Дело № 2-511/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Королевой К.Н.,
при секретарях судебного заседания Афанасьевой А.В., Нечаевой В.М.,
с участием истца Старковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Старковой Натальи Александровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в педагогический стаж, досрочном назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Старкова Н.А. обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с вышеуказанным иском, указав в нем, что 07.07.2017 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области с заявлением об оценке прав на назначение досрочной страховой пенсии. Решением от 11.07.2017 года ей отказано в назначении досрочной пенсии, связанной с 25-летним стажем педагогической деятельности, в виду отсутствия требуемой продолжительности педагогической деятельности. Из указанного решения следовало, что к зачету в стаж на соответствующих видах работы приняты 14 лет 01 месяц 13 дней, из педагогического стажа исключены периоды работы в качестве воспитателя в детском комбинате № 4 в период с 23.03.1987 года по 01.04.1994 года, так как данное учреждение не поименовано в списке № 781 от 29.10.2002 года, в качестве воспитателя в детском саду № 4 в период с 02.04.1994 года по 24.09.1995 года и в качестве заместителя заведующей в этом же учреждении в период с 25.09.1995 года по 10.03.1997 года в связи с отсутствием статуса у юридического лица, в качестве заведующей в детских яслях - саду № 17 в периоды с 01.12.1997 года по 26.09.1998 года и с 30.09.1998 года по 31.10.1999 года вследствие отсутствия статуса у юридического лица, тогда как с учетом этих периодов ее педагогический стаж составлял бы более 25 лет. С данным решением она не согласна, вследствие чего просит суд признать решение об отказе о назначении пенсии от 11.07.2017 года незаконным, обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, вышеуказанные периоды работы, и обязать назначить ей досрочную страховую пенсию с 07.07.2017 года.
В ходе судебного разбирательства истец Старкова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнение пояснила, что основными функциями всех дошкольных учреждений, в которых она осуществляла свою трудовую деятельность как в качестве воспитателя, так и в качестве заведующей, являлись и являются по настоящее время создание благоприятных условий для полноценного развития детей в дошкольный период, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В деле имеются письменные возражения, в которых просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Суд, заслушав доводы истца, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
В соответствии с действующим трудовым законодательством трудовая книжка является основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении (ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации).
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данным Списком предусмотрены воспитатели, работавшие в учреждениях для детей, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах, детских яслях, яслях-садах (садах-яслях).
При этом, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, исчисление стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости может производиться по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения данных работ.
Таким образом, при исчислении периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возможно применение как ранее действовавших норм пенсионного законодательства, так и нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсий.
Согласно пункту 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность воспитателя, а в пункте 1.8 раздела «Наименование учреждений» указаны дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Аналогичные должность и дошкольные образовательные учреждения предусмотрены и Списком № 463.
Таким образом, в соответствии как со Списком № 781, так и со Списком № 463, действовавшем в спорный период работы истца воспитателем в детском комбинате № 4, правом на получение пенсии в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей обладают воспитатели детских садов всех наименований, яслей-садов, детских яслей.
Так, в указанных Списках не содержится наименование «детский комбинат», однако в периоды работы истца в детском комбинате № 4 действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» № 175018, утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 года и утративший силу с 01.01.2003 года, содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разделом 92400 3 «Отрасли народного хозяйства» указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
При этом, такое учреждение дошкольного воспитания как ясли-сад появилось в связи с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», которым было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название «ясли-сад».
Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», следовательно, действовавшее ранее пенсионное законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
Судом установлено, что 07.07.2017 года истец обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ответчика от 11.07.2017 года Старковой Н.А. отказано в установлении такой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности. Из указанного решения следует, что специальный стаж истца составил 14 лет 01 месяц 13 дней. В специальный стаж Старковой Н.А. ответчик не зачел следующие периоды работы: с 23.03.1987 года по 01.04.1994 года в качестве воспитателя в детском комбинате № 4 - данное учреждение не поименовано в списке, с 02.04.1994 года по 24.09.1995 года в качестве воспитателя в детском саду № 4 и с 25.09.1995 года по 10.03.1997 года в качестве заместителя заведующей детского сада № 4 - учреждение не зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица, с 01.12.1997 года по 26.09.1998 года и с 30.09.1998 года по 31.10.1999 года в качестве заведующей в детских яслях – саду № 17 - также вследствие отсутствия статуса у юридического лица.
Однако, как из трудовой книжки Старковой Н.А., так и иных доказательств (в том числе уточняющих справок), исследованных в судебном заседании, следует, что в вышеуказанные спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списками, работу выполняла на полную ставку заработной платы.
В силу этих обстоятельств доводы ответчика о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, так как учреждения, в которых та работала, либо не поименованы в Списке, либо не обладали статусом юридического лица, не могут служить основанием для отказа Старковой Н.А. во включении их в специальный стаж. По мнению суда, пенсионное законодательство не связывает возникновение у лица права на досрочное назначение пенсии по старости исключительно с условием осуществления педагогической деятельности только в учреждениях, являющихся юридическими лицами либо поименованных в Списке, такая постановка вопроса является необоснованной и ведет к ущемлению конституционного права работника. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Как установлено судом, Старкова Н.А. на всем протяжении работы в дошкольных образовательных учреждениях занималась педагогической работой с детьми, иное в ходе судебного разбирательства не установлено и ответчиком не доказано.
Таким образом, законных оснований для отказа истцу во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости вышеуказанных периодов работы у ответчика не имелось. Суд считает, что иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области № 1005494/17 от 11.07.2017 года незаконным и подлежащим отмене, а исковые требования истца – обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу чего спорные периоды работы Старковой Н.А. подлежат включению в специальный стаж.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из стажа работы истца с учетом спорных периодов, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность досрочно назначить Старковой Н.А. страховую пенсию по старости с 07.07.2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, с ответчика на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу Старковой Н.А. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Старковой Натальи Александровны удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области № 1005494/17 от 11.07.2017 года об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области включить Старковой Наталье Александровне в педагогический стаж по основанию, предусмотренному п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 23.03.1987 года по 01.04.1994 года в качестве воспитателя в детском комбинате № 4, с 02.04.1994 года по 24.09.1995 года в качестве воспитателя в детском саду № 4, с 25.09.1995 года по 10.03.1997 года в качестве заместителя заведующей детского сада № 4, с 01.12.1997 года по 26.09.1998 года и с 30.09.1998 года по 31.10.1999 года в качестве заведующей в детских яслях - саду № 17.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области назначить Старковой Наталье Александровне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.07.2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области в пользу Старковой Натальи Александровны судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца после изготовления судом решения в окончательной форме с принесением жалоб через Карпинский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2017 года.
Председательствующий:
Копия верна.