Дело № 12-8/2016
РЕШЕНИЕ
с.Ижма 09 марта 2016 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Засыпкина Т.И.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев жалобу должностного лица ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гамская основная общеобразовательная школа» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- директор МБОУ «Гамская основная общеобразовательная школа» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из постановления следует, что на основании приказа Ижемского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 24 декабря 2015 г. № 25-гк и приказа о внесении изменений от 30 декабря 2015 года № 26-гк проведена 29 января 2016 года плановая, выездная проверка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гамская основная общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В ходе проверки установлено, что на балансе МБОУ «Гамская ООШ» имеется стационарный источник (котельная), передвижные источники отсутствуют. Отопление зданий учреждения осуществляется посредством стационарного источника твердотопливного котла ( топливо каменный уголь).
Должностное лицо- директор МБОУ «Гамская ООШ» ФИО1 допустила нарушения обязательных требований ст.ст. 14, 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» поскольку проект нормативов предельно допустимых выбросов для котельной МБОУ «Гамская ООШ» не разработан; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено; инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух котельной не произведена, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе директор МБОУ «Гамская ООШ» ФИО1 указывает, что вину в совершенном правонарушении признает, однако сумма назначенного штрафа чрезмерно высока. Уплата штрафа в таком размере поставит ее семью в трудное материальное положение, на иждивении у нее двое несовершеннолетних детей.
Кроме того, совершенное административное правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей природной среды отсутствует. Правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, также отсутствуют негативные последствия для населения. В настоящее время ею ведется работа по подысканию организации, которая разработает проект нормативов предельно допустимых выбросов. Просит суд изменить постановление от 03 февраля 2016 года, снизить размер назначенного штрафа.
В судебное заседание заявительница не явилась, просила суд рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
В связи с тем, что заявитель ФИО1 о рассмотрении жалобы уведомлена надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Должностное лицо Ижемского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО2 с доводами заявительницы не согласна, суду пояснила, что наказание должностному лицу ФИО1 было назначено с учетом всех смягчающих наказание обстоятельств, в минимальном размере. Назначение наказания ниже низшего предела законом не предусмотрено.
Заслушав должностное лицо Ижемского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО2, проверив представленные материалы, суд находит, что жалоба должностного лица ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Ижемского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ №-гк и приказа о внесении изменений от ДД.ММ.ГГГГ №-гк ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая, выездная проверка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гамская основная общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на проведение проверки уполномочена старший государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории <адрес> ФИО2.
Из Акта проверки государственного контроля ( надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №-ижм-эко следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гамская основная общеобразовательная школа» ( далее МБОУ «Гамская ООШ») строит свою деятельность на основании Устава.
Директором МБОУ «Гамская ООШ» на основании приказа Управления образования администрации МР «Ижемский» о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, назначена ФИО1.
МБОУ «Гамская ООШ» предоставлена справка о наличии на балансе стационарного источника (котельной), передвижные источники МБОУ «Гамская ООШ» отсутствуют. Отопление зданий учреждения осуществляется посредством стационарного источника твердотопливного котла ( топливо каменный уголь).
Проект нормативов предельно допустимых выбросов для котельной МБОУ «Гамская ООШ» не разработан; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено; инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух котельной не произведена, то есть нарушены требования ст. 14,22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Согласно ст. 12 Закона, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ ( ст. 14 Закона). В соответствии с этой статьей Закона Постановлением Правительством РФ от 28 ноября 2002 г. № 847 утверждено Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения разрешения согласно ст.22 Закона, юридические лица, осуществляющие хозяйственную и ( или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п.1 ст. 30 Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица- от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц- от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 указанной статьи выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Субъектами ответственности по ч.1 статьи, являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Субъективная сторона правонарушений может заключаться как в умысле, так и неосторожности.
Из Приказа Управления образованием администрации МР « Ижемский» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директором МБОУ «Гамская ООШ» с ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО1.
Поскольку субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ является в том числе и должностное лицо, суд находит, что директор МБОУ «Гамская ООШ» может быть привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку в ходе плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что должностное лицо- директор МБОУ « Гамская ООШ» допустила по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> эксплуатацию стационарного источника (котельной) без разработанного проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без проведения инвентаризации выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух, тем самым нарушив требования ст. 14,22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», правомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Ее вина в правонарушении доказывается Актом проверки от 29.01.2016 года № 2-ижм-эко, Протоколом об административном правонарушении от 29.01.2016 года и не оспаривается самим должностным лицом.
Материал по делу об административном правонарушении был рассмотрен уполномоченным на то должностным лицом, в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности.
Копия протокола и постановления по делу об административном правонарушении вручены, о чем свидетельствует подпись ФИО1 в протоколе по делу об административном правонарушении и постановлении.
Каких-либо нарушений процессуальных требований не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело не допущено.
Наказание должностному лицу назначено в соответствии с пунктами 1,2 ст.4.1 КоАП РФ, минимальное, в пределах санкции ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с учетом всех смягчающих наказание обстоятельств.
Применить в отношении заявительницы п. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить ей штраф в размере менее минимального размера административного штрафа не представляется возможным, поскольку минимальный размер штрафа санкции ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ для должностного лица составляет 40 000 рублей, а не 50 000 рублей, при котором возможно снижение административного штрафа.
Учитывая изложенное, по имеющимся в деле доказательствам, оцененным в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, суд каких-либо оснований для отмены или изменения вынесенного постановления не находит и оставляет его без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица- директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гамская основная общеобразовательная школа» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения копии решения в Верховный суд Республики Коми, через Ижемский районный суд.
Судья Т.И. Засыпкина