Гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2020 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд в составе:
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием представителя истца – старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И.,
при секретаре Шамхаловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовской межрайонной прокуратуры в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД, администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности по обеспечению учреждения стационарным металлоискателем,
У С Т А Н О В И Л:
Кизилюртовская межрайонная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, к МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и МР «<адрес>» о возложении обязанности по обеспечению учреждения стационарным металлоискателем.
Представитель истца Дигдало Я.И. в суде полностью подтвердила требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму.
В соответствии с пп.2 п.6 ст.28, п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28, п.8, 4.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации, п.3 ст.3 Конвенции о правах детей, п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 1 и 7 ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму», истец указывает, что Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> отсутствует система технического контроля — металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Поскольку МКОУ «Миатлинская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МКОУ «Миатлинская СОШ» его учредителем является администрация муниципального района «<адрес>». Финансирование МКОУ «Миатлинская СОШ» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации МР «<адрес>».
Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, являются игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> на судебное заседание не явились, хотя и были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, директор МКОУ представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав сторон и исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с пп.2 п.6 ст.28 №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В п.3 ст.3 Конвенции о правах детей указано, что государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.8 ч. 1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> отсутствует система технического контроля — металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Поскольку МКОУ «Миатлинская СОШ» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МКОУ «Миатлинская СОШ» его учредителем является администрация муниципального района «<адрес>». Финансирование МКОУ «Миатлинская СОШ» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации МР «<адрес>».
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации системой технического контроля - металлоискатель - обучающихся в муниципальных образовательных организациях является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация МР «<адрес>» должна обеспечить финансирование МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» в части обеспечения системой технического контроля – металлоискатель (металлодетектор).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в образовательной организации отсутствует система технического контроля – металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта.
Не оснащение входа образовательного учреждения металлоискателем (металлодетектором), является нарушением требований действующего законодательства.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы обучающихся и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Указанные нарушения подтверждаются также справкой о результатах проверки соблюдения требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Нарушения требований указанного законодательства создает реальную опасность для жизни и здоровья учащихся, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.
Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск основан на требованиях закона и обоснован представленными истцом доказательствами, в связи, с чем подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.
Ввиду того, что прокурор при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.
Как видно из разъяснений, данных Пленумом ВС РФ в п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Принимая во внимание, что исковые требования прокурора в интересах физических лиц судом удовлетворены, с учетом приведенных выше правовых норм, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит в государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию со второго ответчика МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> и администрации МР «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», незаконным.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по оборудованию входа в здание МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД металлоискателем (металлодетектором).
Обязать МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание металлоискателем (металлодетектором).
Взыскать с МКОУ «Миатлинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> РД государственную пошлину в доход местного бюджета (в казну МР «<адрес>») в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизилюртовский районный суд РД.
Председательствующий Омарова З.К.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.