Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8/2017 (2-287/2016;) ~ М-290/2016 от 01.07.2016

Дело № 2-8/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 15 марта 2017 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АТВ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней АКА, ШЛВ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ШКД к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

с участием в заседании:

- КАА - представителя истцов, действующего на основании письменного заявления,

- АНМ - третье лицо, действующей за себя и истца АТВ на основании доверенности,

- ХАВ - представителя третьего лица Администрации МО «Камбарское», действующего на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

АТВ, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней АКА, ШЛВ, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ШКД обратились в Камбарский районный суд УР с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее по тексту - ФГКУ «ПУ ТУИО») требуя:

1) Признать за АТВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>;

2) Признать за АКА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>;

3) Признать за ШЛВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>;

4) Признать за ШКД, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов привлечена АНМ (л.д. 42-43).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истцов привлечена Первичная профсоюзная организация ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 139-140).

Свои требования истцы мотивировали тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ их семье предоставлена квартира № 13, расположенная по адресу: <адрес>, во владение и пользование за плату, с правом приватизации в соответствии с действующим законодательством. В данной квартире они зарегистрированы по месту жительства.

Руководствуясь ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» они приняли решение - приобрести жилое помещение в долевую собственность в порядке приватизации на АТВ, АКА, ШЛВ и ШКД. Наниматель жилого помещения - АНМ с таким вариантом приватизации жилья согласна. Ранее они не принимали участия в бесплатной приватизации жилья, собственниками жилого помещения не являются.

Спорная двухкомнатная квартира № 13, общей площадью 44,0 кв.м, принадлежит государственному жилищному фонду и находится в федеральной собственности. Полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В феврале 2013 г. спорная квартира № 13, по неизвестной причине, не была передана Министерством обороны РФ в муниципальное образование «Камбарское» и, в этой связи, они были лишены возможности реализовать право на приватизацию данного жилого помещения в соответствии с Законом о приватизации.

Разрешить вопрос приватизации спорного жилого помещения через учреждения Министерства обороны РФ, муниципальное образование «Камбарское» или ОАО «136 ЦБПР», в досудебном порядке, не предоставляется возможным, поэтому они обратились в суд с иском о признании права долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № 13.

Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 73 от 25.01.2016 г., спорная квартира № 13 закреплена на праве оперативного управления за Федеральным государственным казённым учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Служебный статус спорной квартиры № 13 не находит своего подтверждения.

Постановление главы Администрации г. Камбарка № 70 от 06.03.2003 г. о включении квартиры № 13 в число служебной, в архивном отделе Администрации Камбарского района не обнаружено.

В Едином государственном реестре от ДД.ММ.ГГГГ прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют запрошенные сведения о зарегистрированном праве собственности на квартиру № 13, в том числе в качестве специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Верховным Судом Российской Федерации дано чёткое разъяснение, что установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение.

Согласно абзацу 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья, а также согласно пункту 5 данного Постановления, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежит удовлетворению независимо от лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Спорная квартира № 13 принадлежит государственному жилищному фонду, они на законных основаниях занимают и пользуются данным жилым помещением на условиях социального найма, своевременно вносят плату по лицевому счёту и в силу закона имеют право на приобретение данной квартиры в долевую собственность в порядке бесплатной приватизации (л.д. 4-5).

Истцы АТВ, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней АКА, ШЛВ, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ШКД, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили своих представителей в лице КАА и АНМ

В судебном заседании представитель истцов КАА, действующий на основании письменного заявления (л.д. 135), исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях (л.д. 93-94).

В судебном заседании третье лицо АНМ, действующая за себя и истца АТВ на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях (л.д. 93-94).

Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Ответчик ФГКУ «ПУ ТУИО» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Представило письменные возражения на иск, в соответствии с которыми просило отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 104-106).

Третье лицо Первичная профсоюзная организация ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Министерства обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Третье лицо ОАО «136 ЦБПР» (АО «136 ЦБПР») в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Представило письменные пояснения по делу, из которых в целом следует, что у АО «136 ЦБПР» отсутствуют документы на право предоставления АО «136 ЦБПР» от имени Министерство обороны РФ гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма, в том числе спорного жилого помещения. При этом, АО «136 ЦБПР» не уведомляло Министерство обороны РФ о предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма, в том числе спорного жилого помещения. Положение (без реквизитов), которым руководствовался исполнительный директор ОАО «136 ЦБПР» ГИГ при заключении договора социального найма жилого помещения с АНМ у АО «136 ЦБПР» отсутствует (л.д. 157-159).

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации МО «Камбарское» ХАВ, действующий на основании доверенности (л.д. 206), пояснил, что препятствием для удовлетворения заявленных требований является то, что спорное жилое помещение является служебным.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 1541-I) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

В силу ст. 1 Закона № 1541-I, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 Закона № 1541-I, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона № 1541-I).

Исходя из положений вышеуказанного законодательства следует, что граждане РФ могут бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения, если: граждане РФ занимают жилое помещение на условиях социального найма; указанное помещение отнесено к государственному или муниципальному жилищному фонду; указанное помещение не находится в аварийном состоянии, в общежитии, в домах закрытых военных городков, а также не является служебным жилым помещением.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между АНМ (привлеченной к участию в деле третьим лицом) и ОАО «136 ЦБПР», в лице исполнительного директора ГИГ, заключен договор социального найма жилого помещения (далее по тексту - договор ), в соответствии с которым АНМ и 3-м членам её семьи:

- дочери АТВ;

- дочери ШЛВ;

- внучке АКА,

предоставлено во владение и пользование жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 44,0 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 35-36).

Из представленной в материалы дела поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес> следует, что АТВ, ШЛВ, АКА зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 12).

Из уведомления Камбарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение как служебное не зарегистрировано (л.д. 15). Отсутствуют такие сведения и в ГУП «Удмурттехинвентаризация» (л.д. 14).

Согласно уведомлениям ГУП «Удмурттехинвентаризация» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, истцами ранее не использовано право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (л.д. 67-72).

Пунктом 3.2.6 договора предусмотрено, что наниматель вправе производить приватизацию указанного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Как следует из пояснений стороны истца, сторонами по делу не оспаривается и подтверждается материалами дела, жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 (воинской базы 136) ранее находился в хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России. ОАО «136 ЦБПР» создано путем приватизации ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России.

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ от 21.06.2011 г. № 981, жилой фонд Минобороны России, расположенный в г. Камбарка, ранее находившийся на праве хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» Минобороны России, передан в собственность МО «Камбарское», за исключением ряда жилых помещений, в том числе спорного жилого помещения по адресу: <адрес>

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Поскольку ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ было реорганизовано путем приватизации в 2009 г. и преобразовано в ОАО «136 ЦБПР», то и право хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ в отношении жилого фонда было прекращено в указанное время.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

В силу изложенных положений законодательства, и применительно к рассматриваемому делу, жилой фонд, расположенный на территории в/б 136, в том числе - спорное жилое помещение, принадлежал государству и был закреплен на праве полного хозяйственного ведения за ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ, после реорганизации которого в 2009 г. жилое помещение, занимаемое истцами, в муниципальную собственность не передавалось и до настоящего времени находится в собственности государства. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению указанным жилищным фондом, в том числе спорным жилым помещением, является Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, жилое помещение, находящееся в пользовании истцов, до 2009 г. находилось в полном хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР В и С РХБЗ» МО РФ, которое в связи с реорганизацией в ОАО «136 ЦБПР» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.

Приказом Министра Обороны РФ № 73 от 25 января 2016 г., жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 194).

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением общежития и жилым помещением в домах закрытых военных городков.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 349-р утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р. Согласно данным изменениям в подразделе "Удмуртская Республика" исключена позиция "Камбарский р-н, г. Камбарка 1/20".

Таким образом, военный городок 1/20 войсковой части 35776 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в силу чего спорное жилое помещение в настоящее время не отнесено к жилым помещениям в домах закрытых военных городков.

В подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, представитель третьего лица Администрации МО «Камбарское» ХАВ приобщил к материалам дела:

- копию Постановления Администрации г. Камбарка УР № 70 от 06.03.2003 г., снятую с копии, имеющейся в материалах гражданского дела , ранее рассмотренного Камбарским районным судом (л.д. 207) (пояснив при этом, что поскольку срок хранения документов в архиве составляет 5 лет, то оригинал Постановления Администрации г. Камбарка УР № 70 от 06.03.2003 г. уничтожен (л.д. 208-оборот));

- копию книги регистрации документов, содержащую данные о вынесении 06.03.2003 г. Постановления № 70 «О включении жилплощади в число служебной»;

- акт № 21 от 29 декабря 2012 г. о приеме-передаче здания (сооружения) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что квартира 13, в указанном доме, не вошла в число переданных в собственность Администрации МО «Камбарское».

Из справки архивного отдела администрации Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда администрации г. Камбарка в постановлениях главы администрации г. Камбарка за 2003 г. постановление главы администрации г. Камбарка от 06.03.2003 г. № 70 не обнаружено (л.д. 16).

Стороной истца представлено заявление о том, что копия Постановления Администрации г. Камбарка УР № 70 от 06.03.2003 г. не может служить допустимым доказательством в связи с тем, что отсутствует штамп «копия», а также учитывая ответ архивного отдела администрации Камбарского района УР об отсутствии в архивном фонде указанного постановления (л.д. 227).

Судом предлагалось стороне истца предоставить доказательства в подтверждение того, что Постановление Администрации г. Камбарка УР № 70 от 06.03.2003 г. на момент вынесения решения является отмененным либо измененным. Однако, от предоставления данных доказательств, сторона истца отказалась.

Оценив в отдельности относимость, допустимость, и достоверность доказательств, представленных в подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, а также их достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного.

Законом Удмуртской Республики от 08.12.2004 г. № 81-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики» установлены границы муниципального образования-поселения «Камбарское» в составе населенного пункта город Камбарка (административный центр муниципального образования), которое наделено статусом городского поселения (ст. 2). С 2006 г. органом местного самоуправления МО «Камбарское» является Администрация МО «Камбарское».

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила № 42).

В соответствии с п.п. 12, 14 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статус служебного жилому помещению присвоен в порядке, действовавшем до введения в действие Жилищного Кодекса РФ (вступил в силу с 01 марта 2005 г.), и до издания Правил № 42.

В указанных нормативных актах отсутствуют требования о необходимости повторного присвоения статуса служебного жилым помещением, которые приобрели данный статус ранее, до введения нового правового регулирования данных правоотношений в соответствии с ЖК РФ, вступившем в силу с 01.03.2005 г.

Согласно ст. 101 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 г., служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации). Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Представленное в материалы дела Постановление Администрации г. Камбарка от 06.03.2003 г. № 70 вынесено в соответствии с положениями ст. 101 ЖК РСФСР.

Согласно ст. 92 ЖК РФ и пункта 12 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

При этом, ни ЖК РФ, ни Правила № 42 не связывают приобретение или утрату данного статуса с государственной регистрацией такого решения уполномоченного органа.

Абзацем 3 п. 14 Правил № 42, предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Вместе с тем, государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, а не вида жилого помещения, в связи с чем отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения. Требование о направлении решения в орган по государственной регистрации прав не является требованием о необходимости его государственной регистрации.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения к которым относятся и служебные помещения, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Поскольку спорная квартира, в которой проживают истцы, относится к служебному жилому фонду и имеет статус специализированного жилья, то в силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ и Закона № 1541-I, она не подлежит приватизации, то есть не может быть передана в частную собственность гражданам без согласия собственника или уполномоченного им на это лица.

В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие согласие собственника спорной квартиры либо уполномоченного им лица, на передачу в собственность в порядке приватизации бесплатно спорного жилого помещения АТВ, АКА, ШЛВ ШЛВ либо ШКД, в связи с чем права собственности они не приобрели и не могли приобрести, и такое право за ними быть признано не может.

В п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл» указано, что приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.

Из указанного Постановления также следует, что предоставление собственнику возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей жилых помещений права требовать их передачи в собственность.

Кроме того, истцами не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилому фонду, предоставляемому по договору социального найма, и наличие у них права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.

Согласно ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ:

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В подтверждение факта наличия права на занимаемое жилое помещение истцы представили договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный с ОАО «136 центральная база производства и ремонта».

Однако, ОАО «136 ЦБПР», являющееся коммерческой организацией, не является собственником данного помещения и отсутствуют доказательства того, что данное лицо уполномочено на распоряжение государственным жилым фондом и на заключение договоров социального найма. Действующее законодательство не предоставляет право коммерческим организациям управлять государственным жилым фондом, в том числе предоставлять его гражданам по договорам социального найма.

В договоре, заключенном между ОАО «136 ЦБПР» и АНМ, отсутствует указание на решение собственника спорной квартиры о предоставлении АНМ указанной квартиры. Истцы не представила иных сведений и доказательств предоставления им спорной квартиры по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

В силу ст. 2 Закона № 1541-I, право на приватизацию государственного или муниципального жилищного фонда имеют граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Договор, заключенный ОАО «136 ЦБПР» с АНМ, не позволяет прийти к выводу, что по данному договору истцы приобрели право пользования спорной квартирой на условиях социального найма и право на её приватизацию.

Таким образом, учитывая:

- наличие у спорного жилого помещения служебного статуса;

- отсутствие доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением на условиях социального найма;

- не согласие Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность спорной квартиры в порядке статей 2 и 4 Закона № 1541-I,

суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на приватизацию спорной квартиры.

С учетом изложенного, исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на квартиру № 13 по адресу: <адрес>, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований АТВ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней АКА, ШЛВ ШЛВ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ШКД к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2017 года.

Судья         С.Ф. Мавлиев

2-8/2017 (2-287/2016;) ~ М-290/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Арменинова Татьяна Владимировна
Шкляева Людмила Владимировна
Ответчики
Министерство обороны РФ
ФГКУ "ПУТУИО" МО РФ
Другие
ОАО "136 ЦБПР"
МО "Камбарское" в лице Администрации МО "Камбарское"
Арменинова Наталья Михайловна
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
01.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2016Передача материалов судье
05.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.07.2016Предварительное судебное заседание
15.08.2016Предварительное судебное заседание
15.08.2016Предварительное судебное заседание
06.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Судебное заседание
18.10.2016Судебное заседание
16.11.2016Судебное заседание
07.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Судебное заседание
16.01.2017Судебное заседание
09.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
15.03.2017Судебное заседание
21.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2017Дело оформлено
26.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее