АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1887/2008-110/1
город Саранск 25 сентября 2008 года
Арбитражный суд Республики Мордовия
в составе: судьи В.Н.Савочкина,
при ведении протокола помощником судьи В.А.Шкурихиным,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, г.Ковылкино
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Чукарову Василию Васильевичу, г.Ковылкино
о взыскании 123 руб. 20 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Мордовия, г.Ковылкино
при участии в заседании:
от заявителя: Ложкиной Н.Д., и.о. ю/к, дов. № 09/2886 от 24.09.2008,
от ответчика: не явился,
от третьего лица: не явился,
установил: Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чукарова Василия Васильевича финансовых санкций в сумме 123 руб. 20 коп. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответчик в заседание не явился, отзыв на заявление не представил. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Мордовия в отзыве просила рассмотреть дело без её участия, при этом указала, что Чукаров Василий Васильевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
При рассмотрении дела установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Свободный», главой которого является Чукаров В.В., зарегистрировано в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер 1031312000554 в Едином государственном реестре юридических лиц). Кроме того, Чукаров Василий Васильевич зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304132304700067 с правом заниматься следующими видами экономической деятельности: розничная торговля моторным топливом (основной, код ОКВЭД 50.50); производство пиломатериалов, профилированных по кромке или по пласти; производство древесной шерсти, древесной муки; производство технологической щепы или стружки (дополнительный, код ОКВЭД 20.10.2); оптовая торговля отходам и ломом (дополнительный, код ОКВЭД 51.57); розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (дополнительный, код ОКВЭД 50.30.2).
Как следует из представленных в дело документов, Управление провело камеральную проверку и установило, что в нарушение статьи8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Чукаров В.В. как глава крестьянского (фермерского) хозяйства к 01.03.2008 не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год, о чем составлен акт № 6 от 28.03.2008.
По результатам проверки начальник Управления принял решение № 6 от 05.05.2008 о привлечении главы КФХ Чукарова В.В. к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 123 руб. 20 коп.
Требованием № 4 (исх. №10/1444) от 07.05.2008 ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в десятидневный срок со дня его получения.
Поскольку в установленный срок штраф уплачен не был, Управление обратилось с заявлением о его взыскании в арбитражный суд.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В силу статьи 19 Закона инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 (в редакции от 14.07.2003 № 422), установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица – индивидуальные предприниматели и приравненные к ним законодательством лица, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).
Согласно пункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предпринимателя, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой и приравненные к ним частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона.
В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.02.2005 № 95) утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Постановлением Правительства РФ № 156 от 12.03.2007 стоимость страхового года на 2007 год утверждена в размере 18 48 руб., в том числе на страховую часть 1232 руб. и на накопительную часть 616 руб.).
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Чукаров Василий Васильевич является главой КФХ «Свободный», зарегистрированного в качестве юридического лица, а также индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в качестве такового в установленном законом порядке.
Таким образом, в рассматриваемом случае Чукаров Василий Васильевич 1964 года рождения, является страхователем (индивидуальным предпринимателем и главой КФХ, приравненным для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям), при этом в силу вышеназванных норм, на нём лежит обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии.
Индивидуальный предприниматель Чукаров В.В. произвел уплату страховых взносов за 2007 на страховую часть трудовой пенсии в декабре 2007 в сумме 1232 руб., что подтверждается реестром учета платежей страхователя (рег. номер страхователя 11-027-00340) и протоколом к ведомости уплаты страховых взносов по форме АДВ-11 от 18.02.2008 (рег. номер страхователя 11-027-00340). Указанный протокол является также и доказательством своевременного представления Чукаровым В.В., как индивидуальным предпринимателем, необходимых сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете за 2007 год.
Ссылка Управления на подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, что если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию, является неосновательной, поскольку Чукаров В.В. относится только к одной категории страхователей, а именно индивидуальным предпринимателям.
Обязанности по уплате страховых взносов и представления соответствующих сведений в органы ПФР неоднократно для лиц, отнесенных Законом к одной категории страхователей, законодательство об обязательном пенсионном страховании не содержит.
Кроме того, глава КФХ «Свободный» Чукаров В.В. не был извещен заявителем надлежащим образом о времени и месте рассмотрения акта проверки № 6 от 28.03.2008. Из указанного акта следует, что его рассмотрение было назначено Управлением на 17.04.2008 на 14 час. 00 мин. В качестве доказательств направления названного акта проверки Чукарову В.В. Управлением представлена копия почтового реестра № 57 от 01.04.2008 и копия справки Ковылкинского почтампта о том, что заказное письмо № 91175933 вручено адресату (Чукарову В.В.) 11.04.2008. Фактически рассмотрение акта проверки состоялось 05.05.2008, по результатам которого было принято решение № 6 от 05.05.2008. Доказательств извещения Чукарова В.В. о рассмотрении 05.05.2008 акта проверки № 6 от 28.03.2008 Управлением не представлено.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса РФ о начальник Управления был обязан установить факт явки лица, приглашенного для участия в рассмотрении материалов проверки и выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принять решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Согласно пункту 4 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Поскольку настоящий спор возник в связи с осуществлением главой крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимательской деятельности, а в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию глава крестьянского (фермерского) хозяйства приравнен к индивидуальным предпринимателям, такой спор подведомственен арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Н.Савочкин