Дело № копия
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
«20» июня 2019 года <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Мангилев С.С.
при секретаре - Хаматовой А.С.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Московец ВВ,
защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - адвокатов Лепехина А.Г., Лепехиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Московец ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего в <адрес>,
которому вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ГИАЗ Отдела полиции Ленинский УМВД России по <адрес> Стольниковой Е.П. составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Московец ВВ, в котором указано, что в 19 часов 53 минуты ДД.ММ.ГГГГ Московец ВВ, являясь пользователем международной (всемирной) компьютерной сети электронной связи «Интернет», на стене своей личной страницы социальной сети «ВКонтакте» (https://vk/com/moscovets_vas), через личный персональный компьютер, в своей <адрес>, открытым доступом разместил два фотоизображения, на которых сфотографирован бетонный забор с изображением текста «1488 watepower», между числом «14» и «88» имеются символы в виде двух зиг-рун, сходные с символами «Войск СС», эмблемой подразделения «Ваффен-СС». Вход на сайт социальной сети «ВКонтакте» свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с его содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Данный пост с фотоизображениями, содержащими символы, сходные с символами «Войск СС», эмблемой подразделения «Ваффен-СС» не удалён до настоящего времени.
В судебном заседании Московец ВВ вину в совершении вмененного ему органами дознания административного правонарушения не признал, указав, что в августе 2014 года он, увидев на заборе строительной площадки строящегося жилого дома, расположенного по <адрес>, изображение нацистской символики, сфотографировал это изображение, направив соответствующее обращение в органы прокуратуры <адрес>, с приложением фотоизображения, с целью принятия компетентными органами мер реагирования для розыска лиц, сделавших указанную надпись, и для ликвидации самой надписи. Ввиду непринятии мер органами власти, он разместил на стене своей личной страницы социальной сети «ВКонтакте» пост «Лицемерие» и сопроводил его фотографией, целью которого было обратить внимание общественности на бездействие органов государственной власти.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными.
Перечень таких организаций, а также атрибутики и символики указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге фашистской символике относятся: эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), плакаты НСДАП и сопутствующая символика (нагрудные знаки руководителей НСДАП, нарукавные знаки и т.п.), эмблема СА (Sturmabteilung, SA) - штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП; символика СС (Schutzstaffeln, SS) (нарукавные знаки, эмблемы и т.п.), охранных военизированных подразделений НСДАП, в том числе символика воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях, а также структурных подразделений СС, например, символика службы безопасности - СД (Sicherheitsdienst, SD); символика гестапо (Geheime Staatspolizei Gestapo) - тайной государственной полиции (эмблемы, форма и т.п.).
Демонстрацией нацистской символики признается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» установлен запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ за № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в ряде определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.), применяя положения пунктов 1 и 3 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком указанной выше разновидности экстремизма (экстремистских материалов) является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, наличие которого должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе, призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.); ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, - иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-АД17-109, вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.
Таким образом, демонстрация нацистской символики и атрибутики не влечет административную ответственность в том случае, если она совершена в целях, не связанных с ее пропагандой, в противном случае это бы ставило под сомнение и законность демонстрации художественных и историко-документальных фильмов о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, исторических документов, музейных экспонатов, создание исторических реконструкций, распространение антифашистской литературы.
При решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети суду следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность её размещения, интенсивность обновлений (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»).
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, размещение Московец ВВ соответствующих фотоизображений, содержащих символы, сходные с символами «Войск СС», эмблемой подразделения «Ваффен-СС», на стене своей личной страницы социальной сети «ВКонтакте» в контексте приведенных к изображениям комментариев автора поста, осуждающих нацизм, преследовало своей целью ликвидацию надписи, содержащей нацистскую символику, обращение внимания общественности на бездействие органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом доказательства должны подтвердить вину, в противоправных действиях (бездействии).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация данного принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, поскольку не представлены доказательства того, что Московец ВВ публично демонстрирует и пропагандирует нацистскую символику и атрибутику в той степени, в которой это запрещено законом, суд считает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения в действиях Московец ВВ
На основании изложенного, руководствуясь пункта 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Московец ВВ прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья подпись С.С. Мангилев
Копия верна.
Судья С.С. Мангилев
74RS0№-81
Подлинник документа подшит в материалах административного дела №, которое находится в производстве Ленинского районного суда <адрес>.