Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июля 2016 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Бирюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2724/16г. по административному исковому заявлению Козырева В. А. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области» об оспаривании решения по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л:
Козырев В.А. обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным административным иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК по Самарской области» об оспаривании решения, в котором просит признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК» в лице филиала по Самарской области № *** от <дата> об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>; так же просит обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК» в лице филиала по Самарской области внести в ГКН учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером № ***, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> г.о. Сызрань Самарской области № *** от <дата>, взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата ФСГРКиК» в лице филиала по Самарской области в его пользу оплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он является собственником гаража № *** по <адрес>, кадастровый № ***, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № ***. Он хочет приобрести спорный земельный участок в собственность. В п. 16 кадастровой выписки о земельном участке от <дата> № *** указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Оно обратился в ОО «Эксперт» с просьбо1 провести кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гараж. При выполнении кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером № ***, были одновременно уточнены границы смежного земельного участка с кадастровым номером № ***, местоположением: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, был составлен межевой план. <дата> в адрес Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером № *** обратилось Муниципальное образование г.о. Сызрань в лице представителя по доверенности Феофановой А.А. Однако решением Росреестра по Самарской области № *** от <дата> в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101061:47 отказано на том основании, что у Муниципального образования г.о. Сызрань отсутствуют полномочия на внесение изменений в сведения ГКН о земельном участке с кадастровым номером № ***, как согласно сведениям, содержащимся в ГКН, земельный участок с кадастровым номером № *** принадлежит на праве собственности иному лицу. Однако кадастровая выписка о земельном участке № *** от <дата>, ответ Росреестра по Самарской области № *** от <дата>, справочная информация о земельном участке с кадастровым номером № *** в режиме онлайн свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101061:47 является муниципальной собственностью. Так же в ответе Росреестра по Самарской области № *** от <дата> сообщается, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером № *** является ххх Однако ххх умер <дата>, в наследство <дата> вступила его супруга Сидорова А.С., которая и продала ему принадлежащий ей на праве собственности гараж № *** по <адрес> приведенных доводов в их взаимосвязи свидетельствуют, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером № ***, согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, правомерно обратилось Муниципальное образование г.о. Сызрань в лице представителя по доверенности Феофановой А.А. Кроме того в решении Росреестра по Самарской области № *** от <дата> указано, что в акте согласования граница земельного участка от точки н. 3 до точки н. 1, являющейся смежной с земельным участком с кадастровым номером № *** согласована с Кириенко Е.В. Однако, по сведениям ГКН правообладателем земельного участка № *** является иное лицо. Вместе с тем уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № *** от <дата>, кадастровая выписка о земельном участке № *** от <дата>, справочная информация о земельном участке с кадастровым номером № *** в режиме онлайн свидетельствуют, что земельный участок № *** также является муниципальной собственностью. Таким образом, в акте согласования граница земельного участка от точки н. 3 до точки н. 1, являющейся смежной с земельным участком с кадастровым номером № ***, согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, правомерно согласована с заведующей сектором земельных отношений Кириенко Е.В. по доверенности. Совокупность вышеприведенных доводов в их взаимосвязи свидетельствуют, что решение Росреестра по Самарской области № *** от <дата> является неправомерным. Решение Росреестра по Самарской области № *** от <дата>, которым отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № ***, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гараж, нарушает его права, так как он не может заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка без проведения торгов по льготной цене в соответствии с постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в лице Борисовой Л.И. административные исковые требования не признала, показала, что в соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ и ч. 13 ст. 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета. Козырев В.А не имеет права обжаловать оспариваемой решение, поскольку право на обжалование в силу закона принадлежит Администрации г.о. Сызрань, поскольку именно Администрация г.о. Сызрань является заявителем. Козырев В.А. к ним не обращался и решением филиала от <дата> не нарушены его права и законные интересы. С заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № *** обратилось Муниципальное образование г.о. Сызрань в лице представителя по доверенности Феофановой А.А. К заявлению приложена копия договора № *** от <дата> на право аренды земельного участка, в соответствии с которым земельный участок площадью 26,6 кв.м. предоставлен ххх под строительство гаража. При этом, документы подтверждающие расторжение указанного договора не представлены.
Представитель Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв на административное исковое заявление, согласно которого постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 02.02.1993 № 91 было утверждено Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Согласно Постановлению Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Указом Президента РФ от 30.04.1998 № 483 Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству упразднен. Функции комитета переданы вновь образованному Министерству РФ по земельной политике, строительству и жилищно - коммунальному хозяйству. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1999г. №1056 государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России) являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного земельного кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель. Государственный комитет РФ по земельной политике имел свои территориальные органы в субъектах РФ. В ведении Комитета находились государственные унитарные предприятия и организации по земельным ресурсам и землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель и аэрофотогеодезическим изысканиям. Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 утверждено Положение о Федеральной службе земельного кадастра России. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) являлась федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а функции по ведению градостроительного кадастра и инвентаризации объектов недвижимости преобразуемого Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - указанному Агентству. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418 было утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено с возложением на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии функции по ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ). В результате проведения мероприятий, связанных с упразднением территориального органа Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Управлению Росреестра были переданы материалы и документы Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ). Все материалы и документы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, хранятся в Управлении Росреестра по Самарской области. Сведения на земельные участки в 2006 году были внесены в ЕГРЗ, на основании Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Первым заместителем руководителя Росземкадастра В.Кисловым 10.04.2001. Впоследствии внесенные сведения в Единый государственный реестр земель были импортированы ФГБУ «ФКП Росреестра» в государственный кадастр недвижимости. На основании выше изложенного, Администрацией г.о. Сызрань никакие сведения ни в ЕГРЗ, ни в ГКН не вносились. Согласно полученного кадастрового паспорта на земельный участок с КН № ***, сведениях государственного кадастра недвижимости в сведениях о правах, графа «14» проставлен прочерк, то есть сведения о правах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Равно как и на земельный участок с КН № ***. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с КН № ***, что подтверждается уведомлением от <дата>. Аналогичная ситуация и с земельным участком с КН № ***. Согласно запрошенной информации из ГФДЗ следует, что по земельному участку по <адрес>, гаража № *** сведения о его предоставлении за период с 1992-1998 г.г. (ранее возникшие права), отсутствуют. Согласно полученных из ГФДЗ материалов инвентаризации на земельный участок с КН № *** следует, что указанный в материалах инвентаризации пользователь земли Сидоров А.И. на момент проведения инвентаризации ни правоустанавливающего ни правоудостоверяющего документа не имел, то есть «иным собственником» как указано в отказе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области он быть не может. Аналогичная ситуация с «иным собственником» земельного участка с КН № ***. На основании каких документов ведущий инженер ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области Загаринская В.Ю. сделан вывод об имеющихся иных лиц в отношении земельных участков с КН № *** суду не представлено. В соответствии с п.п.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 39.20. ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Козырев В.А. является собственником гаража по <адрес>, гараж № ***. Данный гараж расположен на земельном участке с КН № ***, что подтверждается внесенными сведениями в ГКН и отражено в п.8 кадастрового паспорта. Считает, что отказом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области нарушены права Козырева В.А. и препятствуют оформлению в установленном законом порядке прав на земельный участок, на котором расположен его гараж.
Представитель ООО «Эксперт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд полагает административный иск Козырева В.А. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области» не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что <дата> Муниципальное образование г.о. Сызрань в лице представителя по доверенности Феофановой А.А. обратилось в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области» с заявлением № *** о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № ***.
По данному заявлению органом кадастрового учета в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) <дата> было принято решение № *** об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо.
В силу ч. 13 ст. 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления, кадастрового учета.
В связи с тем, что Козырев В.А. в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101061:47 не обращался, то Козырев В.А. не имеет правовых оснований для обжалования указанного решения, само решение филиала от <дата> № *** об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка не нарушает права и законные интересы Козырева В.П., суд полагает, что Козырев В.А. является ненадлежащим административным истцом по данному делу, в связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Козырева В. А. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области» об оспаривании решения по отказу в осуществлении государственного кадастрового учета – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Сорокина О.А.