Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 19 мая 2016 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Фоминой И.А.,
при секретаре Космынцевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а –1005 / 2016 по административному исковому заявлению Перепелкина В. А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Главе г.о.Самара об обжаловании бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Перепелкин В.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным бездействия, указав, что в начале 2014 года обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под принадлежащим ему гаражом по адресу: <адрес> / Красных коммунаров, ГСК 933 А, гараж 59, под выкуп. В феврале 2015 года истец был вызван в Министерство имущественных отношений <адрес>, где подписал акт приема передачи и договор купли - продажи земельного участка. Министерство имущественных отношений <адрес> договор подписать не смогло в связи с изменением требований действующего законодательства, перераспределившего полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти в <адрес>. Истцу было разъяснено, что для получения договора купли- продажи необходимо обратиться в Департамент управления имуществом г.о.Самара (далее – ДУИ). В августе 2015 года Перепелкин В.А. обратился в ДУИ, где ему разъяснили, что документы будут готовы в течение месяца, и оплата будет рассчитываться из 30 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Истец считает, что стоимость земельного участка должна составлять 20 процентов от кадастровой стоимости, поскольку он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в 2014 году в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Задержка в выдаче документов произошло не по его вине. До настоящего времени решения по его заявлению не принято, что свидетельствует о незаконности бездействия административного ответчика. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г. о. Самара при подготовке пакета документов на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК 933 А, гараж 59; обязать устранить допущенные нарушения его прав, а именно подписать в течение 5 дней с ним акт приема - передачи, договор купли- продажи земельного участка под гаражом, определив выкупную стоимость в размере 20 % от кадастровой стоимости земельного участка, обеспечить государственную регистрацию прав на земельный участок, находящийся под гаражом 59, расположенный по адресу: <адрес> / Кр. Коммунаров, ГСК 933 А, взыскать с заинтересованных лиц судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В последующем Перепелкин В.А. уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самара, Главы г.о.Самара при выкупе и подготовке пакета документов на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – Садовая / Кр. Коммунаров ГСК 933 А, гараж 59: обязать ДУИ, Главу г.о.Самара и Администрацию г.о.Самара устранить допущенное нарушение его прав, а именно обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение пяти дней подготовить проекты акта - приема передачи земельного участка, договоров купли - продажи земельных участков, проектов распорядительного акта на выкуп земельного участка, расположенного по указанному выше адресу; обязать главу г.о.Самара, администрацию г.о.Самара в течение 10 дней издать распорядительный акт о выкупе указанного земельного участка, определив выкупную стоимость в размере 20 % от кадастровой стоимости земельного участка; обязать уполномоченные органы в лице ДУИ г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара подписать в течение 15 дней с ним акт приема- передачи, договор купли - продажи земельного участка; обязать ДУИ, Главу г.о.Самара и Администрацию г.о.Самара в течение 20 дней обеспечить государственную регистрацию прав на указанный выше земельный участок.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Грицюк А.В. просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, указанным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель Администрации г.о.Самара по доверенности Пащенко А.А. административный иск не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель Главы г.о.Самара в суд не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что требования Перепелкина В.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что к бездействию относится не исполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказом).
Статьями 9 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.2 ст.34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
На момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, были возложены на Министерство имущественных отношений <адрес> в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи со вступлением в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти <адрес> в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории <адрес>, определении полномочий органов государственной власти <адрес> по предметам ведения субъектов РФ, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории <адрес> и внесении изменений в ст. <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>», ст. 25 Устава г.о.Самара, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г.о. Самара, отнесены к компетенции Администрации г.о. Самара.
Согласно п.п. 4 п.2 постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара» полномочия по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов администрации г.о.Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли- продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли- продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, возложены на Департамент управления имуществом г.о. Самара.
На момент рассмотрения дела Администрацией г.о.Самара было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», которым признано утратившим силу постановление Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.п.4 п.2 постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, на Департамент управления имуществом г.о.Самара возложено подготовка и подписание соответствующих распорядительных актов ДУИ о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, … а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, с правом их подписания, в случаях, предусмотренных ст.39.20 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Перепелкин В.А. является собственником нежилого помещения (гараж) общей площадью 18,6 кв.м, этаж 1, адрес объекта: <адрес> угол <адрес>, ГСК – 933 А, гараж 59, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Перепелкин В.А. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> угол <адрес>, ГСК – 933 А, под принадлежащим ему гаражом №.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 20,00 кв.м с кадастровым номером 63:01:0925002:866, расположенный по адресу: <адрес> / угол <адрес>, ГСК – 933 А, гараж №, фактически занимаемый индивидуальным гаражом. Управлению приватизации департамента земельно-имущественных отношений дано распоряжение подготовить документы для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена были переданы органу местного самоуправления.
Согласно акту приема – передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ документы по заявлению Перепелкина В.А. были переданы в Администрацию г.о.Самара Министерством имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из возражений ДУИ, документы по заявлению Перепелкина В.А. поступили в Департамент управления имуществом г.о.Самара ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что до настоящего времени решение по заявлению Перепелкина В.А. о предоставлении ему в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении не принято, что не оспаривалось представителями административных ответчиков при рассмотрении судом данного дела.
Поскольку в сроки, установленные действующим законодательством, Департамент управления имуществом г.о. Самара проект соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков в собственность либо об отказе в их предоставлении не подготовил и, учитывая, что Администрация г.о. Самары не осуществила возложенный на нее контроль за указанным процессом подготовки, суд считает, что в данном случае имеется бездействие указанных административных ответчиков. В связи с этим, данные требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требования административного истца о признании незаконным бездействия Главы г.о.Самара суд находит необоснованными в связи с отсутствием правовых оснований.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку судом установлено бездействие со стороны административных ответчиков - Администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившееся в не рассмотрении в установленные законом сроки заявления Перепелкина В.А. и не принятия по нему какого – либо решения, с учетом приведенной выше нормы процессуального права, суд считает необходимым обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Перепелкина В.А. путем рассмотрения его обращения о предоставлении ему за плату обозначенного выше земельного участка и принятия по нему соответствующего решения в соответствии с постановлением Администрации г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требования административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушение его прав, а именно обязать ДУИ в течении пяти дней подготовить проекты акта приема - передачи земельного участка, договора купли- продажи земельного участка, проекта распорядительного акта на выкуп земельного участка, расположенного по указанному адресу, обязании Главы г.о. Самара, Администрации г.о.Самара в течении десяти дней издать распорядительный акт о выкупе земельного участка, определить выкупную стоимость в размере 20 % от кадастровой стоимости земельного участка, обязать уполномоченные органы в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Главы г.о.Самара подписать в течение 15 дней с ним акт приема - передачи, договор купли - продажи земельного участка, обязать административных ответчиков в течение 20 дней обеспечить государственную регистрацию прав на выше указанный земельный участок, удовлетворению не подлежат, поскольку указанные вопросы отнесены законодателем к компетенции органа местного самоуправления.
Как установлено судом, какого - либо решения по заявлению Перепелкина В.А. о предоставлении ему земельного участка до настоящего времени не принято, по существу заявление административного истца не рассмотрено. Таким образом, суд не вправе предрешать разрешение вопроса по существу, если обязанность принять определенное решение, совершить конкретное действие прямо не предусмотрено законом. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные требования административного истца являются преждевременными и не могут быть рассмотрены в рамках данного административного иска. После рассмотрения заявления Перепелкина В.А. по существу и принятия по нему решения, административный истец в случае не согласия с принятым решением вправе обжаловать его в суд.
Доводы административных ответчиков о том, что бездействия в данном случае не имеется, поскольку Перепелкину В.А. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о.Самара были направлены информационные письма, не могут быть приняты во внимание. Поскольку в установленные законом сроки обращение административного истца по существу не рассмотрено, с момента передачи обращения и документов в Департамент управления имуществом г.о.Самара ДД.ММ.ГГГГ прошло более года, суд считает, что административные ответчики допустили бездействие. Направление информационных писем, на которое ссылаются административные ответчики, не свидетельствует об отсутствии бездействия, поскольку решением по обращению истца не являются,
Ссылки Администрации г.о.Самара в отзыве на то, что административным истцом не были предоставлены все необходимые для рассмотрения документы, не являются основанием для отказа Перепелкину В.А. в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным, поскольку в случае отсутствия соответствующих документов и их не предоставления административным истцом уполномоченный орган не лишен был возможности принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также не могут быть приняты во внимание доводы Администрации г.о.Самара в отзыве на то, что бездействия администрации не имеется, поскольку заявление административного истца было передано для рассмотрения в Департамент управления имуществом г.о.Самара.
До ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 6 постановления администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № контроль за исполнением возложенных на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанностей, осуществляла Администрация г.о.Самара. Поскольку контроль осуществлен не был, до настоящего времени какого – либо решения по заявлению административного истца не принято, суд считает, что Администрацией г.о.Самара в данном случае также допущено бездействие.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Перепелкина В. А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Главе г.о.Самара об обжаловании бездействия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о. Самара, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления Перепелкина В.А. о предоставлении за выкуп в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – <адрес> / <адрес>, <данные изъяты>, гараж <данные изъяты>.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара рассмотреть по существу заявление Перепелкина В.А. о предоставлении за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в установленный законом срок.
В удовлетворении остальной части требований Перепелкину В.А. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина