Дело № 2-711/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 октября 2016 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Ключук И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес> из категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 356 кв.м. согласно приложенной схеме КПТ, обязать Администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> из категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 356 кв.м..
В обоснование иска указано, что ФИО1 дважды обращался к ответчикам с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно приложенной схемы КПТ, на которое дважды получил отказ по тем основаниям, что в первом случае – испрашиваемый земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда, во втором – что испрашиваемый земельный участок расположен вне границ жилой застройки; по мнению истца, данные отказы противоречат действующему земельному законодательству и нарушают его право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание стороны, третье лицо – Емельяновское лесничество не явились; истец и его представитель ФИО4 просили дело рассмотреть без их участия; причина неявки остальных лиц неизвестна, заявлений об отложении судебного разбирательства не поступало, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 11.2. Земельного кодекса РФ
п. 1. - Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
п. 4. - Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
п. 8. - Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ
п. 1 - Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
п. 2. - Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.п. 3, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Из представленной истцом схемы КПТ видно, что истец претендует на предоставление ему земельного участка из категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 356 кв.м. со следующим местоположением: <адрес>, площадью 356 кв.м., характерные точки границ: н1 Х 637013, Y 79455, н 2 Х 637012, Y 79478, н3 Х 636997, Y 79478, н4 Х 636997, Y 79455, н1 Х 637013, Y 79455 (л.д. 11-12).
Из письменного отзыва Администрации Мининского сельсовета следует, что согласно утвержденным правилам землепользования и застройки, документам территориального зонирования, генеральному плану испрашиваемый земельный участок выходит за границы жилой зоны, в связи с чем не может быть предоставлен истцу; кроме того, истец за предоставлением участка обратился к ненадлежащему лицу МКУ «УправЗем», так как в соответствии со ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; с ДД.ММ.ГГГГ распорядителем полномочий по предоставлению земельных участков, расположенных в Мининском сельсовете, является администрация Мининского сельсовета (л.д. 24-28).
Для разрешения вопроса о возможности образования участка в испрашиваемом истцом месте по делу назначена была землеустроительная экспертиза, ее проведение поручено ПКФ «Ирбис».
Согласно полученному заключению от ДД.ММ.ГГГГ в МО Мининский сельсовет имеются Генеральный план МО, утвержденный Решением №р от ДД.ММ.ГГГГ, Правила землепользования и застройки МО Мининский сельсовет, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ; имеется также карта (план) границы населенного пункта, подготовленная ДД.ММ.ГГГГ ООО АПБ «Квартал», однако в ГКН отсутствуют сведения о местоположении границы населенного пункта в виде кадастрового плана территории кадастрового квартала №; отсутствие надлежащей информации делает невозможным определение с требуемой точностью границ территориальных зон; по этой причине невозможно определить, в какой именно градостроительной зоне располагается испрашиваемый земельный участок, не подпадает ли он в две градостроительные зоны, что законодательно запрещено (л.д. 51-77).
В данном заключении эксперт не ответил на вопрос суда «Возможно ли образовать для предоставления ФИО1 в аренду из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства земельный участок площадью 356 кв.м. со следующим местоположением: <адрес>, площадью 356 кв.м., характерные точки границ: н1 Х 637013, Y 79455, н 2 Х 637012, Y 79478, н3 Х 636997, Y 79478, н4 Х 636997, Y 79455, н1 Х 637013, Y 79455», а лишь указал на то, что «В связи с отсутствием сведений об утвержденных градостроительных зонах и градостроительной документации, подготовленной с применением компьютерных технологий, содержащей информацию с цифровыми данными в векторном и растровом форматах, обеспечивающих возможность использовать формат, сопоставимый с требуемыми форматами для представления данных в ГКН и градостроительной деятельности, включая ИСОГД, в применяемых системах координат и другие характеристики картографической продукции градостроительного назначения, предусматриваемые в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка не обоснован; заявителю рекомендовано для получения положительного ответа на заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка изменить запрашиваемое целевое использование земельного участка и указать его в соответствии с формулировками, принятыми в правилах землепользования и застройки МО Мининский сельсовет (л.д. 69-70).
Однако такой вывод эксперта суд оставляет без внимания, поскольку проверка законности и обоснованности отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка не входит в компетенцию эксперта.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу вышеприведенных норм права, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Поскольку истец не представил суду доказательств, которые бы подтверждали факт возможности образования земельного участка в испрашиваемом размере и в испрашиваемом месте, то есть в координатах н1 Х 637033.39, Y 79603.77, н 2 Х 637033.69, Y 79613.58, н3 Х 637025.12, Y 79613.57, н4 Х 637011.81, Y 79613.18, н5 Х 637009.48, Y 79545,77, н6 Х 637015.06, Y 79546.11, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Мининский сельсовет обязанности утвердить представленную истцом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах удовлетворение требований истца об образовании земельного участка в испрашиваемых границах не представляется возможным.
Данный отказ не препятствует истцу обратиться в орган местного самоуправления за образованием другого участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес> из категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 356 кв.м. согласно приложенной схеме КПТ, обязании Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> из категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 356 кв.м. отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: