Административное дело № 2а-202/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Магдагачи 27 июня 2018 года
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи О.Ю. Шаталовой,
при секретаре Ю.А. Губеевой,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района Хоменко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести землеустроительные работы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести землеустроительные работы.
Доводы административного искового заявления обоснованы тем, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка полноты и качества исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Магдагачинского района полномочий по проведению территориального планирования и градостроительного зонирования территорий муниципальных образований.
По результатам проведенной проверки в деятельности администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по проведению градостроительного зонирования территорий муниципальных образований.
Решением Совета народных депутатов от 19 мая 2017 года №22 утверждены «Генеральный план и Правила землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области».
Администрацией поселения в нарушение требований федерального законодательства землеустроительные работы в отношении территориальных зон, установленных в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки, Генеральным планом поселения, не проведены. Землеустроительная документация на территориальные зоны, установленные в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки, Генеральным планом поселения, не сформирована.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования Толбузинский сельсовет ненадлежащим образом исполняются полномочия по проведению градостроительного зонирования территории муниципального образования, что нарушает единство правового пространства Российской Федерации и приводит к созданию дополнительных административных барьеров для граждан и юридических лиц, желающих использовать свое право на приобретение земельного участка.
На основании изложенного прокурор Магдагачинского района просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Толбузинского сельсовета произвести землеустроительные работы в отношении территориальных зон, установленных «Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовет Магдагачинского района Амурской области, утвержденных решением сессии народных депутатов от 19 мая 2017 года №22 в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Магдагачинского районного суда от 15 июня 2018 года принято заявление об уточнении исковых требований, окончательными исковыми требованиями определено считать следующие требования прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет: признать бездействие администрации муниципального образования Толбузинский сельсовет, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства незаконным; обязать администрацию муниципального образования Толбузинский сельсовет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить формирование карт-планов объекта землеустройства посредством описания местоположения границ каждой территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки и направить сведения о территориальных зонах, установленных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утверждённых решением сессии народных депутатов от 19.05.2017 № 22 для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.
В судебном заседании помощник прокурора Хоменко Е.Ю. уточнила административные исковые требования в части срока устранения выявленных нарушений, поскольку считает, что указанный в иске срок - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу является недостаточным. Просила суд обязать администрацию муниципального образования Толбузинского сельсовет в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить формирование карт-планов объекта землеустройства посредством описания местоположения границ каждой территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки и направить сведения о территориальных зонах, установленных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утверждённых решением сессии народных депутатов от 19.05.2017 №22 для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области. Окончательные исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Толбузинского сельсовета, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие представителя – суду не заявлено.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области» в судебное заседание не явился, представили телефонограмму о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав помощника прокурора Магдагачинского района, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ч.4 ст.218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Таким образом, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно ч.3 ст.14 указанного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" за сельскими поселениями области закреплены, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений, вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Толбузинский сельсовет требований законодательства полномочий по проведению территориального планирования и градостроительного зонирования территорий муниципальных образований. В результате проверки были выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства, выразившиеся в ненадлежащем исполнении полномочий по проведению градостроительного зонирования территорий муниципальных образований.
Согласно положениям ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Согласно ст. 19, ст.20 указанного Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ к видам землеустроительной документации относится, в том числе, карты (планы) объектов землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области» от 08 мая 2018 года в Едином государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о муниципальном образовании: граница муниципального образования Толбузинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области – учетный номер 3015816, дата постановки на кадастровый учет 27.11.2017 года. Все объекты землеустройства внесены в ЕГРН на основании карт-планов, сформированных ООО «Геосфера». Информация о границах территориальных зон населенных пунктов, установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки, генеральным планом поселения, в филиал не поступала.
Согласно информации от 07 мая 2018 года, представленной муниципальным образованием Толбузинский сельсовет, меры по результатам внесенного представления об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства предприняты не были в связи с отсутствием денежных средств на проведение землеустроительных работ. Землеустроительные работы в отношении территориальных зон, установленных в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета не проводились. Указанные работы запланированы на 4 квартал 2019 года, 3 квартал 2020 года при наличии денежных средств. Землеустроительная документация на территориальные зоны, установленные в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета не сформирована.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как уже было сказано выше, карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации. Определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621.
В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Как установлено судом и следует из сообщения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области» от 08 мая 2018 года информация о границах территориальных зон населенных пунктов, установленных в соответствии с правилами землепользования и застройки, генеральным планом поселения, в филиал не поступала.
Решением Совета народных депутатов от 19 мая 2017 года №22 утверждены «Генеральный план и Правила землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области».
Исходя из того, что карта (план) является официальным источником сведений о местонахождении и границах земельного участка, ее отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства, беспрепятственный доступ к документу, указанная карта объекта землеустройства - территории Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства по проведению градостроительного зонирования территории муниципального образования является незаконным, на административного ответчика надлежит возложить обязанность в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в закону силу обеспечить формирование карт – планов объекта землеустройства посредством описания местоположения границ каждой территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки.
Административным ответчиком вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ не представлены доказательства, подтверждающие принятие мер к устранению выявленных нарушений.
Разрешая требование прокурора Магдагачинского района о возложении на административного ответчика обязанности направить сведения о территориальных зонах, установленных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области утвержденных решением сессии народных депутатов от 19 мая 2017 года № 22 для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования в данной части подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.
Исходя из содержания п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).
В силу изложенного, учитывая положения Устава Толбузинского сельсовета, обязанность по составлению карты-плана территории и ее предоставление в компетентный орган для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости является обязанностью административного ответчика.
Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской краю.
На основании изложенного, административные исковые требования, рассматриваемые в рамках данного дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести землеустроительные работы – удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие администрации муниципального образования Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства по проведению градостроительного зонирования территории муниципального образования – незаконным.
Обязать администрации муниципального образования Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в закону силу обеспечить формирование карт – планов объекта землеустройства посредством описания местоположения границ каждой территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки и направить сведения о территориальных зонах, установленных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утвержденных решением сессии народных депутатов от 19 мая 2017 года № 22 для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области.
Администрации муниципального образования Толбузинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области необходимо по истечению установленного судом срока устранения выявленных нарушения сообщить в Магдагачинский районный суд и прокурору Магдагачинского района об исполнении решения по данному административному делу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О. Ю Шаталова
Мотивированное решение составлено 27 июня 2018 года