РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Малкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева В.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов в стаж и перерасчете пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что он является получателем пенсии по старости с 22.03.2018. В период с 15.05.1982 по 15.05.1984 проходил военную службу по призыву в г.Мурманске. С 08.08.1984 осуществлял трудовую деятельность в <Данные изъяты>, находящегося на территории Олонецкого района. Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом прохождения службы в районах Крайнего Севера. Решением ответчика от 05.07.2018 в перерасчете истцу отказано, период прохождения военной службы в стаж работы на Крайнем Севере не включен. Не согласившись с данным отказом, ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Пленума ВС РФ от 11.12.2012 №30 № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», Постановление Совета Министров ССР №181 от 25.03.1968 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 15.05.1982 по 15.05.1984.
В судебном заседании истец Сергеев В.П. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Уточнил, что просит обязать ответчика произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части пенсии с даты, предусмотренной законом.
Представитель ответчика Коротаева А.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в период прохождения истцом военной службы действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, а также Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, на основании которых наличие соответствующего стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера являлось гарантией права выхода на пенсию со снижением возраста. Правовое регулирование в области установления повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости лицам, имеющим определенный стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера впервые было введено Федеральным законом № 312-ФЗ от 01.12.2007 года, в период принятия которого действующим пенсионным законодательством периоды военной службы к работе в РКС и МКС не приравнивались, соответственно, не давали права на установление повышенной базовой части трудовой пенсии по старости. Учитывая, что новые пенсионные нормы не отразились на конституционных правах истца на социальное обеспечение, равно как и не повлекли ограничение или ущемление его прав на пенсионное обеспечение, так как из документов следует, что истец после прохождения службы трудоустроился в Южно-Карельские электрические сети Карелэнерго, находящиеся на территории Олонецкого района Республики Карелия, который в указанный период не относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Просила в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено из предоставленных документов, что Сергеев В.П. с 22.03.2018 является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается справкой ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное).
В соответствии с архивной справкой <Данные изъяты> от 28.05.2018 №3743, Сергеев В.П. проходил действительную военную срочную службу с 15.05.1982 по 15.05.1984 в войсковой части <Номер обезличен>, которая в указанный период дислоцировалась в г.Мурманске.
Из трудовой книжки истца следует, что 08.08.1984 Сергеев В.П. принят на работу в <Данные изъяты>.
03.07.2018 Сергеев В.П. обратился в ГУ УПФ России по г.Сортавала с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив документы о прохождении военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика № 268803/18 от 05.07.2018 заявителю в перерасчете отказано.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч.4 ст.17 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работающих в РКС.
Частью 8 ст. 18 указанного ФЗ определено, что … в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, … производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Между тем, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании ч.7 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029), г. Мурманск отнесен к району Крайнего Севера, а с 20.12.1993 года г.Олонец отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период с 15.05.1982 по 15.05.1984 подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для перерасчета истцу страховой части пенсии с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, истцу должен быть произведен с 01.08.2018 согласно ст.23 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013, поскольку обращение истца к ответчику имело место 05.07.2018.
На основании ст.103 с ответчика в бюджет Сортавальского муниципального района подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Сергееву В.П. период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 15.05.1982 по 15.05.1984 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести Сергееву В.П. перерасчет фиксированной выплаты (фиксированного базового размера) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, с 01 августа 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в г. Сортавала (межрайонное) госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2018