РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4300/14 по заявлению С. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
С. обратился в суд с заявлением о признании бездействия незаконным, указав, что 06.06.07г. между ним и ЗАО «Волгатрансстрой» был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №***, в соответствии с которым ему передан коттедж-резиденция №25, процент готовности 98%, площадью *** кв.м. по адресу: адрес
23.03.12г. между Министерством строительства Самарской области и С. был заключен договор аренды земельного участка №... площадью *** кв.м., по адресу: адрес для завершения строительства индивидуального коттеджа-резиденции №25.
24.07.12г. договор аренды прекращен в связи с завершением строительства коттеджа-резиденции №25, право собственности С. на указанный коттедж зарегистрировано.
16.01.13г. С. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., по адресу: адрес.
До настоящего времени указанное заявление по существу не рассмотрено, просит признать незаконным бездействие со стороны Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления №... от 16.01.13г. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области заключить с С. договор купли-продажи земельного участка площадью ***.м., расположенный по адресу: адрес на условиях представленного 26.02.14г. С. проекта договора.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, изменив требование «Обязать Министерство имущественных отношений адрес заключить с С. договор купли-продажи земельного участка площадью ***.м., расположенный по адресу: адрес на условиях представленного 26.02.14г. С. проекта договора.» на иное «Возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению С. (входящий №... от 16.01.13г.) о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью ***.м., расположенного по адресу: адрес, строение 4».
В судебном заседании представитель заявителя С.1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Ф., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что в настоящее время Министерством подготовлен проект приказа и договора купли-продажи, но не подписан руководителем.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.6 ст.36 ЗК РФ В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
В судебном заседании установлено, что 16.01.2013г. С. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком. (л.д. 101).
Министерством получен ответ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, в котором указано, что часть участка относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1), часть в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01г. №61.(л.д.99)
15.10.13г. Министерство строительства Самарской области сообщило, что истребуемый земельный участок предоставлялся в аренду С. для завершения строительства индивидуального коттеджа-резиденции. На основании регистрации права собственности на жилой дом вышеуказанный договор аренды был расторгнут с 24.07.12г., право аренды погашено. (л.д.96)
15.10.13г. Департамент управления имуществом г.о.Самары сообщил, что во исполнение постановления Главы города Самары от 25.-7.-3г. №... «Об утверждении проектов границ земельных участков и предоставлении ООО «Трансстройинвест-2000» в аренду земельного участка, занимаемого гостиничным комплексом, расположенного по адресу: адрес» между Комитетом по управлению имуществом г.о.Самары и ООО «Трансстройинвест - 2000» заключен договор аренды земельного участка от 05.08.2003г. площадью 16 133,7кв.м. по адресу: адрес. 23.08.06г. вышеуказанный договор был передан в Министерство имущественных отношений Самарской области.
17.10.13г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о приобщении к ранее принятому пакету документов кадастрового паспорта здания.
06.11.13г. Министерство направило С. уведомление о взыскании неосновательного обогащения.
12.11.13г. ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» составил акт осмотра земельного участка.
21.11.13г. Министерство истребовало у С. сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке.
Заявлением от 20.12.13г. С. приобщил к ранее поданному пакету документов копию технического паспорта на дом и выписки из ЕГРП.
Заявлением от 23.01.14г. С. приобщил к ранее поданному пакету документов форму 24 БТИ.
Заявлением от 26.02.14г. С. приобщил к ранее поданному пакету документов договор купли-продажи земельного участка.
Заявлением от 06.06.14г. С. приобщил к ранее поданному пакету документов копии квитанций об оплате неосновательного обогащения, 23.06.14г. приобщил копию решения Октябрьского районного суда.
В настоящее время Министерством подготовлен проект приказа «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адресв», проект договора купли-продажи земельного участка, но указанные документы на период принятия решения по заявленным требованиям не подписаны руководителем Министерства.
Указанные документы свидетельствуют о проведении работы по заявлению С.
В связи с чем, учитывая, что с момента обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка от 16.01.2013г. прошло значительное время, бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области противоречит требованиям, установленным вышеназванными нормам законодательства и нарушает права заявителя на получение ответа в сроки, установленные законом, суд полагает возможным признать незаконным бездействие министерства по не рассмотрению заявления С. о предоставлении земельного участка.
Требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению С. (входящий №... от 16.01.13г.) о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1 101кв.м., расположенного по адресу: адрес, строение 4 не может быть удовлетворено, поскольку упреждает существо решения, которое могло быть принято Министерством, что не являлось предметом рассмотрения.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным, суд считает, что следует признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренные сроки заявления С. о предоставлении земельного участка в собственность и обязании Министерства рассмотреть заявление по существу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление С. на бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления С. №... от 16.01.13г.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление С. №... от 16.01.13г о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, строение 4.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято дата г.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь