Дело №2а-795/2023
73RS0004-01-2023-000541-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2023 года г.Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Савеловой А.Л.,
при секретаре Саргиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Афанасьеву Андрею Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с иском к Афанасьеву А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, указав следующее.
На учете в налоговом органе состоит плательщик Афанасьев А.В. Согласно представленным данным, ответчик имеет (имел) в собственности транспортное средство: ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак Е 9066 УЛ.
Ответчику направлялось уведомление и требование об уплате налогов, однако налоги уплачены не были. За неуплату налогов ответчику начислены пени, которые также не уплачены. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет взыскивается с граждан в судебном порядке.
Просили взыскать с Афанасьева А.В. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 768 руб., налог за 2019 год в размере 768 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.06.2020 в размере 524,26 руб., пени за период с 04.12.2018 по 26.06.2020 в размере 189,05 руб., пени за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 21,79 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.06.2021 в размере 22,40 руб., а всего в сумме 2293,50 руб.
Представитель административного истца УФНС России по Ульяновской области Крупнова Ю.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Афанасьев А.В. в судебное заседание не явился, направил отзыв, указав, что является инвалидом 2 группы, 18 октября 2022 года обратился в ГИБДД с заявлением о снятии с регистрационного учета транспортных средств. Автомобили, год выпуска которых 1971 и 1996 годы, были сняты с регистрационного учета.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статей 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, за административным ответчиком Афанасьевым А.В. в налоговом периоде (2018,2019 годы) были зарегистрированы транспортные средства – автомобиль ВАЗ 21043, государственный регистрационный знак №, ВАЗ 2101, государственный регистрационный знак №.
Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территории Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены указанным Кодексом.
С учетом вышеизложенного, Афанасьев А.В. является плательщиком транспортного налога и в силу ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии ст. 362 НК РФ и Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», (с последующими изменениями и дополнениями в редакции, действующей на день возникновения спорных правоотношений) исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п.2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» установлена обязанность налогоплательщика – физического лица производить уплату транспортного налога по месту нахождения транспортного средства в полном объеме не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.3 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» от уплаты налога освобождаются инвалиды I и II группы - в отношении мотоциклов, мотороллеров и автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (для владельцев двух и более транспортных средств - по выбору за одно транспортное средство); лица, имеющие право на налоговую льготу, предусмотренную настоящим пунктом, представляют в налоговый орган по своему выбору письменное заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную в установленном порядке.
Статьей 409 Налогового кодекса РФ установлен порядок и сроки уплаты налога. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 руб., за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление № от 26.06.2018 на уплату налогов за 2017 год было направлено ответчику заказной корреспонденцией 06.07.2018 года, налоговое уведомление № от 27.06.2019 было направлено 10.07.2019 года, налоговое уведомление № от 03.08.2020 направлено 28.09.2020, что подтверждается материалами дела.
Во исполнение ст.69 НК РФ налоговым органом были сформированы требования об уплате вышеназванных налогов и пени - № от 26.06.2019, срок исполнения по требованию - до 03.09.2019, № от 06.02.2020, срок исполнения по требованию - до 18.03.2020; № от 27.06.2020, срок исполнения по требованию - до 24.11.2020; № от 15.06.2021, срок исполнения по требованию - до 23.11.2021.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Задолженность по налогам и пени взыскивалась с Афанасьева А.В. судебным приказом.
Выданный 03.11.2022 мировым судьей судебного участка № 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска судебный приказ о взыскании недоимки по налогам был отменен 12.12.2022.
Таким образом, Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилась в Заволжский районный суд г. Ульяновска с настоящим административным иском в срок, предусмотренный законом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до 18.02.2023 года.
Административное исковое заявление направлено в суд 06.02.2023 года, то есть установленный законом срок для обращения в суд с иском о взыскании недоимки по налогам и пени не истек.
Согласно расчету административного истца сумма задолженности административного ответчика Афанасьева А.В. составляет по транспортному налогу за 2018 год в размере 768 руб., налог за 2019 год в размере 768 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.06.2020 в размере 524,26 руб., пени за период с 04.12.2018 по 26.06.2020 в размере 189,05 руб., пени за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 21,79 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.06.2021 в размере 22,40 руб., а всего в сумме 2293,50 руб.
Довод административного ответчика о наличии инвалидности 2 группы, а также снятии с регистрационного учета автомобилей, являются несостоятельными, поскольку задолженность по налогам и сборам сформирована за налоговые периоды, предшествовавшие снятию автомобилей с регистрационного учета, кроме того, налогообложению подлежит для владельцев двух и более транспортных средств - по выбору одно транспортное средство.
Поскольку в судебном заседании установлено, что задолженность по налогам и пени до настоящего времени ответчиком не оплачена, она подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Афанасьеву Андрею Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Афанасьева Андрея Вячеславовича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 768 руб., налог за 2019 год в размере 768 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.06.2020 в размере 524,26 руб., пени за период с 04.12.2018 по 26.06.2020 в размере 189,05 руб., пени за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 21,79 руб., пени за период с 02.12.2020 по 14.06.2021 в размере 22,40 руб., а всего в сумме 2293,50 руб.
Взыскать с Афанасьева Андрея Вячеславовича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Савелова.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 14 марта 2023 года