Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-357/2016 ~ М-352/2016 от 06.10.2016

Дело 2-357/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 12 декабря 2016 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Члонковской И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вострокнутова Ивана Александровича к администрации Лахденпохского муниципального района, Правительству Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, Министерству финансов Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Вострокнутов И.А. обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР), Правительству Республики Карелия о предоставлении жилого помещения. Иск мотивирован тем, что истец являлся воспитанником детского дома, включен в список администрации ЛМР на приобретение помещений специализированного жилого фонда на 2015 год. Однако, до настоящего времени истец жилое помещение не получил. Ссылаясь на положения ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.4 ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просил, обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение из специализированного жилого фонда.

ДД.ММ.ГГГГ от истца Вострокнутова И.А. поступило заявление об увеличении заявленных требований, в котором он просил обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости РК, Министерство финансов Республики Карелия выделить денежные средства в бюджет Лахденпохского муниципального района для приобретения ему жилого помещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия.

В судебном заседании истец Вострокнутов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об увеличении исковых требований.

Представитель администрации Лахденпохского муниципального района по доверенности Медведева О.В. не оспаривала факт того, что они должны предоставить истцу квартиру, однако исполнить свои обязательства они не в состоянии, так как денежные средства для приобретения жилья предоставляются не в полном объеме, так внеочередников такой же категории, как и истец, 18 человек. Итец в очереди стоит пятым, тогда как денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ были выделены для приобретения только одной квартиры. Использование для этой цели денежных средств из муниципального бюджета невозможно, так как это противоречит положениям Бюджетного кодекса.

Представитель ответчика - Правительства Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Направили письменный отзыв, в котором указали, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.11.2005 года №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены, в том числе, государственными полномочиями РК по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений данным лицам. Орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, извещенный надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовал, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Направили письменный отзыв по иску, согласно которому Министерство финансов РФ не осуществляет ведение списка детей-сирот и не осуществляет перечисление органам местного самоуправления средств субвенции на предоставление детям-сиротам жилых помещений, а лишь устанавливает требования к отчетности и контролирует в пределах своей компетенции использование финансовых средств.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали. Представили отзыв, в котором, ссылаясь на те же нормы права, что и Правительство РК в своем отзыве, не оспаривали право истца на получение жилого помещения. Законом Республики Карелия от 24 декабря 2015 г. № 1968-ЗРК «О бюджете РК на ДД.ММ.ГГГГ.» Лахденпохскому муниципальному району предусмотрена субвенция по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере ххх руб.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Республики Карелия, ответчика – Министерства Финансов РФ, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение представителя органа опеки и попечительства при администрации ЛМР по доверенности Лукашевич В.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено следующее.

Истец – Вострокнутов Иван Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> (л.д. 71).

Решением Лахденпохского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца П и Д лишены родительских прав (л.д. 19-20).

Из справки МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Лахденпохский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Вострокнутов И.А. являлся выпускником данного учреждения и находился на полном государственном обеспечении, что также подтверждается постановлением Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23).

Постановлением администрации Хийтольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за П и её несовершеннолетними детьми, в том числе за её сыном Вострокнутовым И.А., закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 24).

Согласно акту о техническом состоянии жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (л.д. 26, 27).

Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Вострокнутова И.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Вострокнутов И.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма на территории Лахденпохского муниципального района (л.д. 15).

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним у Вострокнутова И.А. отсутствуют в собственности объекты недвижимости (л.д. 29).

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона ч. 1 ст. 4 Закона).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 г. N 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1). Согласно п. 2 Порядка лица, указанные в п. 1, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства Республик Карелия от 16 апреля 2013 г. N 129-П), благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца к администрации Лахденпохского муниципального района о предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку установлено, что истец, достиг возраста 18 лет, относится к категории лиц, имеющих право на предоставление указанного жилого помещения, никакого иного жилья не имеет, проживание в закрепленном жилом помещении невозможно в силу несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Надлежащим ответчиком по данным требованиям является администрации ЛМР, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по обеспечению муниципальным специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы ответчика – администрации ЛМР об отсутствии финансирования, судом во внимание не принимаются, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получения жилого помещения вне очереди.

Требование истца, адресованное к Министерству финансов РК, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о возложении обязанности по выделению денежных средств в бюджет Лахденпохского района на приобретение для него жилого помещения, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 5 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Министерство финансов РК, Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия не являются распорядителями денежных средств, предусмотренных в бюджете Республики Карелия, связанных с осуществлением указанных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района предоставить Вострокнутову Ивану Александровичу благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Вострокнутова Ивана Александровича судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления в размере ххх рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:             А.Б. Каменев.

Решение в окончательной форме составлено 19 декабря 2016 года.

    Председательствующий:             А.Б. Каменев.

2-357/2016 ~ М-352/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вострокнутов Иван Александрович
Ответчики
Министрество социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия
администрация Лахденпохского муниципального района
Управление федерального казначейства Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
Другие
Министрество здравоохраниения и социального развития Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Каменев А.Б.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
06.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2016Передача материалов судье
06.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.10.2016Предварительное судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
12.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017Дело оформлено
23.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее