Решение по делу № 2-2459/2017 ~ М-2631/2017 от 26.10.2017

2-2459/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          25 декабря 2017 года                      г. Октябрьский РБ

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Алексеевой О.В.,

при секретаре Ибрагимовой Г.В.,

с участием помощника прокурора Насырова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2459/17 по заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов, размещенных в сети Интернет, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,

ус т а н о в и л:

прокурор <адрес> Республики Башкортостан, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд с заявлением о признании информационных материалов, размещенных в сети Интернет, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства осуществлен мониторинг сети Интернет и Интернет-ресурсов, которым установлен факт размещения на сайте (странице сайта) <данные изъяты>, к которому имеется свободный доступ, информации о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода электроэнергии. Принимая во внимание, что указанная информация запрещена к распространению, просит суд признать информацию, размещенную на сайте: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, включить сайт (страницу сайта) в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Помощник прокурора Насырова А.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте судебного разбирательства. Представлено ходатайство, в котором указано о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявление прокурора поддерживают полностью.

Буркеев А.П., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, правом на участие не воспользовался, суду сведений об уважительности причин неявки не представил, отзывов и возражений не направил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.

Из материалов гражданского дела следует, что предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников процесса, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в гражданском процессе в объеме самостоятельно определенном для себя, в этой связи суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайте (странице сайта) <данные изъяты> размещена информация о том, как «смотать» или «обмануть» счетчик электроэнергии, незаметно снять (вскрыть) пломбы и совершить другие незаконные действия.

Также отмечено, что доступ к этому сайту свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием указанного сайта (страниц сайта) и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Указанная информация подтверждается скриншотами страниц сайта (страницы сайта) и актом о результатах проверки Интернет-адреса: <данные изъяты>

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку (пп. г п.34).

Согласно пп. г п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Таким образом, установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованной воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 7.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, является основанием для привлечения лица, уличенного в этом, к административной ответственности.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологий и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).

В силу ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации» - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет» (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).

Согласно п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации» - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации»).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании информации, размещенной в свободном доступе на сайте (странице сайта) <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Следует также отметить, что предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями с использованием инженерных комплексов сетевых организаций. Тарифы, устанавливаемые за оплату потребляемых коммунальных ресурсов, включают в себя средства на развитие и модернизацию оборудования и сетей, используемых для добычи и транспортировки, финансирование действий указанных организаций, оплату труда работников, выплату в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке налоговых сборов в бюджеты различных уровней.

Кроме того, предоставление коммунальных услуг связано с использованием природных ресурсов. В свою очередь, неполная оплата фактически потребленных коммунальных услуг свидетельствует о незаконном использовании природных ресурсов, охраняемых действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, доступ к сайтам (страницам сайта), где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства в сфере информации, информационных технологий и защите информации, а также законодательства об энергосбережении и предоставлении коммунальных услуг, наносит вред нравственности граждан.

На момент проверки указатель страницы указанного сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствовал.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Пунктом 2 ст. 262 ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

По делам о признании информационных материалов, размещенных в сети Интернет, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт размещения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление указанного обстоятельства является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Подпунктом «б» п. 5 названных Правил установлено, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания указанной информации запрещенной к распространению, - суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов, размещенных в сети Интернет, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте (странице сайта) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для включения сайта (страницы сайта) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет<данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

          Судья               О.В. Алексеева

2-2459/2017 ~ М-2631/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Октябрьский РБ
Другие
Управление Рокомнадзора по РБ
Букреев А.П.
Суд
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Алексеева О. В.
Дело на странице суда
oktabrsky--bkr.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2017Передача материалов судье
27.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017Подготовка дела (собеседование)
16.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2017Судебное заседание
25.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2018Дело оформлено
14.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее