Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1239/2014 ~ М-699/2014 от 14.02.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситниковой ФИО13 к мэрии городского округа Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда,

у с т а н о в и л:

Ситникова Р.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила обязать мэрию городского округа Тольятти включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

В судебном заседании истица, представитель истицы Мишина И.Н., действующая по доверенности, иск поддержали. Суду пояснили, что истица является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, мать истицы умерла, отец лишен родительских прав. До 2012 года истица находилась под опекой бабушки, затем в связи с вступление в брак опека была прекращена. Истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по <адрес> После вступления в брак истица переехала жить к мужу по адресу: <адрес>. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 года Ситниковой Р.А. было отказано во включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, по тем основаниям, что она не имеет постоянной регистрации в г. Тольятти. С данным отказом не согласны, поскольку временная регистрация не является основанием для отказа во включение в льготный список и выделения жилого помещения. Просят удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Ситниковой Р.А. обоснованно было отказано во включении в список детей сирот, поскольку в соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ данной категории граждан предоставляются специализированные жилые помещения органом местного самоуправления на территории которого находится место жительства указанных лиц. Истица на момент вынесения распоряжения имела временную регистрацию в г. Тольятти, данных о том, что она ранее проживала в г.Тольятти у ответчика не имелось. Кроме того, она проживает в доме площадью 72,6 кв.м., а всего в доме проживает пять человек, поэтому истица обеспечена жилой площадью более учетной нормы. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).

В соответствии с п. 8 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с 1 января 2013 года) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

В соответствии со ст.4 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 07.02.2014) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.20121) заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается в орган местного самоуправления лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).

Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.

Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:

1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.

Сторонами не оспаривается, что Ситникова ФИО14 Р.А., ДД.ММ.ГГГГ относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти, отец ФИО7 лишен родительских прав. Ситникова Р.А. до 19.12 2012 года находилась под опекой, на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 11819-р/3 ФИО6 была освобождена от обязанностей попечителя истицы.

ДД.ММ.ГГГГ Ситникова Р.А. подала заявление в Мэрию г.о. Тольятти для включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 7875- р/5 Ситниковой Р.А. было отказано во включение в список детей- сирот, детей оставшихся без полпечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории г.о. Тольятти.

Представитель ответчика считает, что истице обоснованно было отказано во включение в список, поскольку на момент вынесения распоряжения она не имела постоянной регистрации в г.Тольятти, тогда как закон прямо указывает на то, что на учет могут быть поставлены граждане по месту постоянного жительства.

Суд отклоняет эти доводы. Действие Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 07.02.2014) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (п.3 ст.1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу ст. 3 приведенного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Из пояснений представителя истицы и материалов дела видно, что с рождения и до ДД.ММ.ГГГГ истица была прописана и проживала по адресу: <адрес> затем в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав истица с ДД.ММ.ГГГГ переехала в <адрес> к опекуну ФИО6 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания по <адрес> на что указывает свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ года. Затем вместе с бабушкой она переехала в квартиру по <адрес> и была в ней зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ истица заключила брак с ФИО8, и с ДД.ММ.ГГГГ фактически стала проживать по месту жительства мужа - <адрес>, по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания, с ДД.ММ.ГГГГ собственники дома зарегистрировали истицу постоянно. Свидетель ФИО8 пояснил, что вместе с истицей они проживают в доме его родителей по адресу: <адрес>.

Согласно справке ГУП СО «Центр технической инвентаризации» Безенчукского филиала, МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, Управления Росеестра по Самарской области, Ситникова Р.А. (до смены фамилии ФИО15) не имеет в своей собственности жилья, право бесплатной приватизации не использовано.

Оценивая вышеизложенное суд приходит к выводу, что Ситникова Р.А. с рождения по настоящее время постоянно проживает на территории Самарской области, с 2001 года она проживает в г. Тольятти. Следовательно, в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 07.02.2014) истица имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. Ответчик, отказывая истице во включении в список по причине отсутствия постоянной регистрации в г. Тольятти нарушил ее права, поскольку регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 28.12.2013) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), поэтому в силу ст.ст. 11-12 ГК РФ нарушенные права подлежат восстановлению судом, посредством обязания ответчика включить Ситникову Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.

Иных оснований для отказа во включении Ситниковой Р.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, в распоряжении не приводится. Жилья в собственности Ситникова Р.А. не имеет. Жилой дом, в котором истец проживает в настоящее время, принадлежит иным лицам, членом семьи которого Ситникова Р.А. не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░16, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.

2-1239/2014 ~ М-699/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ситникова Р.А.
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Другие
Рогов В.Б., Мишина И.Н. (представители истца)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
14.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2014Передача материалов судье
18.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2014Подготовка дела (собеседование)
04.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.03.2014Предварительное судебное заседание
18.03.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2014Предварительное судебное заседание
17.04.2014Судебное заседание
24.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее