Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-802/2021 (2-3892/2020;) ~ М-4559/2020 от 22.12.2020

Дело №2-802/2021

УИД 36RS0006-01-2020-005813-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Плужник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Любови Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец Киселева Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения. Обосновывая заявленные исковые требования, истец указывает, что она зарегистрирована и проживает в комнате в общежитии, расположенном по адресу: г. <адрес> 29.08.2014 указанное жилое помещение и ряд других помещений в данном доме признаны аварийными и непригодными для проживания. 17.11.2014 утверждено заключение межведомственной комиссии о признании занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания. На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 №529/ОД истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания истцу не предоставлено, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

В судебное заседание истец Киселева Л.М. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие.

Представитель истца Киселевой Л.М., действующий на основании ордера адвокат Ермилов Е.В., в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, суду представлен письменный отзыв.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица БУ ВО «Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно представленным письменным доказательствам судом установлено, что <адрес> принадлежит на праве собственности Воронежской области и находится в оперативном управлении БУ ВО «Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 17). Решением исполнительного комитета Центрально районного Совета депутатов трудящихся города Воронежа от 13.07.1976 (л.д. 16) администрации дома интерната для престарелых и инвалидов разрешено использовать жилую площадь 372, 1 кв.м. цокольного этажа под общежитие исключительно для работников дома интерната во вновь выстроенном корпусе. Паспортному отделу Центрального РОВД производить прописку на указанную площадь только лиц, обслуживающего персонала по предоставлению соответствующих документов на них администрацией дома интерната. Согласно справке (л.д. 14), выписке из домовой книги (л.д. 15) истец зарегистрирована по проживает в комнате по адресу: <адрес>. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживаю члены семьи истца – дочь ФИО1, внучка ФИО2

Согласно акту обследования жилых помещений от 29.08.2014 (л.д. 20-22) комната и ряд других комнат в <адрес> являются непригодными для проживания, поскольку не соответствуют п. 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, п. 3.1, п. 5.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проведение противопожарных мероприятий экономически нецелесообразно, устранение нарушений СанПин 2.1.2.2645-10 невозможно.

Заключением межведомственной комиссии от 02.10.2014 (л.д. 23-25) комната , в которой проживает истец, признана непригодной для проживания вследствие размещения данного жилого помещения в цокольном этаже здания.

На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 (л.д. 28) истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлением (л.д. 47).

В силу ст.40 Конституции российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Судом установлено, что истец проживает длительное время в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, чем грубо нарушается его право на жилище, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине признания его непригодным для проживания ввиду нахождения в цокольном этаже дома и несоответствия санитарным и техническим нормам и правилам, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилого помещения истцу должно быть произведено немедленно.

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая, что занимаемое истцом жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, истец поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо, проживающее в жилом помещении, признанном непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области № 1132 от 23.12.2013, департамент социальной защиты Воронежской области исполняет государственные функции, в том числе ведение учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п.3.1.2.).

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденному Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент, как исполнительный орган государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений имеет право, в том числе заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п.4.11 Положения).

Учитывая полномочия ответчиков, Департамент социальной защиты Воронежской области обязан принять решение о предоставлении истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания, а Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Киселевой Любови Михайловне вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Киселевой Любовью Михайловной договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 02.03.2021.

Дело №2-802/2021

УИД 36RS0006-01-2020-005813-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Плужник А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Любови Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец Киселева Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении жилого помещения. Обосновывая заявленные исковые требования, истец указывает, что она зарегистрирована и проживает в комнате в общежитии, расположенном по адресу: г. <адрес> 29.08.2014 указанное жилое помещение и ряд других помещений в данном доме признаны аварийными и непригодными для проживания. 17.11.2014 утверждено заключение межведомственной комиссии о признании занимаемого истцом жилого помещения непригодным для проживания. На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 №529/ОД истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания истцу не предоставлено, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

В судебное заседание истец Киселева Л.М. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие.

Представитель истца Киселевой Л.М., действующий на основании ордера адвокат Ермилов Е.В., в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, суду представлен письменный отзыв.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица БУ ВО «Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно представленным письменным доказательствам судом установлено, что <адрес> принадлежит на праве собственности Воронежской области и находится в оперативном управлении БУ ВО «Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 17). Решением исполнительного комитета Центрально районного Совета депутатов трудящихся города Воронежа от 13.07.1976 (л.д. 16) администрации дома интерната для престарелых и инвалидов разрешено использовать жилую площадь 372, 1 кв.м. цокольного этажа под общежитие исключительно для работников дома интерната во вновь выстроенном корпусе. Паспортному отделу Центрального РОВД производить прописку на указанную площадь только лиц, обслуживающего персонала по предоставлению соответствующих документов на них администрацией дома интерната. Согласно справке (л.д. 14), выписке из домовой книги (л.д. 15) истец зарегистрирована по проживает в комнате по адресу: <адрес>. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживаю члены семьи истца – дочь ФИО1, внучка ФИО2

Согласно акту обследования жилых помещений от 29.08.2014 (л.д. 20-22) комната и ряд других комнат в <адрес> являются непригодными для проживания, поскольку не соответствуют п. 23 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, п. 3.1, п. 5.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Проведение противопожарных мероприятий экономически нецелесообразно, устранение нарушений СанПин 2.1.2.2645-10 невозможно.

Заключением межведомственной комиссии от 02.10.2014 (л.д. 23-25) комната , в которой проживает истец, признана непригодной для проживания вследствие размещения данного жилого помещения в цокольном этаже здания.

На основании приказа Департамента социальной защиты Воронежской области от 27.03.2018 (л.д. 28) истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, с 06.03.2018.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлением (л.д. 47).

В силу ст.40 Конституции российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Судом установлено, что истец проживает длительное время в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, чем грубо нарушается его право на жилище, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине признания его непригодным для проживания ввиду нахождения в цокольном этаже дома и несоответствия санитарным и техническим нормам и правилам, поэтому предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилого помещения истцу должно быть произведено немедленно.

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая, что занимаемое истцом жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, истец поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо, проживающее в жилом помещении, признанном непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области № 1132 от 23.12.2013, департамент социальной защиты Воронежской области исполняет государственные функции, в том числе ведение учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п.3.1.2.).

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденному Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, Департамент, как исполнительный орган государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений имеет право, в том числе заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п.4.11 Положения).

Учитывая полномочия ответчиков, Департамент социальной защиты Воронежской области обязан принять решение о предоставлении истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания, а Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязан заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Киселевой Любови Михайловне вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в границах муниципального образования городской округ город Воронеж, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Киселевой Любовью Михайловной договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 02.03.2021.

1версия для печати

2-802/2021 (2-3892/2020;) ~ М-4559/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселева Любовь Михайловна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Департамент социальной защиты Воронежской области
Другие
Ермилов Евгений Владимирович
БУ ВО "Воронежский областной дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов"
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Багрянская Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.02.2021Предварительное судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021Дело оформлено
25.05.2021Дело передано в архив
08.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.07.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
18.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.01.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.01.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее