Производство № 2а-282/2021
Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-000425-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя административного ответчика – Отдела судебных приставов по Сковородинскому району – старшего судебного пристава Боровских Н.А, действующей на основании прав по должности,
представителя административного ответчика – прокуратуры Сковородинского района - помощника прокурора Сковородинского района Волошина И.Э., действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова Алексея Александровича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области Юдиной Н.Я., Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению судебных приставов по Амурской области, прокуратуре Сковородинского района, прокуратуре Амурской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органов прокуратуры незаконными,
у с т а н о в и л :
Баранов А.А. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области Юдиной Н.Я., ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области, УФССП по Амурской области, прокуратуре Сковородинского района, прокуратуре Амурской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органов прокуратуры незаконными, в обоснование которого указал, что в соответствии с решением мирового судьи судебного участка № 26 города Южно-Сахалинск от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Баранова А.А. подлежат уплате алименты на содержание несовершеннолетнего ребёнка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 03 октября 2018 года и до совершеннолетия ребёнка. Исполнительный лист серия ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на основании указанного судебного решения, находился на исполнении судебного пристава-исполнителя Юдиной И.Я. ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области, велось исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец неоднократно обращался к судебному приставу-исполнителю с ходатайствами, имевшими целью понудить должницу к добровольному исполнению требований об уплате алиментов, в частности: 24.10.2020 с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должницей специальным правом; 07.12.2020 с заявлением о привлечении должницы к административной ответственности за неуплату алиментов; 13.12.2020 с заявлением о размещении фото должницы в открытом доступе. Однако все вышеуказанные заявления были оставлены судебным приставом-исполнителем без внимания. В этой связи, 07.12.2020 административный истец направил в адрес прокуратуры Амурской области жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя, однако, ответ на своё обращение в установленные законом сроки (и до настоящего времени) не получил. Далее, в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 02 февраля 2021 года исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ было окончено в силу достижения ребенком возраста совершеннолетия. Вместе с тем, поскольку требования о взыскании алиментов, являвшиеся предметом исполнения указанного исполнительного производства, в установленные сроки должницей не исполнялись, образовалась задолженность, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. На этом основании ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №. В постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства должнице был установлен пятидневный срок для исполнения содержащихся в нем требований. Тем не менее, по истечении указанного срока задолженность по оплате алиментов перед административным истцом погашена не была. В этой связи, по мнению административного истца, вновь возникли основания, для применения мер принудительного исполнения и ограничений, о которых он просил в вышеупомянутых заявлениях. Таким образом, поскольку в результате бездействия судебного пристава-исполнителя указанные заявления не были рассмотрены ранее, административный истец настаивает на их рассмотрении и разрешении в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ. В совокупности изложенные обстоятельства стали поводом для обращения с настоящим иском. Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя в порядке подчинённости вышестоящему должностному лицу не подавалась. На основании изложенного, просит восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного искового заявления, признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Юдиной Н.Я., обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Юдину Н.Я. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Баранова А.А. путем рассмотрения и разрешения по существу его заявлений от 17.10.2020, от 07.12.2020, от 13.12.2020 в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, с направлением соответствующих ответов в адрес Баранова А.А.. Признать незаконным бездействие прокуратуры Амурской области и прокуратуры Сковородинского района Амурской области и обязать прокуратуру Амурской области, прокуратуру Сковородинского района Амурской области провести проверку обращения Баранова А.А. от 07.12.2020 и принять соответствующие меры прокурорского реагирования в адрес должностных лиц ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области.
В судебное заседание административный истец Баранов А.А. не явился, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из дополнений к административному иску следует, что полагает, что письмо от 22.12.2020 №7/1-р-4889-20/8852 является лишь уведомлением о переадресации письменного обращения и не содержит ответ по существу вопроса, с которым Баранов А.А. обратился в прокуратуру Амурской области: бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Юдиной Н.Я. по поводу рассмотрения заявления от 17.10.2020 об ограничении пользования должником специальным правом. Таким образом, указанное письмо, по мнению административного истца, не является окончательным решением, принятым по его обращению от 07.12.2020. Также, прокуратурой Сковородинского района Амурской области, в обоснование возражений, представлено письмо от 23.12.2020 № которым жалоба от 07.12.2020 направлена начальнику судебных приставов по Сковородинскому району - Боровских Н.А. для принятия решения по существу. Указанное письмо также не содержит ответов по существу вопросов, поставленных в жалобе от 07.12.2020, равно как и сведений о принятом по обращению решении. Иные ответы на жалобу Баранова А.А. от 07.12.2020 ни прокуратурой Амурской области, ни прокуратурой Сковородинского района Амурской области, что следует из представленных административными ответчиками возражений, не составлялись и в адрес административного истца не направлялись. Вместе с тем, из материалов исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что 13.01.2021 по результатам рассмотрения заявления Баранова Л.А. от 17.10.2020 об ограничении пользования должником специальным правом, судебным приставом-исполнителем Юдиной Н.Я. вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом, которое в этот же день направлено в адрес административного истца сопроводительным письмом от 13.01.2021 № Однако подтверждения того, что указанное постановление, действительно, направлялось в адрес Баранова А.А., административным ответчиком не представлено. Кроме того, судебным приставом-исполнителем нарушены сроки рассмотрения указанного заявления, меры по его рассмотрению не принимались судебным приставом-исполнителем на протяжении более чем двух месяцев, и только после того, как прокуратура Сковородинского района перенаправила жалобу Баранова А.А. в адрес Начальника судебных приставов по Сковородинскому району, заявление административного истца было рассмотрено по существу и принято соответствующее решение. Из содержания письма начальника судебных приставов по Сковородинскому району от 19.01.2019 следует лишь то, что судебные приставы- исполнители ОСП по Сковородинскому району активно работают с ФИО2, применяют к ней всевозможные меры принудительного исполнения и совершают все необходимые исполнительские действия. Однако из содержания указанного письма, не представляется возможным установить, каким образом разрешено ходатайство Баранова А.А. об опубликовании сведений о должнице: удовлетворено ли оно или же по какой причине в его удовлетворении отказано. Учитывая тот факт, что не смотря на все меры, которые уже были приняты судебными приставами-исполнителями, ФИО2 продолжает вести активную социальную жизнь и уклоняться от уплаты алиментов, Баранов А.А. полагает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя рассмотреть вышеуказанное заявление от 13.12.2020 по существу, а также обязать прокуратуру Сковородинского района Амурской области предоставить письменный ответ по факту обращения Баранова А.А. от 07.12.2020.
Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 15 апреля 2021 года в качестве административных ответчиков по настоящему делу были привлечены ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области и УФССП по Амурской области.
Представитель административного ответчика – ОСП по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Боровских Н.А., действующая на основании прав по должности суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям. В ОСП по Сковородинскому району на исполнении находилось исполнительное производство № возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 26 г. Южно-Сахалинска, в отношении ФИО2 в пользу Баранова А.А. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода, начиная 03.10.2018 и до достижения совершеннолетия ребенка. Ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрен перечень исполнительных действий, которых вправе совершать судебный пристав-исполнитель, указанный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит перечень мер принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. При этом следует отметить, что действующее законодательство не обязывает должностное лицо совершать все предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве» действия и меры принудительного исполнения, выбор конкретных мер, принимаемых судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству, осуществляется должностным лицом самостоятельно, исходя из обстоятельств конкретного дела с учетом задач и принципов исполнительного производства. Так, в целях установления местонахождения должника, установления его имущественного положения судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району, направлены запросы в электронном виде в различные организации и учреждения. Следует отметить, что между ФССП России и государственными органами и кредитными организациями наложено электронное взаимодействие, в связи с чем, запросы и ответы на данные запросы направляются сторонами не на бумажном носителе, а в электронном формате, в ФССП России-посредством ПК АИС ФССП России и соответствующих электронных каналов связи. Так, судебным приставом-исполнителем направлены запросы органы государственной автомобильной инспекции о зарегистрированных автомототранспортных средствах; в Федеральную налоговую службу о предоставлении сведений об ИНН, юридическом и фактическом адресе, виде деятельности, номерах расчетных, валютных и иных счетов в банках, о наличии денежных средств и иных ценностей на указанных счетах, о наличии контрольно-кассовых машин, зарегистрированных за должником; к оператору связи об оформленных за должником (или его адресом) абонентских номерах, суммах платежей должника за услуги, известных адресах регистрации и местонахождения, указанных должником; в ПФР о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) по данным лицевого счета застрахованного лица; в Федеральную миграционную службу о серии, номере и дате выдачи паспорта, полной дате и месте рождения; в ПФР на получение сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, в Федеральную миграционную службу для установления фактического адреса проживания должника, Росреестр, в ГИБДД о наличии водительского удостоверения. Кроме того, судебным приставом-исполнителем направлены запросы в банковские и кредитные организации для установления расчетных счетов, зарегистрированных за должником. Судебным приставом-исполнителем неоднократно выносилось постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, направлено в ПАО «Сбербанк России». Согласно ответа ГИБДД МВД России за должником не зарегистрированы транспортные средства. Согласно ответа Росрестра за должником недвижимое имущество не зарегистрировано. В ОСП по Сковородинскому району поступило ходатайство об установлении временного ограничения на пользование специальным правом. Судебным приставом-исполнителем согласно ответа о том, что за должником числится водительское удостоверение, в результате чего в отношении должника вынесено постановление о временном ограничении на пользование должника специальным правом 13.01.2021 г.. 05.11.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. Судебными приставами-исполнителями осуществлен выезд по месту жительства должника. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что по адресу: <адрес>, должник ФИО2 не проживает. У должника ФИО2 отобрано объяснение, где установлено, что должник не работает, но проходит комиссию для трудоустройства в ГБУЗ ЦРБ. 06.11.2019 года должник ФИО2 привлекалась по ч. 1 ст. 5.35 КоАП. 23.12.2019 года мировым судьей Амурской области Сковородинского судебного участка № 2 признана виновной и назначено ей наказание в размере 10.000 рублей. 02.02.2021 вынесено постановление о расчете задолженности, сумма задолженности составила <данные изъяты>. 02.02.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о прекращении исполнительного производства №, в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. 05.02.2021 судебным приставом исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, возбужденное на основании постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в целях установления местонахождения должника, установления его имущественного положения судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району, направлены запросы в электронном виде в различные организации и учреждения. Кроме того, судебным приставом-исполнителем направлены запросы в банковские и кредитные организации для установления расчетных счетов, зарегистрированных за должником. 05.11.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Указанный срок имеет организационный характер, не является пресекательным, в связи с чем, неисполнение требований исполнительного документа в указанный срок не свидетельствует о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя. Таким образом, для признания судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: нарушения прав и свобод гражданина и создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. По настоящему делу административным истцом не предоставлено доказательств одновременного нарушения закона либо какого-либо нормативного правового акта и законных прав и интересов заявителя. На основании изложенного, просят отказать Баранову А.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика – прокуратуры Сковородинского района помощник прокурора Сковородинского района Волошин И.Э. суду пояснил, что с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям. В прокуратуру Сковородинского района из прокуратуры Амурской области 23.12.2020 поступило обращение Баранова А.А., датированное 07.12.2020 по вопросу бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району по исполнительному производству №, которое зарегистрировано за №. Баранову А.А. 23.12.2020 за исх.№ направлено соответствующее уведомление о направлении его обращения для разрешения начальнику ОСП по Сковородинскому району. Таким образом, на поступившие в прокуратуру Сковородинского района для рассмотрения обращения Баранова А.А., без нарушения срока и порядка, предусмотренного ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, дан письменный ответ. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. В соответствии с п. 1.4 указания Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», обращения, решения по которым не принимали руководители службы судебных приставов, направляются им для проверки доводов с одновременным уведомлением об этом заявителя. 13.01.2021 за исх. № ОСП по Сковородинскому району в адрес административного истца направлен ответ на обращение, в котором заявитель был проинформирован о принятых мерах по его обращению. Кроме того, как следует из административного искового заявления, административному истцу достоверно известно, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительно производство № было окончено и ДД.ММ.ГГГГ возбуждено иное исполнительное производство № Постановление судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не обжаловал, согласился с его законностью. В настоящее время анализируемое постановление не отменено, вступило в законную силу, поэтому требования административного истца об обязании судебного пристава-исполнителя произвести по оконченному исполнительному производству действия в рамках нового исполнительного производства, также не являются обоснованными. Органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению истца, представляется не правильным. Принимая во внимание ст.5 Федерального закона № 2202-1 в части недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры, требование истца о признании незаконным бездействия прокуратуры области по не рассмотрению обращений по существу обязать прокуратуру провести проверку данного обращения и принять соответствующие меры к должностным лицам, не имеет правового обоснования. Вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, Барановым А.А. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что действиями сотрудников прокуратуры Сковородинского района нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на Баранова А.А. незаконно возложена какая-либо обязанность. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району Юдина Н.Я., УФССП по Амурской области, прокуратура Амурской области, заинтересованное лицо – ФИО2, в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Согласно представленных ходатайств, представители административных ответчиков просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Участие указанных лиц в силу закона не является обязательным и не признано судом обязательным.
Возражения на административный иск, представленные административным ответчиком – прокуратурой Амурской области аналогичны возражениям прокуратуры Сковородинского района Амурской области.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о следующем.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов, органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Баранов А.А при обращении в суд с административным иском о признании бездействия судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органов прокуратуры незаконными, просил о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного искового заявления, в обоснование которого указал, что в связи с тем, что жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя, поданная им 07.12.2020, органами прокуратуры до настоящего времени не рассмотрена, ответы на заявления взыскателя, направленные в адрес судебного пристава-исполнителя, ему не поступали, полагает, что причины пропуска установленного срока обращения в суд являются уважительными.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
На основании ч.7 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Ч. 8 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что Барановым А.А. ответы на его обращения в ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области от 17.10.2020, от 07.12.2020 и от 13.12.2020, прокуратуру Амурской области от 07.12.2020, получены не были, в связи с чем, суд полагает, что срок на обращение с заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органов прокуратуры незаконными, пропущен Барановым А.А. по уважительной причине, что является основанием для восстановления пропущенного срока.
Баранов А.А. обратился с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Юдиной Н.Я., обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области Юдину Н.Я. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Баранова А.А. путем рассмотрения и разрешения по существу его заявлений от 17.10.2020, от 07.12.2020, от 13.12.2020 в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, с направлением соответствующих ответов в адрес Баранова А.А..
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка № 26 г. Южно-Сахалинска от ДД.ММ.ГГГГ года по делу № с ФИО2 в пользу Баранова А.А. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 03 октября 2018 года до совершеннолетия ребенка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 26 г. Южно-Сахалинска, возбуждено исполнительное производство № предмет исполнения: взыскание алиментов с должника ФИО2 в пользу Баранова А.А. на содержание несовершеннолетнего в размере 1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ
(ред. от 29.12.2017) "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно ч. 1 ст. 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Статьей 64 Закона N 229-ФЗ предусмотрены исполнительные действия, осуществляемые судебным приставом-исполнителем, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ст. 68 Закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
- обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
- обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
- обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
- изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;
- наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
- обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
- принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
- принудительное выселение должника из жилого помещения;
- принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
- принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
- принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;
- иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Судом установлено, что в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району 06 ноября 2019 года ФИО2 было вручено предупреждение об административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение исполнения решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Обязалась явиться к судебному приставу-исполнителю 12 ноября 2019 года.
06 ноября 2019 года в отношении ФИО2 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 2 от 27 декабря 2019 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, в связи с тем, что являясь должником по алиментам, в течение года не осуществляла оплату алименты в пользу Баранова А.А. на содержание сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от уплаты алиментов уклоняется. ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей
Также, в рамках настоящего исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району неоднократно делались запросы в ОГИБДД ОМВД России по Сковородинскому району о предоставлении информации о наличии у ФИО2 водительского удостоверения, о наличии зарегистрированного за должником автотранспорта (от 14.08.2020 года, от 09.11.2020 года, 02.12.2020 года).
Из ответа ОМВД России по Сковородинскому району от 09 ноября 2020 года следует, что согласно базы данных Федеральной информационной системы Госавтоинспекции на ФИО2 какие-либо транспортные средства не зарегистрированы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было получено водительское удостоверение №.
01.12.2020 года ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района ФИО2 было выдано направление для трудоустройства в <данные изъяты>.
Однако сведения о трудоустройстве ФИО2 отсутствуют.
Кроме того,06 января 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району Юдиной Т.Я. должник ФИО2 уведомлялась о возможном вынесении в отношении нее судебным приставом-исполнителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя, в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления о временном ограничении на пользование специальным средством, в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего сына.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области от 13 января 2021 года должник по исполнительному производству № возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, в связи с неисполнением в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ №, ограничена в пользовании специальным правом в виде права управления транспортным средством – водительским удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также по запросам взыскателя Баранова А.А. неоднократно производился расчет задолженности по алиментам в отношении должника ФИО2.
16 сентября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району по запросу взыскателя Баранова А.А. произведен расчет задолженности по алиментам в отношении должника ФИО2, по состоянию на 16.09.2020 задолженность ФИО2 по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет <данные изъяты>. Частичная оплата произведена в размере <данные изъяты>. Копия постановления направлена в адрес взыскателя Баранова А.А. 16 сентября 2020 года.
15 октября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району по запросу взыскателя Баранова А.А. произведен расчет задолженности по алиментам в отношении должника ФИО2, по состоянию на 15.10.2020 задолженность ФИО2 по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет <данные изъяты>. Частичная оплата произведена в размере <данные изъяты>. Копия постановления направлена в адрес взыскателя Баранова А.А. 15 октября 2020 года.
13 января 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району по запросу взыскателя Баранова А.А. произведен расчет задолженности по алиментам в отношении должника ФИО2, по состоянию на 18.01.2021 задолженность ФИО2 по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет <данные изъяты>. Частичная оплата произведена в размере <данные изъяты>. Копия постановления направлена в адрес взыскателя Баранова А.А. и должника ФИО2.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено в связи с достижением совершеннолетия лица, на содержание которого взыскиваются алименты – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ рассчитана задолженность ФИО2 по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на 01.02.2021 года составляет <данные изъяты>.
Копия постановления направлена в адрес взыскателя Баранова А.А. и должника ФИО2.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам в размере <данные изъяты>, в отношении должника ФИО2 возбуждено исполнительное производство № о взыскании задолженности по алиментам в размере 335.016 рублей 12 копеек.
Копия настоящего постановления направлена в адрес взыскателя Баранова А.А. 15 февраля 2021 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.02.2021, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Однако, как установлено судом, по истечении указанного срока, задолженность по оплате алиментов должником ФИО2 перед административным истцом не погашена.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом после возбуждения исполнительного производства, однако, последовательность и объем исполнительских действий законом не определены, поэтому судебный пристав исполнитель самостоятельно определяет последовательность и целесообразность исполнительских мероприятий, чтобы в необходимые и разумные сроки исполнить решение суда.
В соответствии с действующим законодательством под бездействием понимается общественно вредное противоправное, пассивное поведение, выражающееся в не совершении действий, которые лицо могло или должно было совершить в силу возложенных на него полномочий.
Таким образом, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району за период с 05.06.2019 (момента возбуждения исполнительного производства) по настоящее время, принимались все необходимые исполнительные действия, направленные на исполнение исполнительного документа и защиту прав взыскателя, то есть бездействия судебного пристава-исполнителя, судом не установлено.
Баранов А.А. обратился с настоящим административным иском, поскольку, полагает, что бездействие судебного пристав выразилось также в не рассмотрении и разрешении по существу его заявлений от 17.10.2020, от 07.12.2020, от 13.12.2020 в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, с направлением соответствующих ответов в адрес Баранова А.А..
В судебном заседании установлено, что 17 октября 2020 года Баранов А.А. обратился в ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области с заявлением, в котором просит установить в отношении должника ФИО2 ограничение на пользование специальным правом, до исполнения обязательств по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Получено ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области 09 ноября 2020 года, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
Из ответа ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области от 13 января 2021 года на обращение Баранова А.А. от 17 октября 2020 года следует, что в ходе работы по исполнительному производству №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО2, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было получено водительское удостоверение. В связи с имеющейся задолженностью по алиментам, в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по заявлению взыскателя Баранова А.А., 13 января 2021 года ФИО2 была ограничена в пользовании специальным правом в виде управления транспортным средством.
Копия постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом направлена в адрес взыскателя.
07 декабря 2020 года Баранов А.А. обратился в ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области с заявлением, в котором просил привлечь должника ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, за неуплату родителем без уважительных причин средств на содержание своего несовершеннолетнего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Получено ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области 15 декабря 2020 года, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
Из ответа ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области от 19 января 2021 года на обращение Баранова А.А. от 07 декабря 2020 года следует, что 06.11.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ - неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. 23.12.2019 постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 2 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей. ФИО2 в соответствии со ст.ст. 4.6, 31.1 КоАП РФ считается подвергнутой административному наказанию со дня вступления постановления в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до истечении одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В силу ч.1 ст. 31.9 КоАП РФ, если наказание, назначенное по постановлению судьи, фактически не исполнено, то лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения двухгодичного срока давности приведения его в исполнение, то есть с 21.01.2020 по 21.01.2022. В связи с чем, привлечь ФИО2 к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, в настоящее время не представляется возможным.
13 декабря 2020 года Баранов А.А. обратился в ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области с заявлением, в котором просил разместить информацию о должнике ФИО2 (ее персональные данные и фотографию) в местных СМИ.
Получено ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области 24 декабря 2020 года, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
Из ответа ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области от 19 января 2021 года на обращение Баранова А.А. от 13 декабря 2020 года следует, что в ОСП по Сковородинскому району на исполнении находится исполнительное производство №, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, о взыскании алиментов в пользу Баранова А.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району производится работа по установлению места работы ФИО2, направлялись запросы о месте ее нахождения и об имущественном положении должника в Федеральную налоговую службу, в Федеральную миграционную службу, в Пенсионный фонд, в банки, Службу занятости населения, в ГИБДД. С ФИО2 регулярно проводятся профилактические беседы о необходимости выплаты алиментов. 06.11.2019 года в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 2 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей. 01.12.2020 ФИО2 поставлена на учет в ГКУ Амурской области ЦЗН Сковородинского района, ей выданы направления для трудоустройства в организации г. Сковородино, в которых имеются вакантные рабочие места. В настоящее время ФИО2 уведомила ОСП о том, что проходит медицинскую комиссию для трудоустройства. В случае трудоустройства ФИО2, постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы ФИО2 будут направлены в организацию.
На основании ч.1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к обязанностям судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве относится, в том числе, рассмотрение заявлений сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайств, вынесение соответствующих постановлений с разъяснением сроков и порядка их обжалования.
В соответствии со ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Таким образом, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району обращения Баранова А.А. от 17 октября 2020 года, от 07 декабря 2020 года, от 13 декабря 2020 года были рассмотрены, по результатам рассмотрения которых, Баранову А.А. даны письменные ответы, которые были направлены административному истцу, но не получены им.
В связи с чем судом не усматривается оснований для удовлетворения требований Баранова А.А. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району Юдиной Н.Я. в части рассмотрения и разрешения по существу его заявлений от 17.10.2020, от 07.12.2020, от 13.12.2020, с направлением соответствующих ответов в адрес Баранова А.А..
Помимо этого, данные заявления Барановым А.А. поданы в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, которое постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с достижением совершеннолетия лица, на содержание которого взыскиваются алименты – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ заявления и обращения им не подавались.
Также Барановым А.А. были заявлены административные требования о признании незаконным бездействия прокуратуры Амурской области и прокуратуры Сковородинского района Амурской области и обязании прокуратуры Амурской области, прокуратуры Сковородинского района Амурской области провести проверку обращения Баранова А.А. от 07.12.2020 и принять соответствующие меры прокурорского реагирования в адрес должностных лиц ОСП по Сковородинскому району УФССП по Амурской области.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании ч.1 ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, в соответствии с п.3 ст.5 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
На основании п. 5 ч.1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
П.п. 3.1, 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
При этом законодательством не определена форма и содержание направляемых ответов.
Судом установлено, что 07 декабря 2020 года Баранов А.А. обратился в прокуратуру Амурской области с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району УФССП Амурской области в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании алиментов с должника ФИО2 в пользу Баранова А.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода. Просил принять меры прокурорского реагирования в связи с бездействием судебного пристава Юдиной Н.Я. по не направлению ему ответов на его обращения, что нарушает права и законные интересы как его, так и находящегося на его иждивении несовершеннолетнего ребенка, и создает должнику благоприятные условия для дальнейшей неуплаты алиментов.
Данная жалоба получена прокуратурой Амурской области 15 декабря 2020 года, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
Из сопроводительного письма прокуратуры Амурской области от 22 декабря 2020 года следует, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», п. 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, по поднадзорности, для рассмотрения в адрес прокуратуры Сковородинского района направлено обращение Баранова А.А. При наличии оснований, для принятия меры прокурорского реагирования.
Копия настоящего сопроводительного письма направлена в адрес взыскателя Баранова А.А., для сведения, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 23.12.2020.
23 декабря 2020 года прокуратурой Сковородинского района в адрес начальника ОСП по Сковородинскому району в соответствии с п.п. 3.1, 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, во исполнение указания Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», направлена жалоба Баранова А.А., для принятия решения по существу.
Копия настоящего сопроводительного письма 23 декабря 2020 года направлена в адрес взыскателя Баранова А.А., для сведения.
Из ответа ОСП по Сковородинскому району УФСС России по Амурской области от 18 января 2021 года на обращение прокурора Сковородинского района от 23.12.2021 года следует, что в ОСП по Сковородинскому району на исполнении находится исполнительное производство № возбужденное ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 о взыскании алиментов в пользу Баранова А.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО2 алименты на своего несовершеннолетнего сына не выплачивала в связи с чем, 06.11.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ – неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. Постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 2 от 23.12.2019 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей. Из базы данных Федеральной информационной системы Госавтоинспекции было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получено водительское удостоверение №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была уведомлена о том, что в случае неисполнения требований по уплате алиментов, судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. 13.02.2021 ФИО2 ограничена в пользовании специальным правом в виде управления транспортным средством. Копия постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом направлена взыскателю Баранову А.А..
Таким образом, судом установлено, что прокурором Амурской области на законных и обоснованных основаниях, без нарушения срока и порядка, предусмотренного ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, по результатам предварительного рассмотрения обращения Баранова А.А., оно было направлено для рассмотрения по подведомственности в прокуратуру Сковородинского района, о чем заявитель Баранов А.А. был уведомлен в письменной форме.
Прокурор Сковородинского района получив из прокуратуры Амурской области 23 декабря 2020 обращение Баранова А.А. по вопросу бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, перенаправил данное оьбращение для разрешения начальнику ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области, о чем Баранову А.А. ДД.ММ.ГГГГ направлено соответствующее уведомление.
Согласно п. 1.4 указания Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», прокурорам при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.
Таким образом, судом установлено, что прокурором Сковородинского района на законных основаниях, поступившие для рассмотрения обращение Баранова А.А., без нарушения срока и порядка, предусмотренного ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, было направлено для рассмотрения начальнику ОСП по Сковородинскому району, о чем заявитель Баранов А.А. был уведомлен в письменной форме.
Поскольку, бездействия ОСП по Сковородинскому району и органов прокуратуры Амурской области и Сковородинского района не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Баранова Алексея Александровича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области Юдиной Н.Я., Отделу судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению судебных приставов по Амурской области, прокуратуре Сковородинского района, прокуратуре Амурской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органов прокуратуры незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Федорчук
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 года.