физического лица - получателя субсидии, а ДД.ММ.ГГГГ. Михеев Д.В. предоставил в Департамент заключаемый с ООО «ГосЗаказКонсалт» договор №<данные изъяты> участия в долевом строительстве жилого дома, по условиям которого общество принимало на себя обязательства по осуществлению строительства двухкомнатной квартиры на втором этаже в секции №4 многоквартирного дома №5 по <адрес> а Михеев - обязанность по оплате стоимости жилья за счет собственных денежных средств и за счет предоставляемой в рамках названной Программы субсидии (л.д.13, 19-23, 48, 62-66).
По результатам повторного рассмотрения предоставленных в отношении Михеева Д.В. документов Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию установил обстоятельства, указывающие на совершение истцом действий, приведших к ухудшению его жилищных условий с целью получения социальной выплаты, в связи с чем, возвратил поступившие документы в орган местного самоуправления и приказом от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> исключил Михеева Д.В. из сводного списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты (л.д.14-15, 80-83).
В судебном заседании представитель Департамента пояснил, что принятие указанного решения было обусловлено тем, что данному уполномоченному органу стало известно о том, что юридическим адресом ООО «ГосЗаказКонсалт», зарегистрированного в качестве юридического лица 12.02.2013г., является: <адрес> кв.115, т.е. адрес принадлежащего истцу жилого помещения, а согласно соответствующей проектной документации (в редакции от 30.03.2016г.) учредителем общества являлся Михеев Д.В. (л.д.31-33, 67, 73). С учетом этого, у Департамента возникли обоснованные основания полгать, что истец осуществляет предпринимательскую деятельность в г.Смоленске.
Из материалов дела усматривается, что Михеев Д.В. действительно являлся учредителем ООО «ГосЗаказКонсалт». Однако, по договору от 18.05.2016г. продал принадлежащую ему долю в уставном капитале общества Катылеву Д.М., сведения о котором как об учредителе ООО «ГосЗаказКонсалт» внесены в ЕГРЮЛ 25.05.2016г. (л.д.73-79, 91, 114).
Какие-либо достоверные данные, указывающие на осуществление Михеевым Д.В. предпринимательской деятельности в г.Смоленске, в материалах дела отсутствуют, тогда как факт работы истца по трудового договору в К(Ф)Х Ермакова В.Н. подтверждается представленными доказательствами (л.д.92), а также показаниями допрошенного судом в качестве свидетеля (до предъявления Департаментом упомянутого встречного иска) Ермакова В.Н. (л.д.94).
Вместе с тем, основания для исключения Михеева Д.В. из сводного списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты у Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию имелись.
Согласно федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» под сельскими территориями (сельской местностью) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).
По смыслу п.35 упомянутого Типового положения в случае, если молодая семья переехала в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района, в которой один из членов молодой семьи работает, из городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района, то такая молодая семья не имеет права на получение социальной выплаты.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Регистрация лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о том, является ли конкретное жилое помещение, в котором лицо зарегистрировано, местом жительства последнего. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств места жительства данного лица, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
По мнению Департамента, на момент обращения истца с заявлением о включении его в состав участников мероприятия последний не соответствовал обязательным требованиям, предъявляемым к участникам Программы.
По результатам проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области по заявлению Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию от ДД.ММ.ГГГГ. проверки установлено, что Администрацией Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области должная проверка предоставленных Михеевым Д.В. сведений о том, что он переехал из другого муниципального района или городского округа в нарушение требований п.34 Типового положения и п.п.2.1-2.3 Порядка предоставления социальных выплат в рамках областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» не проводилась, тогда как фактически по месту регистрации в д.Добромино Глинковского района Смоленской области Михеев не проживал и до подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления фактическим местом его жительства являлся г.Смоленск (л.д.125-127, 134-136).
ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Смоленского района Смоленской области Главе муниципального образования «Козинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области внесено представление, содержащее требование принять меры к устранению допущенных нарушений (л.д.140-143).
В материалах прокурорской проверки имеется письмо Администрации Доброминского сельского поселения Глинковского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что квартира №1 в доме <адрес> на праве собственности принадлежит Борисову В.И. и Борисовой М.А.; в настоящее время в данном жилом помещении помимо собственников зарегистрированы Михеев Д.В. с супругой Михеевой О.А. и сыном Михеевым К.Д., тогда как фактически в квартире проживают только Борисовы; Михеев Д.В. с семьей по указанному адресу в 2016г. не проживал (л.д.139).
Из письменных объяснений Михеева Д.В. от 03.10.2017, данных им помощнику прокурора Смоленского района Смоленской области, следует, что истец с семьей около года проживает в принадлежащей Гришкевичу А.С. квартире по адресу: <адрес> кв.12 (данное обстоятельство подтвердил в суде допрошенный в качестве свидетеля Гришкевич А.С. - л.д.94); до вселения в это жилое помещение Михеевы на условиях коммерческого найма проживали в квартире в г.Смоленске; с августа 2016г. Михеев Д.В. зарегистрирован с членами своей семьи в принадлежащем бабушке и дедушке Михеевой О.А. жилом помещении по адресу: <адрес>, кв.1, в котором супруга с ребенком проживала прошлым летом (л.д.137).
Таким образом, несмотря на наличие регистрации в жилом помещении, расположенном в <адрес> данное жилое помещение местом жительства Михеева Д.В. и членов его семьи никогда не являлось. До переезда в квартиру в д.Киселевка Смоленского района Смоленской области, истец с семьей фактически проживал в г.Смоленске, т.е. Михеев Д.В. переехал на новое место жительства в сельскую местность в границах Смоленского района Смоленской области, в которой он работает, не из другого муниципального района (в данном случае – Глинковский район Смоленской области), а из городского округа, на территории которого находится административный центр Смоленского района Смоленской области, что указывает на несоответствие семьи Михеева Д.В. условиям программы и об отсутствии у него в связи с этим права на получение социальной выплаты.
С учетом изложенного, Михеев Д.В. был правомерно исключен из сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации названной Программы, как не относящийся к той категории граждан, на которую в настоящее время распространяется действие данной федеральной целевой программы.
При таком положении, суд на основании ст.168 ГК РФ признает оспариваемый Департаментом договор №0029 от 23.03.2017г., заключенный с нарушением требований законодательства (заключен с гражданином, не имеющим право на получение социальной выплаты), недействительным и в порядке применения последствий его недействительности (п.2 ст.167 ГК РФ) возлагает на Михеева Д.В. обязанность по возврату выданного ему Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству свидетельства от 23 марта 2017г. №29 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Одновременно с этим, учитывая, что право на получение спорной социальной выплаты у Михеева Д.В. отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленных последним исковых требований.
То обстоятельство, что Департамент изначально (после проверки представленных документов) признал за истцом указанное право и включил последнего в соответствующий сводный список, при установленных по делу обстоятельствах основанием для отказа в удовлетворении встречного иска названного уполномоченного органа служить не может.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Михеева Дмитрия Владимировича к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Администрации Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области об оспаривании действий, возложении обязанности по включению в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2017 финансовый год, обязанности по предоставлению социальной выплаты и исполнению договора о предоставлении социальной выплаты оставить без удовлетворения.
Встречный иск Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию к Михееву Дмитрию Владимировичу, Главе К(Ф)Х Ермакову Владимиру Николаевичу удовлетворить.
Признать недействительным заключенный ДД.ММ.ГГГГ. между Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйств и продовольствию, Михеевым Дмитрием Владимировичем и Главой К(Ф)Х Ермаковым Владимиром Николаевичем договор №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты молодым семьям (молодым специалистам), улучшающим жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилого дома в сельской местности с условием осуществления трудовой деятельности у работодателя.
Обязать Михеева Дмитрия Владимировича вернуть выданное ему Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Кудряшов