Дело № 2-2082/2017
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 01 августа 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Юсуповой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю к Пермяковой Ю.В. об обязании устранить выявленные нарушения обязательных требований,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Пермяковой Ю.В. об обязании устранить выявленные нарушения обязательных требований, в обоснование исковых требований указав, что <дата> ..... К.П. при проведении административного расследования, возбужденного определением от <дата> в отношении гражданки Пермяковой Ю.В. на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ..... га, из категории – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для использования в сельскохозяйственном производстве, выявлено, что указанный земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. На момент осмотра на всей площади земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород деревьев в виде березы высотой до 3м., сосны высотой до 3 м., возрастом от 1 до 15 лет (определен по мутовкам), а так же травянистой растительностью с преобладанием сорных растений – осот желтый, кипрей узколистый, полынь, мох, присутствует закочкаренность. Признаков проведения деятельности по сельскохозяйственному производству (сенокошение, вспашка, выпас скота, механической обработки почвы) не установлено на всей площади данного земельного участка. Право собственности возникло <дата> Зарастание сельскохозяйственных земель многолетней сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью, вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву и свидетельствует о нарушении порядка пользования землями. Факт нарушения, выразившийся в неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства, подтверждается актом осмотра земельного участка от <дата>, фототаблицами от <дата>, протоколом об административном правонарушении от <дата> АП №, приложенными в материалы дела, и другими материалами дела. Пермяковой Ю.В. допущено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в не использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в течение установленного законом срока. Данный факт подтверждается произрастанием на земельном участке древесно-кустарниковой растительности, а также отсутствие признаков ведения сельскохозяйственного производства. По факту нарушения требований земельного законодательства РФ в отношении Пермяковой Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении АП № от <дата> Просит суд обязать Пермякову Ю.В. разработать комплекс агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий по защите земельного участка сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. Обязать Пермякову Ю.В. устранить выявленные нарушения на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью ..... га, из категории – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для использования в сельскохозяйственном производстве, путем проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Пермякова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения извещалась судом заказной корреспонденцией, от получения которой уклонилась. Об отложении слушания дела не просила, доказательств уважительности причин неявки не представила. Возражений по иску и его мотивам не представила.
В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать неявку ответчика неуважительной и рассмотреть дело в её отсутствие в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Одним из территориальных органов Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, осуществляющее полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Пермского края и действующее на основании Положения об Управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 178.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (подпункт «а» п.4 Положения).
Пермякова Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для использования в сельскохозяйственном производстве (л.д. 51).
<дата> ..... К.П. при проведении административного расследования, возбужденного определением от <дата> в отношении гражданки Пермяковой Ю.А. на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью ..... га, из категории - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для использования в сельскохозяйственном производстве, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> № (л.д. 51), выявлено, что указанный земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. На момент осмотра на всей площади земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность хвойных и лиственных пород деревьев в виде березы высотой до 3 м., сосны высотой до 3 м., возрастом от 1 до 15 лет (определен по мутовкам), а также травянистой растительностью с преобладанием сорных растений - осот желтый, кипрей узколистный, полынь, мох, присутствует закочкаренность. Признаков проведения деятельности по сельскохозяйственному производству (сенокошение, вспашка, выпас скота, механической обработки почвы) не установлено на всей площади данного земельного участка (л.д. 58-60).
Зарастание сельскохозяйственных земель многолетней сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью, вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву и свидетельствует о нарушении порядка пользования землями.
Факт правонарушения, выразившийся в неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства, подтверждается актом осмотра земельного участка от <дата> (л.д. 54), фототаблицами от <дата> (л.д. 55-56), протоколом об административном правонарушении от <дата> АП № (л.д. 61-62), постановлением № по делу об административном правонарушении № от <дата> (л.д. 72-74).
Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101 ФЗ «О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 78 ЗК РФ - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства.
В статье 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно межгосударственному стандарту «Земли. Термины и определения» ГОСТ 26640-85, определено, что «сельскохозяйственное угодье» это земельное угодье, систематически используемое для получения сельскохозяйственной продукции.
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 23.04.2012г.
Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
на пастбищах не производится выпас скота;
на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных; угодий составляет свыше 30 процентов;
закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Ответчиком Пермяковой Ю.В. допущено нарушение требований земельного законодательства РФ выразившееся в не использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в течение установленного законом срока.
По данному факту нарушения требований земельного законодательства РФ в отношении ответчика Пермяковой Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении АП № от <дата>.
Документов в подтверждение объективных препятствий невозможности обрабатывать земельный участок и не позволяющих исполнять требования законодательства в области земельных отношений, с момента приобретения земельного участка в ходе проведения административного расследования и при рассмотрении дела не представлено.
Собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения установленных земельным законодательством РФ, так как согласно Общероссийским Классификаторам ОК 005-93, ОК 034-2007, ОК 004-93, выращивание деревьев и кустарников не относится к производству сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, гражданка Пермякова Ю.В. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере ..... рублей.
С учетом изложенного, исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю к Пермяковой Ю.В. об обязании устранить выявленные нарушения обязательных требований подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Пермякову Ю.В. разработать комплекс агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий по защите земельного участка сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Обязать Пермякову Ю.В. устранить выявленные нарушения на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> площадью ..... га, из категории – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для использования в сельскохозяйственном производстве, путем проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Пермяковой Ю.В. госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Березниковский городской суд Пермского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Судья Н.А. Бабинова