РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2013 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Осипова О.В.
при секретаре: Мартынюк Е.В.
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Батурина АЮ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Батурин АЮ в лице своего представителя по доверенности Веприцкой Е.В. обратился в Промышленный районный суд г. Самара с вышеуказанными требованиями к ответчику по признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением работ на особо вредных и особо тяжелых условиях труда, в обоснование доводов заявленного иска, уточненного в ходе рассмотрения дела судом, истец указал, что согласно записям в его трудовой книжке в периоды с 01.04.1987 года по 15.05.1993 года, с 05.07.1996 года по 30.03.1998 года, с 01.04.1999 года по 14.03.2003 года, с 23.04.2003 года по 30.07.2004 года, с 02.08.2004 года по 15.07.2007 года, с 17.01.2007 года по 01.06.2007 года, с 28.06.2007 года по 20.12.207 года, с 01.03.20010 года по 12.07.2012 года и с 13.07.2012 года по 04.10.2012 года, истец работал в должностях водолаза и в соответствии с положением п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и согласно «Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах со вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года и постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, приобрёл право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением работ в особых условиях труда.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, истец обратился 14.10.2010 года в адрес ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском и в Промышленном районах городского округа Самара (ранее ГУ – УПФ РФ в Кировском районе г. Самары) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ по вредным и особо тяжелым условиям труда, занятость на которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях.
Рассмотрев доводы поданного истцом заявления, в соответствии с протоколом заседания комиссии № 125 от 18.02.2011 года, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Самары истцу Батурину А.Ю. было засчитано в специальный трудовой стаж работы 02 года 09 месяцев, при этом истцу было отказано в установлении досрочной пенсии по старости со ссылкой на положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Списка работ и должностей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию на льготных условиях, утверждённому Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 г., в специальный стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были зачтены следующие периоды его работы: с 01.04.1987 года по 31.05.1987 года, с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.05.1988 года, с 01.07.1988 года по 31.08.1988 года, с 01.10.198 года по 31.12.1988 года – в должности водолаза в Управлении № 2 Дорожного ремонтно-строительного треста; с 01.01.1989 года по 30.06.1992 года, с 01.09.1992 года по 30.06.1993 года – в должности водолаза Государственной инспекции по маломерным судам; с 01.04.1999 года по 30.06.2000 года, с 01.10.2000 года по 30.04.2001 года, с 01.10.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 30.04.2002 года, с 01.08.2002 года по 14.04.2003 года – в должности водолаза Госинспекции по маломерным судам; с 23.04.2003 года по 30.04.2003 года, с 01.11.2003 года по 28.02.2004 года, с 01.04.2004 года по 30.04.2004 года – в должности водолаза ОАО «Подводспецтранснефтепродукт», поскольку истцом не вырабатывалась норма часов под водой (не менее 25 часов в месяц или 275 часов в год); с -2.08.2004 года по 15.01.2007 года – в должности водолаза ООО «Подводспецконтроль», поскольку территориальному органу Пенсионного фонда РФ не представилось возможным сделать вывод о выработке истцом нормы часов на работах под водой, а сам работодатель истца квалифицировал его работу без указания его льготной работы; с 01.03.2010 года по 14.10.2010 года – в должности водолаза ЗАО «Подводспецстрой», поскольку работодателем не были представлены документы, подтверждающие льготный характер работы истца.
Не согласившись с мнением ответчика относительно отсутствия у истца оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением им работ во вредных условиях труда, уточнив в судебном заседании основания и предмет заявленных требований к ответчику, с учетом позиции ответчика, изложенной в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Самары № 125 от 18.02.2011 года и в письменном отзыве на доводы заявленного иска, ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет, при том, что согласно Постановлению Правительства РФ №537 от 18.07.2002 г. при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список №1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в то время, как время выполнявшихся истцом до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком №1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, а разделом XXI «Общие профессии» Списка №1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 и действующего до 01 января 1992 года, правом на пенсию на льготных условиях пользовались водолазы, старшие водолазы, инструкторы по водолазному делу без каких-либо условий относительно времени пребывания водолаза под водой, которые данный Список не содержал, истец полагает, что действующее в спорный период работы истца, а именно, с 01.01.1989 г. по 31.12.1991 г. законодательство устанавливало право каждого на государственную пенсию на льготных условиях в связи с вредными условиями труда на указанных работах независимо от количества времени пребывания водолаза под водой, и как следствие указанного, стаж его работы в качестве водолаза в период до 01.01.1992 г, то есть до момента внесения изменений и дополнений в Список №1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должен был определяться ответчиком исходя из общей продолжительности работы истца в указанной должности, независимо от времени его работы под водой.
Уточняя доводы оснований заявленного иска, истец указал, что данная позиция также подтверждается существующей судебной практикой, где стаж водолаза до 01.01.1992 г. определялся из общей продолжительности работы в указанной должности без каких-либо условий относительно времени пребывания водолаза под водой. Суды общей юрисдикции, обеспечивая гарантию реализации прав граждан на досрочное пенсионное обеспечении, не принимают во внимание то основание, что Письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 12.08.1977 г. №1-132-И «О льготном пенсионном обеспечении водолазов, старших водолазов, водолазных старшин, инструкторов по водолазному делу, инструкторов-водолазов, старшин (бригадиров) водолазной станции и водолазов-матросов» была установлена водолазам норма часов работы под водой в течение календарного года не менее 300 часов (не менее 25 часов в месяц).
Таким образом, исходя из записи трудовой книжке и представленной истцом в материалы дела справки, подтверждающей льготный характер его работы от 30.11.2006 г. № 1-2/1278, стаж работы истца в период с 01.01.1989 г. по 31.12.1991 г. водолазом 2 класса в Государственной инспекции по маломерным делам составляет 3 года.
Что же касается периода работы истца после 01.01.1992 года, истец указал, что в соответствии с разделом 23 «Общие профессии» Списка № 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10, а также разъяснениями Минтруда РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 11 мая 1993г. № 6 «О порядке применения Списков № 1 и № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991г. № 10», правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более.
Согласно п.п.8 п.2 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами (в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой».
При этом, под понятием иных документов, необходимых для подтверждения своего специального стажа водолазов и других работников, занятых работой под водой, для назначения им досрочной трудовой пенсии, действующее пенсионное законодательство РФ и нормативно-правовыми актами не оговорено.
Приложением к Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12 февраля 1988 г. N 42 «Инструкция о порядке учета времени работы под водой водолазов спасательных пунктов Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР» было установлено, что учет времени работы под водой ведется в журналах водолазных работ и в личных книжках водолазов. Записи о времени пребывания их под водой в личных книжках водолазов должны производиться ежемесячно на основании обобщенных сведений в журналах водолазных работ спасательных станций и маневренных поисковых групп, при том, что ежегодные итоговые часы работы водолазов под водой заверяются печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера органа, которому непосредственно подчинен спасательный пункт. Ответственность за правильность и своевременность записей о времени пребывания под водой, ведение, хранение журналов водолазных работ и личных книжек водолазов несут начальники спасательных станций, маневренных поисковых групп и водолазные специалисты.
Для подтверждения периодов работы с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза в ООО «Подводспецконтроль» и с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г. в должности водолаза в ЗАО «Подводспецстрой» истцом были предоставлены в материалы дела такие доказательства, как Справка, уточняющая особый характер его работ или условий труда, необходимых для назначения истцу льготной пенсии от 08.09.2010 г. № 37 и выписка из водолазного журнала, подтверждающие периоды работы истца в особых условиях труда с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза ООО «Подводспецконтроль». Количество времени работы истца водолазом в указанные периоды работы в ООО «Подводспецконтроль», по времени пребывания его под водой, составляют не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), что позволяет утверждать истцу о наличии у него специального стажа в суммовом выражении в 2 года 4 месяца. Вышеуказанные документы, а именно Справка, оформлена на его имя на основании личной карточки ф. Т-2, лицевых счетов за 2004-2007 г.г., приказа о приёме его на работу и об увольнении за периоды с 2004 по 2007 г.г., а также на основании штатного расписания работодателя за 2004-2007 гг., табелей учета рабочего времени за 2004-2007 гг., журнала водолазных работ и личной книжки истца.
В соответствии со справкой, представленной истцом и подтверждающей льготный характер работы истца в ЗАО «Подводспецстрой», а также и выпиской из водолазного журнала указанной организации, количество времени работы истца водолазом 2 класса по времени пребывания под водой составляло не менее 25 часов в месяц, и составило 3 месяца за период с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г. Данная Справка была оформлена на имя истца его работодателем на основании его личной карточки ф. Т-2, лицевых счетов за 2010-2012 г.г., приказов о приёме на работу и его увольнении за 2010-2012 гг., штатного расписания за 2010-2012 г.г., табеля учета рабочего времени за 2010-2012 гг., журнала водолазных работ и личной книжки истца.
В силу принципов, изложенных в ст. 19 Конституции РФ, истец не может быть поставлен в зависимость от обстоятельств, от него не зависящих, а именно от того, что в идентификационных сведениях за весь период его работы отсутствует код льготной работы.
С учетом включения вышеуказанных периодов специальный стаж истца на работах с вредными условиями труда составил 8 лет 4 месяца, что следует из суммового выражения периодов его льготного стажа: {(3 года + 2 года 4 месяца + 3 месяца)}, а с учетом зачтённого ответчиком периода его специального стажа в 2 года 9 месяцев, общий льготный страховой стаж работы истца составляет: 8 лет 4 месяца + 2 года 9 месяцев = 11 лет 03 месяца, что достаточно для назначения истцу досрочной трудовой пенсии на льготных условиях, т.е. досрочно, при достижении истцом, родившимся 10.05.1958 г.р., требуемого по закону 50-ти летнего возраста, при условии работы истцом в особых условиях труда в указанный период времени, составляющий не менее установленного законом 10 летнего срока и имеющего продолжительность работы в особых условиях труда с требуемой продолжительностью страхового стажа, позволяющего получение досрочной трудовой пенсии по старости, с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы, подлежащего к исчислению с достижением истцом возраста 52 лет, достигнутого на дату обращения истца за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, т.е. на 14.10.2010 г..
Для обеспечения защиты своего гражданского права в суде, истец осуществил расходы на участие своего представителя, оплатив денежные средства в размере 10.000 рублей в адрес ООО «Партнер», а также понес расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 200 рублей, которые подлежат распределению судом по правилам ст. 98 и ст. 100 ГПК РФ.
При вышеуказанных основаниях, истец просил суд о признании не обоснованным Решения Управления ПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от 18.02.2011 г. № 125 об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о понуждении ответчика - Управления ПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара включить в специальный стаж истца периоды работы с 01.01.1989 г. по 31.12.1991 г. в должности водолаза 2 класса в Государственной инспекции по маломерным делам; с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза в ООО «Подводспецконтроль»; с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г. в должности водолаза в ЗАО «Подводспецстрой»; обязать ответчика - Управление ПФР в Кировском и Промышленном районах г. Самара назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения, т.е. с 14.10.2010 г., и взыскать с Управления ПФР в Кировском и Промышленном районах г. Самара в пользу истца понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10.000 рублей, и расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В ходе судебного заседания представитель истца БатуринаА.Ю. по доверенности от 01.10.2012 года, удостоверенной по месту работы истца, Веприцкая Е.В., доводы искового заявления с уточненными основаниями и исковыми требованиями к ответчику, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в описательной части настоящего решения, настаивая на его удовлетворении в полном объёме.
Представитель ответчика, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, по доверенности от 12.10.2012 года Турукина И.А., в судебном заседании доводы заявленного истцом иска, уточненного им в ходе судебного разбирательства, не признала в полном объёме, по основаниям, изложенным в протоколе комиссии ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Самары № 125 от 18.02.2011 г. и в подробном письменном отзыве на доводы заявленного иска, приобщенном в материалы дела, просила суд в удовлетворении доводов заявленного иска отказать в полном объеме, поскольку в спорный период работы истца, заявленный к включению в специальный стаж, истец, при выработке в течение календарного года менее 300 часов работы под водой, в особых условиях работы, не имел требуемого льготного пенсионного обеспечения, согласно письма Госкомтруда СССР от 25.07.1977 года № 1862-МК, ежемесячных норм рабочего времени пребывания под водой, в количестве 25 часов в месяц, а потому, период работы истца с 01.01.1989 года по декабрь 1991 года не подлежит включению истцу в специальный стаж истца, и при не достаточности специального стажа, истец не обоснованно указывает на наличие у него права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска в силу следующих оснований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений... Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Спорные отношения сторон относительно наличия у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии регулируются как нормами Конституции Российской Федерации, так и специальными нормами Федерального законодательства Российской Федерации о трудовых пенсиях.
Согласно пункту 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу требований пункта 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с требованиями п.1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющей условия назначения трудовой пенсии по старости, правом на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при том, что в силу требований п.2 ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее десяти лет страхового стажа для мужчин.
Согласно положениям п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Статья 12 ТК РФ устанавливает, что закон или иной нормативно правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Статья 424 ТК РФ также прямо предусматривает, что нормы Трудового кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». (ТК РФ вступил в законную силу 01.02.2002 года).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с требованиями п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, истец обратился 14.10.2010 года в адрес ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском и в Промышленном районах городского округа Самара (ранее ГУ – УПФ РФ в Кировском районе г. Самары) с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ по вредным и особо тяжелым условиям труда, занятость на которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях.
Судом также установлено, что рассмотрев доводы поданного истцом заявления, в соответствии с протоколом заседания комиссии № 125 от 18.02.2011 года, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе города Самары, истцу Батурину А.Ю. было засчитано в специальный трудовой стаж работы 02 года 09 месяцев, при этом истцу было отказано в установлении досрочной пенсии по старости со ссылкой на положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Списка работ и должностей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию на льготных условиях, утверждённому Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26.01.1991 г., исключив из специального стажа истца, дающего ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды его работы: с 01.04.1987 года по 31.05.1987 года, с 01.09.1987 года по 30.09.1987 года, с 01.11.1987 года по 31.05.1988 года, с 01.07.1988 года по 31.08.1988 года, с 01.10.198 года по 31.12.1988 года – в должности водолаза в Управлении № 2 Дорожного ремонтно-строительного треста; с 01.01.1989 года по 30.06.1992 года, с 01.09.1992 года по 30.06.1993 года – в должности водолаза Государственной инспекции по маломерным судам; с 01.04.1999 года по 30.06.2000 года, с 01.10.2000 года по 30.04.2001 года, с 01.10.2001 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 30.04.2002 года, с 01.08.2002 года по 14.04.2003 года – в должности водолаза Госинспекции по маломерным судам; с 23.04.2003 года по 30.04.2003 года, с 01.11.2003 года по 28.02.2004 года, с 01.04.2004 года по 30.04.2004 года – в должности водолаза ОАО «Подводспецтранснефтепродукт», поскольку истцом не вырабатывалась норма часов под водой (не менее 25 часов в месяц или 275 часов в год); с 02.08.2004 года по 15.01.2007 года – в должности водолаза ООО «Подводспецконтроль», поскольку территориальному органу Пенсионного фонда РФ не представилось возможным сделать вывод о выработке истцом нормы часов на работах под водой, а сам работодатель истца квалифицировал его работу без указания его льготной работы. Период работы истца с 01.03.2010 года по 14.10.2010 года – в должности водолаза ЗАО «Подводспецстрой», также был исключен из специального стажа истца, поскольку работодателем не были представлены документы, подтверждающие льготный характер работы истца.
Согласно Постановлению Правительства РФ №537 от 18.07.2002 г. при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список №1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в то время, как время выполнявшиеся истцом до 01.01.1992 года работы, предусмотренные Списком №1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, а разделом XXI «Общие профессии» Списка №1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 и действующего до 01 января 1992 года, поскольку правом на пенсию на льготных условиях пользовались водолазы, старшие водолазы, инструкторы по водолазному делу без каких-либо условий относительно времени пребывания водолаза под водой, которые данный Список не содержал.
Исходя из указанного, суд полагает обоснованной ссылку истца на то обстоятельство, что действующее в спорный период работы истца, а именно, с 01.01.1989 г. по 31.12.1991 г. законодательство устанавливало право каждого на государственную пенсию на льготных условиях в связи с вредными условиями труда на указанных работах независимо от количества времени пребывания водолаза под водой, и как следствие указанного, стаж его работы в качестве водолаза в период до 01.01.1992 г, то есть до момента внесения изменений и дополнений в Список №1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должен был определяться ответчиком исходя из общей продолжительности работы истца в указанной должности, независимо от времени его работы под водой.
При этом, доводы возражений ответчика относительно необходимости определения периода работы истца под водой при определении его специального стажа, со ссылкой на указания, содержащиеся в письме Госкомтруда СССР от 25.07.1977 года № 1862-МК, по мнению суда, являются безосновательными, поскольку при отсутствии указания на источник опубликования указанного письменного разъяснения ведомства, и в силу положений ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 года 3 86-ФЗ и Указа Президента РФ от 20.03.2001 года, указанной разъяснение бывшего государственного ведомства, нельзя признать имеющим силу нормативно-правового акта, регулирующего отношения в порядке обеспечения прав граждан на социальное обеспечение по старости, поскольку специальный стаж водолаза до 01.01.1992 г. определялся из общей продолжительности работы в указанной должности без каких-либо условий относительно времени пребывания водолаза под водой.
Что же касается периода работы истца после 01.01.1992 года, истец, по мнению суда обоснованно указал, что в соответствии с разделом 23 «Общие профессии» Списка № 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10, а также разъяснениями Минтруда РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 11 мая 1993г. № 6 «О порядке применения Списков № 1 и № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991г. № 10», правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц) либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более.
Согласно п.п.8 п.2 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами (в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой».
Приложением к Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 12 февраля 1988 г. N 42 «Инструкция о порядке учета времени работы под водой водолазов спасательных пунктов Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР» было установлено, что учет времени работы под водой ведется в журналах водолазных работ и в личных книжках водолазов. Записи о времени пребывания их под водой в личных книжках водолазов должны производиться ежемесячно на основании обобщенных сведений в журналах водолазных работ спасательных станций и маневренных поисковых групп, при том, что ежегодные итоговые часы работы водолазов под водой заверяются печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера органа, которому непосредственно подчинен спасательный пункт. Ответственность за правильность и своевременность записей о времени пребывания под водой, ведение, хранение журналов водолазных работ и личных книжек водолазов несут начальники спасательных станций, маневренных поисковых групп и водолазные специалисты.
Для подтверждения периодов работы с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза в ООО «Подводспецконтроль» и с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г. в должности водолаза в ЗАО «Подводспецстрой» истцом были предоставлены в материалы дела такие доказательства, как Справка, уточняющая особый характер его работ или условий труда, необходимых для назначения истцу льготной пенсии от 08.09.2010 г. № 37 и выписка из водолазного журнала, подтверждающие периоды работы истца в особых условиях труда с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза ООО «Подводспецконтроль». Количество времени работы истца водолазом в указанные периоды работы в ООО «Подводспецконтроль», по времени пребывания его под водой, составляют не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), что позволяет утверждать истцу о наличии у него специального стажа в суммовом выражении в 2 года 4 месяца. Вышеуказанные документы, а именно Справка, оформлена на его имя на основании личной карточки ф. Т-2, лицевых счетов за 2004-2007 г.г., приказа о приёме его на работу и об увольнении за периоды с 2004 по 2007 г.г., а также на основании штатного расписания работодателя за 2004-2007 гг., табелей учета рабочего времени за 2004-2007 гг., журнала водолазных работ и личной книжки истца. В соответствии со справкой, представленной истцом и подтверждающей льготный характер работы истца в ЗАО «Подводспецстрой», а также и выпиской из водолазного журнала указанной организации, количество времени работы истца водолазом 2 класса по времени пребывания под водой составляло не менее 25 часов в месяц, и составило 3 месяца за период с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г.
Судом установлено, что указанная Справка была оформлена на имя истца его работодателем на основании его личной карточки ф. Т-2, лицевых счетов за 2010-2012 г.г., приказов о приёме на работу и его увольнении за 2010-2012 гг., штатного расписания за 2010-2012 г.г., табеля учета рабочего времени за 2010-2012 гг., журнала водолазных работ и личной книжки истца.
Совокупность указанных документов судом признается допустимыми и относимыми по делу доказательствами, подтверждающими страховой стаж работы истца.
В силу принципов, изложенных в ст. 19 Конституции РФ, истец не может быть поставлен в зависимость от обстоятельств, от него не зависящих, а именно от того, что в идентификационных сведениях за весь период его работы отсутствует код льготной работы.
С учетом включения вышеуказанных периодов в специальный стаж истца на работах с вредными условиями труда, его общий льготный специальный стаж составил 8 лет 4 месяца, что следует из суммового выражения периодов его льготного стажа: {(3 года + 2 года 4 месяца + 3 месяца)}, а с учетом зачтённого ответчиком периода его специального стажа в 2 года 9 месяцев, общий льготный страховой стаж работы истца составляет: 8 лет 4 месяца + 2 года 9 месяцев = 11 лет 03 месяца, что достаточно для назначения истцу досрочной трудовой пенсии на льготных условиях, т.е. досрочно, при достижении истцом, родившимся 10.05.1958 г.р., требуемого по закону 50-ти летнего возраста, при условии работы истцом в особых условиях труда в указанный период времени, составляющий не менее установленного законом 10 летнего срока и имеющего продолжительность работы в особых условиях труда с требуемой продолжительностью страхового стажа, позволяющего получение досрочной трудовой пенсии по старости, с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы, подлежащего к исчислению с достижением истцом возраста 52 лет, достигнутого на дату обращения истца за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, т.е. на 14.10.2010 г..
Судом также установлено, что для обеспечения защиты своего гражданского права в суде, истец осуществил расходы на участие своего представителя, оплатив денежные средства в размере 10.000 рублей в адрес ООО «Партнер», заявленные ответчиком как необоснованно завышенные, а также понес расходы по оплате государственной пошлиной поданного при обращении в суд иска в сумме 200 рублей, которые подлежат распределению судом по правилам ст. 98 и ст. 100 ГПК РФ.
Исходя из требований ст. 100 ГПК РФ, с учетом конкретного дела, объема защиты прав истца в судебных заседаниях, а также принимая во внимание возражений представителя ответчика относительно необходимости снижения указанного размера денежного вознаграждения, выплаченного истцом своему представителю за подготовку искового заявления, его уточнение и участие в четырех судебных заседаниях по рассмотрению судом заявленного спора, суд, с учетом принципов разумности и справедливости выплачиваемого стороной спора вознаграждения своему представителю, полагает возможным удовлетворить требование истца о возмещении расходов на своего представителя частично, в размере 4.000 рублей, взыскав их с ответчика в пользу истца.
При этом, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании положений ст. 98 ГПК РФ в полном объеме, как подтвержденные документально.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Батурина АЮ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Самары от 18.02.2011 № 125 в назначении Батурину АЮ досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах города Самары включить в специальный стаж Батурина АЮ дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, периоды работы: с 01.01.1989 г. по 31.12.1991 г. в должности водолаза 2 класса в Государственной инспекции по маломерным делам; с 02.08.2004 г. по 31.10.2004 г., с 01.12.2004 г. по 31.12.2004 г., с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. в должности водолаза в ООО «Подводспецконтроль»; с 01.03.2010 г. по 31.05.2010 г. в должности водолаза в ЗАО «Подводспецстрой».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах города Самары назначить Батурину АЮ досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения за назначением пенсии, т.е. с 14.10.2010 г..
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах города Самары в пользу Батурина АЮ в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя 4.000 рублей, в счет возврата государственной пошлины 200 рублей, а всего 4.200 (четыре тысячи двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Резолютивная часть изготовлена в совещательной комнате и оглашена 04 февраля 2013 года.
С решением в окончательной форме стороны вправе ознакомиться 11 февраля 2013 года.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2013 года.
Председательствующий: О.В. Осипов