РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2015 года г. Свободный
Свободненский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Шишляева А.Ю., при секретаре судебного заседания Гаврилове В.А., с участием заявителя Ахметханова В.Ю. и представителя заинтересованного лица командира войсковой части № старшего лейтенанта Рамазанова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № старшего лейтенанта Ахметханова Владислава Юрьевича об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> <адрес> связанных с отказом в оплате командировочных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ахметханов В.Ю. обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что на основании приказа командира войсковой части № в период с 8 по 11 июня 2014 года находился в служебной командировке. По окончанию командировки им в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>)» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес> представлен авансовый отчет для оплаты командировочных расходов, но в оплате ему отказано.
Считая, что вышеуказанными действиями руководитель ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» нарушил его права и охраняемые законом интересы, Ахметханов В.Ю. просил суд признать их незаконными и обязать указанное должностное лицо произвести оплату командировочных расходов за вышеуказанную командировку.
В ходе судебного заседания Ахметханов В.Ю. свои требования поддержал и дал пояснения, не противоречащие вышеизложенным обстоятельствам дела.
Представитель заинтересованного лица - командира войсковой части № старший лейтенант Рамазанов С.С. требования заявителя поддержал и пояснил, что представляемое им должностное лицо на основании телеграммы начальника управления Железнодорожных войск ВВО направил Ахметханова В.Ю. в служебную командировку.
Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>)», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, поэтому, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, дело рассмотрено без его участия.
При этом от представителя руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» Шишковской Я.В. в суд поступили возражения, из которых следует, что требования заявителя она не признает и просит суд отказать в их удовлетворении. В обоснование своей просьбы автор возражений поясняет, что в связи с непредставлением командованием войсковой части № в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» выписки из надлежаще утвержденного Министром обороны РФ плана служебных командировок на 2014 год на указанную воинскую часть не выделены денежные средства. Кроме того, из этих же возражений следует, что автор жалобы сообщает, что командованием воинской части № нарушен порядок направления Ахметханова В.Ю. в служебную командировку.
Суд, выслушав мнение заявителя и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Пункт 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 года № 1055 «О планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий» (далее – Инструкция) определяет, что служебная командировка - направление военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Из указанной нормы следует, что военнослужащий направляется в служебную командировку по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность и для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации войсковой части, в которой проходит службу этот военнослужащий.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и п. 118 Приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Из указанных норм видно, что государство, направляя военнослужащего в служебную командировку, гарантирует ему возмещение командировочных расходов.
Как видно из п. 3 Инструкции расходы на служебные командировки в Министерстве обороны РФ являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов.
Из содержания п. 4 - 6 этой же Инструкции следует, что в целях установления лимитов денежных средств на служебные командировки, командирами воинских частей, на основании планов проведения мероприятий, до 25 ноября текущего года представляются для утверждения в вышестоящие органы военного управления планы служебных командировок. После чего, вышестоящими должностными лицами утвержденные планы до 10 декабря текущего года представляются через Департамент заместителю Министра обороны РФ, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил), с одновременным направлением выписки из утвержденных планов служебных командировок до подчиненных воинских частей.
Из содержания п. 7, 10 и 11 Инструкции видно, что командиры воинских частей, получившие выписки из утвержденных планов служебных командировок, в целях расчета потребности в бюджетных ассигнованиях, в трехдневный срок направляют указанные выписки в финансовые органы.
Анализ указанных норм позволяет суду придти к выводу о том, что в целях недопущения необоснованного расходования денежных средств, выделяемых на служебные командировки, государством установлен порядок выделения лимитов бюджетных ассигнований.
Согласно п. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ» (далее – Устав), единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
Пункт 42 этого же Устава устанавливает, что командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.
Как видно из содержания п. 43 Устава, приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Анализ указанных норм позволяет суду придти к выводу о том, что на командира, отдавшего приказ, возлагается обязанность предусмотреть меры по обеспечению выполнения своего приказа, а на подчиненного - обязанность беспрекословно его выполнить точно и в срок.
Как видно из заявления Ахметханова В.Ю. и выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № №, заявитель проходит военную службу во 2 путевой роте путевого железнодорожного батальона войсковой части №. При этом приказом командира указанной воинской части в период с 8 по 12 июня 2014 года Ахметханов В.Ю. с целью сопровождения военнослужащего направлен в служебную командировку на ст. Туринская.
Из командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № №, авансового отчета заявителя, проездных документов № № и № и выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Ахметханов В.Ю. в период с 8 по 11 июня 2014 находился в служебной командировке.
Из копии сообщения руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что заявителю отказано в выплате командировочных расходов в связи отсутствием денежных средств, а также нарушением порядка направления его в служебную командировку.
Свидетель ФИО6 в ходе судебного заседания пояснил, что им в ноябре 2013 года в адрес Управления железнодорожных войск ВВО для утверждения направлялся план служебных командировок войсковой части №. Однако данный план вернулся в войсковую часть № в октябре 2014 года, после чего направлен в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>)».
Как видно из сообщения руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» от ДД.ММ.ГГГГ № и копии утвержденного 24 января 2014 года плана служебных командировок войсковой части №, данный план поступил в указанное учреждение 28 октября 2014 года. То есть указанный план представлен в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>» со значительным нарушением вышеуказанных сроков.
Из копии телеграммы начальника управления Железнодорожных войск ВВО видно, что командиру войсковой части № приказано направить на ст. Туринская Забайкальской железной дороги личный состав 2 путевой роты путевого железнодорожного батальона, то есть основанием издания приказа командира войсковой части № о направлении Ахметханова В.Ю. являлся вышестоящий приказ.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Ахметханов В.Ю. в период с 8 по 11 июня 2014 года на основании приказа командира войсковой части № находился в служебной командировке. Поэтому действия руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>)», связанные с отказом в возмещении заявителю командировочных расходов, являются незаконными, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
На данный вывод суда не влияет отсутствие в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)» денежных средств, так как нераспорядительность ряда воинских должностных лиц, не предпринявших мер по своевременному утверждению плана служебных командировок в войсковой части № на 2014 года и направлению его соответствующим должностным лицам, не может являться основанием нарушения прав заявителя.
Кроме того, суд находит доводы Шишковской Я.В. в части нарушения командованием воинской части № порядка направления Ахметханова В.Ю. в служебную командировку голословными, так как в ходе судебного заседания установлено, что основанием издания приказа о направлении заявителя в служебную командировку являлось указание вышестоящего командования.
В связи с тем, что требования заявителя удовлетворены, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы в размере 300 рублей – государственная пошлина, уплаченная заявителем, должны быть взысканы с ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес> в пользу Ахметханова В.Ю.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Ахметханова Владислава Юрьевича об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)», связанных с отказом в оплате командировочных расходов, - удовлетворить.
Признать действия руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> (<адрес>)», связанные с отказом в выплате Ахметханову В.Ю. командировочных расходов за период с 8 по 11 июня 2014 год, незаконными.
Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>» оплатить Ахметханову В.Ю. командировочные расходы за период с 8 по 11 июня 2014 год.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес> <адрес>)» в пользу Ахметханова Владислава Юрьевича государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда через Свободненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.Ю. Шишляев