Судья Кравцова Е.Н. дело № 33-21154/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Перовой М.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи краевого суда Лободенко К.В.,
с участием прокурора Немыкиной Н.В.,
при секретаре Щербине Ю.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Юрчик Валерия Станиславовича на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Юрчик B.C. обратился в суд с заявлением к территориальной избирательной комиссии Анапская о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Анапская от 05.08.2015 года №29/196, которым ему было отказано в регистрации, как кандидату в депутаты Совета МО г-к. Анапа третьего созыва. В обоснование заявленных требований указал, что нарушение формы подписного листа отсутствует, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на указание полного места жительства кандидата, а наличие сведений о том, что кандидат является депутатом представительного органа, не отрицается комиссией. Полагает, что решение территориальной избирательной комиссии Анапская является незаконным.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 24 августа 2015 года в удовлетворении требований Юрчик В.С. отказано.
В апелляционной жалобе Юрчик В.С. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Анапская по доверенности Сосновой Е.В., заслушав заключение прокурора Немыкиной Н.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как усматривается из материалов дела, Юрчик B.C. уведомил ТИК Анапская о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета МО г-к Анапа 24.07.2015 года в 16 часов 15 минут, о чем ему выдано соответствующее подтверждение. Документы для своей регистрации Юрчик B.C. представил в ТИК Анапская 27.07.2015 года в 12 часов 20 минут, в том числе: одну папку с 9 подписными листами, содержащими 27 подписей избирателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона Краснодарского края № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
В силу ст. 20 указанного Закона в поддержку выдвижения кандидата должен осуществляться сбор подписей избирателей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 19 и чч. 2-5 ст. 19.1 Закона. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Изготовленные указанным образом подписные листы используются для сбора подписей избирателей в поддержку соответствующего выдвижения. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей. Удостоверенный лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист с подписями избирателей в поддержку соответствующего выдвижения, собственноручно заверяется кандидатом. Внесение данными лицами сведений о них и их подписей является надлежащим заверением подписного листа, а они признаются заверившими подписной лист лицами.
На основании ст. 22 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка их выдвижения требованиям Закона, а также в случае, если их выдвижение должно быть поддержано подписями избирателей, проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, лицах, осуществивших удостоверение подписных листов, и их подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Решением ТИК Анапская от 22.06.2015 года № 9/22 было установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты Совета МО г-к. Анапа третьего созыва по <...> необходимо предоставить не менее 23 и не более 27 достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
По результатам проведенной проверки представленных подписей избирателей избирательной комиссией были признаны недействительными все представленные подписи. Выявлено, что кандидатом допущены нарушения при заполнении установленной ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» формы подписного листа, в том числе требований о внесении сведений о кандидате.
Так, во всех 9 подписных листах в сведениях о кандидате указано место жительства кандидата согласно данным, содержащихся в паспорте кандидата, то есть с указанием точного адреса, однако форма подписного листа предписывает указывать только субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата. Также на каждом подписном листе кандидата в сведениях о кандидате не указаны сведения о том, что кандидат является депутатом соответствующего представительного органа и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Данные сведения указаны кандидатом в строках формы «Подписной лист удостоверяю», которые не предписывают указывать данные сведения.
Решением ТИК Анапская от 01.08.2015 года № 24/129 Юрчик B.C. был уведомлен о выявлении в представленных при выдвижении и для регистрации документах неполноты сведений о кандидате и отсутствии документов.
В установленный ч. 1.1 ст. 23 Закона срок от кандидата Юрчика B.C. поступило заявление от 03.08.2015 года о замене ранее представленных документов.
При принятии оспариваемого решения ТИК Анапская установила, что недостатки в оформлении документов устранены частично: предоставлено заявление о согласии баллотироваться, содержащее предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона сведения о кандидате. Однако замечание о несоблюдении требований к оформлению сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах устранено не было.
Согласно ч. 4 ст. 19 Закона, форма сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах утверждена приложением № 1 к ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Приложение № 1 к указанному Федеральному закону после принятия данного Федерального закона было изменено пунктом 79 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ», путем изложения приложения в новой редакции.
Как видно из представленных в порядке замены сведений о размере и об источниках доходов кандидата Юрчика B.C., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, они по форме не соответствуют форме приложения № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 74 Закона, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемое решение или действия (бездействие) является законным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Юрчик В.С. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юрчик В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи