Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Сергиевск 20 июня 2017 года
Судья Сергиевского районного суда <адрес> Шишова Л.А. с участием: представителя заявителя Агриковой А.С., представителя ОСП <адрес> Андреева А.И., Денисовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> Чебоксаровой Г,Н, на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Резяпкина А.Н. о привлечении к административной ответственности юридического лица Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в лице главы администрации Чебоксаровой Г.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего судебного пристава отдела судебных приставов России по <адрес> Резяпкина А.Н. по делу об административном правонарушении, от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения Серноводск в лице Главы администрации -Чебоксаровой Г. Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ выданном Сергиевским районным судом <адрес>, требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом- исполнителем в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Глава сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> Чебоксарова Г.Н. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить.
В судебном заседании представителя заявителя Агрикова А.С. жалобу поддержала, просила отменить постановление ДД.ММ.ГГГГ по основаниям указанным в жалобе, а также пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов <адрес>, на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сергиевским районным судом <адрес>, было возбуждено исполнительное производство №, согласно которому, администрация сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> обязана предоставить гр. Денисовой М. В. и ее несовершеннолетним детям жилое помещение по договору социального найма жилого помещения на одного члена семьи не менее нормы предоставления и отвечающее установленным санитарным нормам и требованиям.
В настоящее время на территории сельского поселения Серноводск отсутствуют свободные жилые помещения социального использования, отвечающие вышеуказанным требования, в связи с чем, предоставление гр. Денисовой М. В. и ее несовершеннолетним детям жилого помещения не представляется возможным, о чем было своевременно сообщено в ОСП <адрес>.
Администрация сельского поселения Серноводск является органом, все денежные средства, находящиеся в распоряжении которого, имеют целевой характер и расходуются в соответствии бюджета сельского поселения Серноводск, утвержденным на текущий год.
В настоящее время у администрации отсутствуют внутренние резервы для приобретения жилого помещения, с целью исполнения указанного исполнительного документа. Денисовой была предоставлена однокомнатная квартира временно, но она отказалась в нее вселиться.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в Управление Финансами администрации муниципального района <адрес> направлялось письмо с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в бюджет сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> и включении в статью расходов бюджета сельского поселения Серноводск денежных средств на приобретение жилого помещения с целью исполнения требований неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, до настоящего времени, ответ на указанное письмо не поступил.
В случае выделения денежных средств, исполнение решения суда возможно лишь на основании заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Администрацией сельского поселения Серноводск м.<адрес> в ОСП <адрес> направлено ходатайство об отложении исполнительного производства, в связи с обжалованием решения Сергиевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и апелляционного определения Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ кроме того, просьба об отложении" исполнительного производства содержалась, так же, в ответных письмах, направленных в ФССП, однако ответов, на указанные сообщения от ОСП <адрес> не последовало.
Вопрос наличия, либо отсутствия вины Администрации в административном правонарушении судебным приставом ОСП <адрес>, не исследовался, фразы в тексте постановления о доказанной вине Администрации носят общий характер, мотивированное обоснование выбора одних доказательств и исключения остальных фактов и документов из доказательственной базы отсутствуют.
Таким образом, со стороны администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> предпринимаются попытки исполнения указанного исполнительного документа, в пределах представленных полномочий, в связи с чем, считают, что не усматривается бездействий по указанному вопросу, а, следовательно, решение о назначение судебного штрафа незаконно и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, прекращению.
Просит Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> А. Н. Резяпкина по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица-Администрации сельского поселения Серноводск в лице главы администрации Чебоксаровой Г.Н. по исполнительному производству № отменить и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Представитель ОСП <адрес> Андреев А.И возражал против удовлетворения жалобы, и пояснил, что на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ предъявленного к исполнению ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сергиевским районным судом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №, согласно которому, администрация сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> обязана предоставить гр. Денисовой М. В. и ее несовершеннолетним детям жилое помещение по договору социального найма жилого помещения на одного члена семьи не менее нормы предоставления и отвечающее установленным санитарным нормам и требованиям. Главе Сельского поселения Чебоксаровой Г.Н. неоднократно вручались требования о добровольном исполнении решения суда, также ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение о возможности возбуждении уголовного дела. Срок предоставления семье Денисовых жилого помещения был определен до апреля 2016 года. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в отношении Чебоксаровой Г.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, который вручен лично Чебоксаровой под роспись. 17.0.2017 года было вынесено постановлением старшим судебным приставом отдела судебных приставов России по <адрес> Резяпкиным А.Н. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.15 КоАП РФ Главы администрации администрация сельского поселения Серноводск -Чебоксаровой Г. Н. за неисполнение требований должником содержащихся в исполнительном документе № от 21.11.2016г., выданном Сергиевским районным судом <адрес>, требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом- исполнителем в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> <данные изъяты> До настоящего времени решение Сергиевского районного суда не исполнено.
Денисова М.В. возражала против удовлетворения жалобы, и пояснила, что у нее сгорел дом, <данные изъяты>.<данные изъяты> После того, как их дом сгорел, администрация предоставляла им маневренное жилье по договору социального найма, но данное жилье непригодно для проживания, поскольку отсутствуют все необходимые условия для проживания, требуется ремонт канализации, отсутствуют счетчики, не произведено никакого ремонта. Ранее там проживала старенькая бабушка, в жилом помещении до сих пор хранятся её вещи. Также администрацией были выделены денежные средства в размере <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>. Она работает санитарской в санатории «СМВ», заработная плата составляет <данные изъяты>. <данные изъяты>
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, обозрев исполнительное производство, считаю, что оснований для удовлетворения данной жалобы отсутствуют.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.
Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 указанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Денисовой ФИО14 к администрации сельского поселения <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма - администрацию сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> обязали предоставить Денисовой ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение по договору социального найма в границах соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Апелляционным Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом исполнителем Сергиевского ОСП вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного Сергиевским районным судом <адрес> на основании вышеуказанного решения суда в отношении Администрации сельского поселения Серноводск, предоставлен 5дневный срок для добровольного исполнения судебного решения, должником требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании с Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, а также направлено предупреждение (требование) о немедленном исполнении решения суда в полном объеме, с предоставлением документов, подтверждающих исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> после получения предупреждения (требования) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила, документов, подтверждающих исполнение решения суда в указанный срок, не предоставила.
По факту выявленного правонарушения судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО10 в отношении Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением старшего судебного пристава отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Резяпкиным А.Н. от ДД.ММ.ГГГГг., глава администрации сельского поселения Серноводска Чебоксарова Г.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований должником содержащихся в исполнительном документе № от 21.11.2016г., за допущенные нарушения требований ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выразившиеся в не исполнении Администрацией требований, содержащихся в исполнительном листе, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, во вновь установленный срок, в виде обязанности предоставить Денисовой М.В, <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Доказательством того, что Администрацией сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, служат: постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с должника - Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в размере <данные изъяты> предупреждение (требование) от ДД.ММ.ГГГГ о немедленном исполнении Администрацией сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> решения суда в полном объеме, с предоставлением документов, подтверждающих исполнение решения суда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; определение от ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 11-00; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копия решения Сергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении обязанности для Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> предоставить Денисовой М.В, и её несовершеннолетним детям, относящемуся к лицам нуждающейся в улучшении жилищных условий, и включена в список малоимущих граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Серноводск - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в совершении данного административного правонарушения.
По смыслу норм статей 6, 105, 112 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" достаточным законным основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока для исполнения является факт неисполнения должником предложения судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения суда и не предоставление им доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие объективно непредотвратимых и других непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника.
Для исполнения обязанностей возложенных на должника - Администрацию решением суда, должник должен был предпринять все зависящие от него меры, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в разумный срок, однако доказательств того, что должником предпринимались какие-либо реальные, действенные, исчерпывающие меры, направленные на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по материалам дела об административном правонарушении не установлено.
Доказательств того, что исполнение требований неимущественного характера, связанных с предоставлением Денисовой М.В, и её несовершеннолетним детям благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, содержащихся в исполнительном документе от ДД.ММ.ГГГГ, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, было невозможно вследствие объективно препятствующих обстоятельств, находящихся вне контроля должника, Администрацией при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.
Направление на и.о. руководителя Управления финансами Администрации муниципального района <адрес> ФИО11 обращения от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. 6) о возможности выделения денежных средств для исполнения решений суда об обеспечении Денисовой М.В <данные изъяты>., не свидетельствует о принятии со стороны Администрации реальных и исчерпывающих мер к исполнению решения суда. С требованиями о выделении денежных средств в судебные органы Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> не обращалась.
В силу ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Невыполнение требований закона из-за недостаточного финансирования, не является основанием исключающим вину Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в совершении инкриминируемого правонарушения.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П, из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за учением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п.1 ч.2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не принадлежат.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации
В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жилья других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников) тем более от времени включения в список внеочередников.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, в силу приведенных положений закона Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес>, наделенная государственными полномочиями <адрес> наделена полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, а принадлежащее Денисовой М.В. <данные изъяты> является непригодным для проживания, Денисова М.В. в соответствии со справкой управления социальной защиты населения является малообеспеченной, содержащегося в исполнительном документе от 21.11.2016 года, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем нарушила требования ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Главы сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> Чебоксаровой Г.Н. на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Резяпкина А.Н. о привлечении к административной ответственности Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в лице главы администрации Чебоксаровой Г.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ –оставить без удовлетворения, а постановление начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Резяпкина А.Н. о привлечении к административной ответственности Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района <адрес> в лице главы администрации Чебоксаровой Г.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ- без изменения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Л.А.Шишова