Решение по делу № 2-1097/2011 ~ М-240/2011 от 29.11.2011

       К делу № 2-1097/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Тульский      23 декабря 2011 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Курочка О.И.,

при секретаре: Гайтян Р.Г.,

с участием представителя УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА по доверенности - Софоян Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чернышова Александра Викторовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении периодов учебы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чернышов Александр Викторович обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении периода учебы в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 29.06.1984 года, и службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 30 июня 1984 года по 11 мая 1986 года в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 25.08.2011 года. В иске указал следующее.

25 августа 2011 года он, Чернышов А.В., обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА о назначении ему досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Педагогический стаж 25 лет у истца отработан еще в 2010 году.

УПФ в Майкопском районе вынесло решение № 07/2740 от 14.10.2011 года об отказе в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, не включив в стаж периоды: с 01.09.1983 года по 29.06.1984 года и с 20.05.1986 года по 02.07.1990 года, период обучения в Адыгейском государственном педагогическом институте. С 30.06.1984года по 11.05.1986 года - период службы в армии.

Считает данный отказ необоснованным по следующим основаниям:

Положения ст. 6 (ч 2.), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч.1), ст.18, 19 и 55 (чЛ) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года установлено, что «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов».

Статей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17.12.2001г. №173-Ф3 установлены условия приобретения права на досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в п.1 настоящего Положения, засчитываются:... время обучения в педагогических учебных заведениях.. ., если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 было издано инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В пункте 3.3. данного инструктивного письма разъяснено, что к числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты.

Согласно записи № 1-2 в трудовой книжке Чернышов А.В. с 13.09.1982 по 22.08.1983 года работал музыкальным работником в Абадзехском детском учреждении ясли-сад, то есть по специальности. Затем обучался в Адыгейском педагогическом институте. Получил диплом ТВ №389834.

После первого курса института его призвали на службу в армию, где он отслужил с 20.06.1984 года по 11.05.1986 года. После армии Чернышов А.В. вновь учился в институте (что подтверждается архивной справкой), а затем работал по специальности учителем истории в Абадзехской школе № 3.

В соответствии с п.3.3 инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» педагогическая деятельность считается предшествующей учебе или следовавшей за ней и в тех случаях, когда между учебой и работой имела место служба в армии.

Таким образом, период его учебы с 01.09.1983 года по 29.06.1984 года и с 20.05.1986 года по 02.07.1990 года подлежит включению в льготный стаж.

Аналогично время службы в армии также подлежит включению в льготный стаж.

Согласно п.1 п.п«г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитываются: служба в составе Вооруженных сил СССР. Положение действовало на территории России до 1 октября 1993 года.

Чернышов А.В. служил в армии с 29.06.1984 года по 20.05.1986 года. Поэтому этот период должен быть зачтен в льготный стаж по специальности.                                                                          

В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Чернышов А.В. обратился в УПФ РФ в Майкопском районе РА со всеми необходимыми документами, право на досрочную пенсию возникло 25.08.2011 года, поэтому с этого дня ему должна быть назначена пенсия.

Чернышов А.В. просил обязать Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА включить ему в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года, обязать Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА включить Чернышову А.В. в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в армии с 29.06.1984 года по 20.05.1986 года, обязать Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе назначить Чернышову А.В. досрочную пенсию по старости, начиная с 25.08.2011 года, а также взыскать в пользу Чернышова А.В. с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Представитель УПФР России в Майкопском районе РА направил в суд письменные возражения по существу заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17. 12. 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом ни Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29. 10. 2002г. №781, ни ранее действовавшими Списками (№463 от 06. 09. 1991г., № 1067 от 22. 09. 1999г.) не предусматривались правила о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществление педагогической деятельности периодов учебы. Вышеперечисленные Списки не содержат также нормы, регулирующие условия включения службы в армии в стаж работы по специальности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости связи с осуществление педагогической деятельности.

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 17. 12. 1959г. №1397, время работы указанной в п. 1., 2, и 3 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Названное Постановление утратило силу 1 октября 1993г.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 Разъяснения утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию цр старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т. ч. с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. На день утраты силы Постановления от 17. 12. 1959г. №1397 истцом не был выработан не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначении пенсии за выслугу лет, следовательно, он не может рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего Постановления от 17. 12. 1959г. №1397.

В силу статьи 19 Закона №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом в силу п.п.19 п.1 ст.27 Закона №713-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

На 25 августа 2011 года педагогический стаж истца составлял 21 год 0 месяцев и 24 дня. Следовательно, требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 25.08.2011г. является незаконным.

Ответчик просил признать требования Чернышева А.В. незаконными, необоснованными и отказать в удовлетворении искового заявления об обязании УПФР включить в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов учебы истца в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года; службы в армии с 29.06.1984 года по 20.05.1986 года; о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 25. 08.2011года, и взыскании с Управления расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец Чернышов А.В. изменил и уточнил свои исковые требования. Просил включить ему в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период учебы в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года, и обязать Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе назначить Чернышову А.В. досрочную пенсию по старости, начиная с 25.08.2011 года. Не просил учитывать время, когда он служил в армии, т.к. необходимый стаж в 25 лет у него имеется. И не просил возмещать ему судебные расходы.

Представитель УПФ России (ГУ) в Майкопском районе РА по доверенности Софоян Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп.10 п.1 ст.28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, и что если в период времени работы действовало законодательство, дававшее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы.

В соответствии с указанным Определением пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года разъяснено, что «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов».

Установлено, что истец Чернышов А.В., 13.04.1965 года рождения, с 13.09.1982 года по 22.08.1983 года работал по специальности музыкальным работником в Абадзехском детском учреждении ясли-сад №7, что подтверждается записью №1 в его трудовой книжке АТ-1 №4799448. Затем истец обучался в Адыгейском государственном педагогическоминституте, о чем имеется следующие записи: «01.09.1983 года зачислен студентом 1-го курса, 12.07.1990 года отчислен в связи с окончанием института», имеются ссылки на приказы, печать и штамп Адыгейского государственного педагогического института.

В деле имеется копия диплома ТВ №389834 истца Чернышова А.В. об окончании в 1990 году полного курса Адыгейского государственного педагогического института по специальности «история», с присвоением квалификации «учитель истории, обществоведения и советского права».

Согласно справке Адыгейского государственного университета №234/а от 01.11.2011 года Чернышов А.В. обучался на дневном отделении исторического факультета с 01.09.1983 года по 02.07.1990 года, с 29.06.1984 года по 20.05.1986 года находился в академическом отпуске на период службы в армии.

Следующая запись в трудовой книжке истца подтверждает, что 01.08.1990 года Чернышов А.В. принят учителем истории в Абадзехскую СШ №3, согласно приказу № 199 от 13.08.1990 года Майкопского районного отдела народного образования.

В деле имеется письменный ответ УПФ России по Майкопскому району об отказе во включении периодов учебы в институте и службы в армии в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СоветаМинистров СССР от 17.12.1959г. №1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Кроме того, согласно указанному Положению, период учебы в вузе включался в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в указанном Положении, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 было издано инструктивное письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В пункте 3.3 данного инструктивного письма разъяснено, что к числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты.

Периоды учебы Чернышова А.В. относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Следовательно, в соответствии с действовавшим ранее законодательством, имеются все основания периоды обучения Чернышова А.В. в вузе с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года включить в необходимый двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной (льготной) пенсии по старости.

В суд представлен ответ на обращение №07/2740 от 14.10.2011 года Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе, подписанный начальником УПФР, в котором указано, что на основании представленных Чернышовым А.В. документов по состоянию на 14.10.2011 года специальный стаж Чернышова А.В. без учета учебы в вузе составляет 20 лет 04 месяца 28 дней.

Как пояснила в суде представитель ответчика Софоян Л.М., с учетом времени обучения истца Чернышова А.В. в вузе его специальный стаж превысит 25 лет, которые необходимы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Исходя из вышесказанного, суд удовлетворяет исковые требования Чернышова А.В. в полном объеме, включает Чернышову А.В. в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период учебы в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года.

Истец Чернышов А.В. в Управление Пенсионного фонда РФ в Майкопском районе Республики Адыгея за назначением досрочной пенсии с имеющимися у него необходимыми документами обратился 25 августа 2011 года. Суд считает, что с этой даты истцу должна быть назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности. Суд обязывает Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе РА назначить Чернышову А.В. досрочную пенсию по старости, начиная с 25.08.2011 года, поскольку трудовой стаж педагогической деятельности истца с учетом вышеуказанных периодов составляет более 25 лет, т.е. у Чернышова А.В. имеется необходимый стаж для назначения досрочной (льготной) пенсии по старости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чернышова Александра Викторовича удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея включить Чернышову Александру Викторовичу в стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы в Адыгейском государственном педагогическом институте с 01.09.1983 года по 28.06.1984 года и с 21.05.1986 года по 02.07.1990 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея назначить Чернышову Александру Викторовичу досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 25.08.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней через Майкопский районный суд.

Судья -                                                 О.И.Курочка

2-1097/2011 ~ М-240/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышов Александр Викторович
Ответчики
ГУ УПФР по РА в Майкопском районе
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Курочка Ольга Ивановна
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
29.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2011Передача материалов судье
02.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2011Подготовка дела (собеседование)
13.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2011Судебное заседание
26.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее