РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 22 марта 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Князькиной А.С.,
с участием представителя административного истца – Фисенко А.Ю., рассмотрев в судебном заседании административное дело № 3а-398/2019 по административному исковому заявлению Давыдова Г.М. об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Давыдов Г.М. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости и установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.12.2018 года в размере 11 396 266 руб., объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27.08.2013 года в размере 13 611 104 рубля.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика налога на имущество.
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Фисенко А.Ю.., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, уточнив, что кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № просят установить в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения по административному иску, в которых разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов и возражений в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Давыдов Г.М. является собственником:
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 410 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 631,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 18.12.2018 года № 63/116/746/2018-1722 и от 03.12.2018 г. № 63/116/746/2018-621.
Кадастровая стоимость объектов капитального строительства определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области 14.03.2012 N 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на дату оценки составила КН № - 17 145 511 руб. 20 коп., КН № - 26 412 450 руб. 91 коп., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 17.12.2018г. №63-00-102/18-1135027 и от 03.12.2018 года № 63-00-102/18-1084494.
Давыдов Г.М., будучи собственником спорных нежилых помещений, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования городского округа Самара. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц с 01.01.2015 года является кадастровая стоимость объектов капитального строительства.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении их кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 27.08.2013 года, заявление в суд подано 28.12.2018 г., то есть по истечении установленного срока.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № продолжают затрагивать права Давыдова Г.М., в связи с чем считает причину пропуска им срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке №27/11-18/4-2 от 12.12.2018г., № 27/11-18/4-1 от 24.12.2018г., подготовленные оценщиком ООО «Независимый кадастровый центр».
Из отчетов усматривается, что объектами оценки являлись объекты капитального строительства, рыночная стоимость которых составила:
- нежилого помещения КН № – 11 396 266 рублей по состоянию на 07.12.2018 года,
- нежилого помещения КН № – 13 611 104 рубля по состоянию на 27.08.2013 года.
В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица – администрации городского округа Самара рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенная в Отчете об оценке, оспаривалась, заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» от 28.02.2019 года № 2019/037, итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № составила 16 517 854 рубля по состоянию на 27.08.2013 года.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером №, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы не заявлено.
Вместе с тем, выводы оценщика ООО «Независимый кадастровый центр», изложенные в Отчете об оценке от 24.12.2018 г. № 27/11-18/4-1 в отношении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорены, не опровергнуты, иных доказательств рыночной стоимости указанного помещения суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорных объектов равными рыночной стоимости.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28.12.2018г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Давыдова Г.М. удовлетворить.
Восстановить Давыдову Г.М. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 410 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.12.2018 года в размере 11 396 266 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 631,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 27.08.2013 года в размере 16 517 854 рубля.
Датой подачи Давыдовым Г.М. заявления в суд считать 28.12.2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Калинникова О.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.03.2019 г.