Производство№ 2-7347/2021
УИД 28RS0004-01-2021-009403-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 сентября 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Свиргун Л.А.
с участием представителя истца Черновой Т.В., представителя ответчика Жижиновой О.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белышевой Ларисы Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении (выплате) пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в подсчет специального стажа в льготном исчислении, периоды курсов повышения квалификации для назначения пенсии, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов,
установил:
Белышева Л.Л. обратилась в суд с указанным иском, в котором, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 5 октября 2020 года № 194038/20 в части отказа во включении в специальный стаж периода работыс 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с 8 апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19 апреля 2001 года – курсы повышения квалификации, включения в календарном исчислении периодов работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года; обязать ГУ – УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения пенсии в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с 8 апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19 апреля 2001 года, включить в исчислении один годи шесть месяцев периоды работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года, назначить пенсию с момента возникновения права; взыскать с ГУ – УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг, услуг представителя в сумме 15000 рублей.
В обоснование иска указано, что 3 июля 2020 года обратилась к ответчику по вопросу досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения. Было получено решение от 5 октября 2020 года № 194038/20, согласно которому специальный стаж составил 29 лет 01 мес. 22 дн. С вынесенным решением не согласна. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Вместе с тем, в указанные периоды за ней сохранялось место работы, заработная плата, с которой работодателем производились отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады подлежат включению стаж не в календарном, а в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, поскольку должностные обязанности фельдшера выездной бригады анестезиологии-реанимации соответствуют должностным обязанностям медицинской сестры-анестезиста.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснила, что в материалы дела представлены приказы о направлении истца на курсы повышения квалификации. Получение квалификации является обязательным условием для осуществления лечебной деятельности, оно связано с выполнением функции по трудовому договору. Заключением по экспертизе условий труда Управления занятости населения в Амурской области подтверждается, что заявленный период работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении. В период с 3 июля 2020 года по 11 июля 2020 года истец работала в 411 госпитале Министерство обороны РФ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации. Эта работа засчитывается в стаж в льготном исчислении.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласившись с иском, указала, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области является законным и обоснованным. С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 3 июля 2020 года, ее специальный стаж для определения права на досрочное пенсионное обеспечение составил 29 лет 1 мес. 22 дн., при требуемом 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в календарном исчислении включены периоды работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи. В случае включения оспариваемых периодов в специальный стаж, 30 лет стажа у истца будет по состоянию на 11 июля 2020 года.
В судебное заседание не явилась истец, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 3 июля 2020 года Белышева Л.Л. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением об отказе в установлении (выплате) пенсии от 5 октября 2020 года № 194038/20 не были включены в подсчет специального стажа периоды курсов повышения квалификации с 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с 8 апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19 апреля 2001 года, включены в календарном исчислении периодыработы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года.Установлено, что специальный стаж Белышевой Л.Л. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 29 лет 01 мес. 22 дн., при требуемом 30 лет.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо отих возраста (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и инойработой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Рассматривая требования истца о незаконности решения об отказе в назначении пенсии в части включения в календарном исчислении периодов работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из трудовой книжки *** (дата заполнения 9 марта 1992 года), справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального законаРФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» (исх. № 10 от 26 января 2021 года), Белышева Л.Л. работала в указанном учреждении с 5 марта 1992 года по 29 декабря 2005 года, в том числе в должности фельдшера реанимационной бригады с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года.
Согласно п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) в анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21,27 - 30 Списка засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, работа в должности медицинской сестры-анестезиста, медицинской сестры в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации иинтенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 - 31 Списка (наименование структурных подразделений) засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета: 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев стажа.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, было предусмотрено, что врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 июня 1986 года № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» утверждены штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений, в сиу которых предусмотрены должности среднего медицинского персонала: медицинские сестры-анестезисты и медицинские сестры для обеспечения работы палат реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 20 июня 2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрическая, включает врача-анестезиолога-реаниматолога и двух медицинских сестер-анестезистов и водителя (пункт 9).
Как следует из заключения по результатам экспертизы условий труда на рабочих местах фельдшера выездной бригады, фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска», проведенной Управлением занятости населения Амурской области (исх. № 01-09/2449 от 8 июня 2021 года), условия труда Белышевой (Саяпиной) Л.Л., работавшей в периоды с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады Станции скорой медицинской помощи г. Благовещенска (МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска»), соответствуют условиям труда медицинской сестры-анестезиста выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждения здравоохранения.
Учитывая установленные обстоятельства, приведенные нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу, что работа истца в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года, подлежит включения в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев. Указанные периоды необоснованно включены ответчиком в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении, решение ответчика в данной части является незаконным.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, трудовой книжки *** (дата заполнения 9 марта 1992 года), справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» (исх. № 10 от 26 января 2021 года), Белышева Л.Л. в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации работала в должности фельдшера выездной бригады, фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска».
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является необходимым элементом осуществления профессиональной деятельности, указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Факт прохождения истцом курсов повышения квалификации в спорные периоды подтверждается: справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выданной ГАУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» (исх. № 10 от 26 января 2021 года), приказами о направлении на учебу от 3 ноября 1993 года, 5 апреля 1996 года, 11 марта 2001 года, удостоверением № 11751 от 9 декабря 1993 года, сертификатом о присвоении специальности от 24 мая 1996 года, свидетельством о повышении квалификации рег. номер 1841 от 2001 года.
Согласно материалам дела, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.
В связи с изложенным суд полагает, что периоды, когда истец проходила курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включены ответчиком в указанный стаж.
Требования истца о включении в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышениях квалификации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает, что Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 5 октября 2020 года № 194038/20 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с8 апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19 апреля 2001 года, включения в календарном исчислении периодов работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года является необоснованным и незаконным, и на ответчика следует возложить обязанность включить в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.
Требования в данной части подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о назначении пенсии, суд приходит к следующим выводам.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицамосуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, с учетом включения спорных периодов в подсчет специального стажа (на дату обращения в ГУ – УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии (3 июля 2020 года), у истца не имелось достаточного стажа для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что истец продолжает работать в должности и учреждении, работа на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста всоответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, предусматривающего сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, для года возникновения права на страховую пенсию по старости 2020 – предусмотрены сроки назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом, как указано в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗгражданам, которые указаны пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением № 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Учитывая изложенное, пенсия должна быть назначена Белышевой Л.Л. с момента возникновения права в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности относятся расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Заявителем в подтверждение факта несения расходов на оплату юридических услуг представлен договор поручения от 21 января 2021 года (предмет договора Чернова Т.В. обязуется совершить действия по поручению Белышевой Л.Л. в рамках признания решения УПФР незаконным), распиской от 7 мая 2021 года о получении в счет оплаты по договору поручения 15000 рублей.
В силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в сумме 7000 рублей, при этом судом учитываются обстоятельства дела, характер нарушенных прав, принимая во внимание принципы разумности и справедливости, отказав в удовлетворении данных требований в остальной части.
Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска истцом понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии от 5 октября 2020 года № 194038/20 в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Белышевой Ларисы Леонидовны периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с 8апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19 апреля 2001 года, включения в календарном исчислении периодов работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады скорой медицинской помощи с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения пенсии Белышевой Ларисе Леонидовне в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 9 ноября 1993 года по 9 декабря 1993 года, с 8 апреля 1996 года по 24 мая 1996 года, с 11 марта 2001 года по 19апреля 2001 года, включить в исчислении один год и шесть месяцев периоды работы в должности фельдшера реанимационно-анестезиологической бригады ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи г. Благовещенска» с 1 мая 1995 года по 3 июля 1995 года, с 15 мая 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 марта 2000 года по 17 марта 2000 года, с 20 марта 2000 года по 22 мая 2000 года, назначить пенсию с момента возникновения права с учетом положений Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в пользу Белышевой Ларисы Леонидовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг, услуг представителя в сумме 7000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 10 сентября 2021 года.
Судья Н.Н. Матюханова