Решение по делу № 12-42/2018 от 12.04.2018

                                                                                                   Дело

РЕШЕНИЕ

31 мая 2018 года                                                                                             <адрес>

Судья Белогорского районного суда Республики Крым Калиниченко Н.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Белая скала» ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «Белая скала» директор ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Белая скала» ФИО4 подал жалобу, в которой просит отменить постановление старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.

Директор ООО «Белая скала» в судебное заседание, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, не явился, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Заведующий сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П).

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии со ст. 11 Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

В соответствии с требованиями ст. 15 Закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 18 Закона № 89-ФЗ, приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» (за исключением статистической отчетности) обязаны разрабатывать и предоставлять в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодам.

В соответствии с требованиями ст. 19 Закона № 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами») субъекты малого и среднего предпринимательства, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства Экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Белая скала».

В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 установлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Белая скала» на территории карьера по добыче пильного известняка выявлены следующие виды отходов, определенные федеральным классификационным каталогом отходов:

- упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержит нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3;

- песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержит нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 9 19 201 02 39 4;

- абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов – код отходов ФККО 4 56 100 01 515;

- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные – код отхода по ФККО 4 61 010 01 205;

- шлак сварочный – код отхода по ФККО 9 19 100 02 20 4;

- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные – код по ФККО 9 21 130 02 50 4;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержит нефти и нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 9 19 204 02 60 4;

- отходы от строительных и ремонтных работ – код отходов по ФККО 8 90 000 01 72 4;

- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные – код отходов по ФККО 9 21 301 01 52 4.

    В ходе проверки установлено, что ООО «Белая скала» разработаны, но не поданы в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV класса опасности на:

- обтирочные материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержит нефти и нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 9 19 204 02 60 4;

- мусор от офисных и бытовых помещений, организаций несортированный (исключа крупногабаритный) – код отхода по ФККО 7 33 100 01 72 4;

- отходы минеральных масел моторных – код отхода по ФККО 4 06 110 01 31 3.

Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Белая Скала» не разработаны и не поданы в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV класса опасности на:

- упаковка полипропиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержит нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 4 3 8 1 23 0 6 51 3;

- песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержит нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 9 19 201 02 39 4;

- абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов – код отходов ФККО 4 56 100 01 515;

- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные – код отхода по ФККО 4 61 010 01 205;

- шлак сварочный – код отхода по ФККО 9 19 100 02 20 4;

- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные – код по ФККО 9 21 130 02 50 4;

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержит нефти и нефтепродуктов 15% и более) – код отхода по ФККО 9 19 204 02 60 4;

- отходы от строительных и ремонтных работ – код отходов по ФККО 8 90 000 01 72 4;

- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные – код отходов по ФККО 9 21 301 01 52 4.

Также, в ходе проведения проверки, на территории к карьера выявлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на твердом покрытии, фрагментарно по периметру карьера.

В ходе проверки ООО «Белая Скала» не представлены документальные материалы, подтверждающие наличие свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности сотрудников, допущенных к работе с отходами указанных классов опасности, технического отчета об инвентаризации отходов, образующихся на предприятии в ходе осуществления хозяйственной деятельности, карты мест обозначения временного хранения отходов производства и потребления на территории карьера, а также признаков о назначении должностных лиц, ответственных за эксплуатацию мест складирования отходов I-IV класса опасности на территории карьера, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, статистической информации по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления», факта ведения учета образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

В связи с недобросовестным выполнением должностных обязанностей в области обращения с отходами производства и потребления, директор ООО «Белая скала» ФИО4 допустил следующие нарушения требований природоохранного законодательства:

- не обеспечил профессиональную подготовку с последующим получением свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности сотрудников, допущенных к работе с отходами указанных классов опасности;

- не обеспечил предоставление статистической отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

- не обеспечил предоставление технического отчета об инвентаризации отходов, образующихся на предприятии в ходе осуществления хозяйственной деятельности,

- не обеспечил разработку карты мест обозначения временного хранения отходов производства потребления на территории Земельного участка, предусмотренная СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03,

- не обеспечил предоставление статистической информации по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления»;

- не обеспечил разработку и не утвердил паспорта отходов I-IV класса опасности по 6 видам отходов, не утвердил паспорта отходов I-IV класса опасности по 9 видам отходов.

- не обеспечил ведение учета образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном законом порядке;

- не обеспечил осуществление производственного контроля в области обращения с отходами, что является нарушением требований статьи 26 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 67 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного директор ООО «Белая скала» ФИО4 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Белая скала» правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, актом проверки .3 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фото таблицей к акту проверки в отношении ООО «Белая скала», сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, (находящимися в деле об административном правонарушении ).

Доказательств, опровергающих установленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, ООО «Белая скала» суду не предоставлено.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, старший государственный инспектор Республики Крым, заведующий сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3, пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица ООО «Белая скала» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Директором ООО «Белая скала» ФИО4 не представлены доказательства, опровергающие установленные по делу обстоятельства совершения им административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что должностным лицом, проводившим проверку, не установлен класс опасности выявленных отходов, поскольку в силу закона обязанность по определению в установленном порядке класса опасности отходов возложена на юридическое лицо, в процессе деятельности которого такие отходы образуются, а не на должностных лиц, проводящих проверку соблюдения требований законодательства (п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление не содержит данных о стационарных объектах загрязнения с геодезическим описанием и ссылкой на правоустанавливающие документы их принадлежности ООО «Белая Скала», а так же о том, что указание на непредставление ООО «Белая Скала» статистической отчетности по форме 2-ТП, является сокрытием экологической информации, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, не свидетельствуют об отсутствии в действиях директора ООО «Белая скала» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ

Состав данного административного правонарушения образует деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью назначения наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

Нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям по обеспечению экологического благополучия нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации, вследствие чего старший государственный инспектор Республики Крым, заведующий сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3 законно и обоснованно назначил директору ООО «Белая скала» ФИО4 административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей, который незначительно превышает минимальный размер санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом общественной опасности, исходя из санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Республики Крым, заведующего сектором экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменений.

Жалобу директора ООО «Белая скала» ФИО4 – оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                             Калиниченко Н.В.

12-42/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Юсуфов Мурад Шевхиевич
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Калиниченко Н.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
belogorskiy--krm.sudrf.ru
13.04.2018Материалы переданы в производство судье
07.05.2018Истребованы материалы
29.05.2018Поступили истребованные материалы
31.05.2018Судебное заседание
07.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее