№ 2-2511/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 10 ноября 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: судьи Киселева И.А.,
при секретаре Григорьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, указав следующее: Боровичской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» проведена проверка исполнения соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что знаки «Дети» без щитов со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета установлены вдоль следующих общеобразовательных учреждений г. <адрес>: МАДОУ Детский сад № (<адрес>, МАДОУ 14 <адрес>, МАДОУ № <адрес>. Дорожные знаки «Дети» отсутствуют вдоль МАДОУ № мкр. 1 Раздолье, <адрес>, МАДОУ № (корпус№) <адрес>. Дорожные знаки «Пешеходный переход» вдоль МАДОУ № (корпус№) <адрес>, вдоль МАДОУ № по <адрес> (возле <адрес>), вдоль ГОБОУ «Школа-Интернат №» по <адрес> возле <адрес>, установлены без щитов со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета. На <адрес> в близи здания корпуса № МАДОУ № (<адрес>) отсутствует пешеходный переход, знак «Пешеходный переход» на щите со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Бездействие администрации Боровичского муниципального района непосредственно затрагивает интересы жителей <адрес> и иных граждан, в том числе несовершеннолетних, то есть затрагиваются интересы граждан и неопределенного круга лиц, и создает угрозу их жизни и здоровью. На основании изложенного, просит суд обязать администрацию Боровичского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по обеим сторонам автомобильной дороги, проходящей вдоль общеобразовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>, на щитах со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета дорожные знаки «Дети», а именно МАДОУ Детский сад № (<адрес>, МАДОУ 14 <адрес>, МАДОУ № <адрес>, МАДОУ № мкр. 1 Раздолье, д, 24, МАДОУ № (корпус№) <адрес>. Установить дорожные знаки «Пешеходный переход» вдоль МАДОУ № (корпус№) <адрес>, вдоль МАДОУ № по <адрес> (возле <адрес>), вдоль ГОБОУ «Школа-Интернат №» по <адрес> возле <адрес>, на щитах со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Установить на <адрес> в близи здания корпуса № МАДОУ № (<адрес>) пешеходный переход, знак «Пешеходный переход» на щите со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО2 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что по аналогичным искам прокурора уже вынесены несколько решений судов в отношении других образовательных учреждений, срок до ДД.ММ.ГГГГг. является достаточным для исполнения решения суда, организацию исполнения требований ГОСТа в данной части следует возложить именно на ответчика.
Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района в судебном заседании по доверенности ФИО3 иск не признала, пояснив, что сама Администрация не занимается установкой дорожных знаков, все эти вопросы местного значения реализует МКУ «Центр по работе с населением», на которого и должна быть возложена такая обязанность, а на Администрацию может быть возложена только субсидиарная ответственность по финансированию. Администрацией разработана муниципальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения на 2015-2017г., в нее будут внесены изменения в части включения работ по установке требуемых знаков. С учетом финансового положения Администрации и стоимости данных работ полагала необходимым установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГг.
Представитель третьего лица МКУ «Центр по работе с населением» по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что учреждение в рамках муниципальных программ и выделяемого Администрацией финансирования в соответствии с Уставом заключает муниципальные контракты. На текущий год заключены муниципальные контракты с ООО «Дорэксплуатация» на содержание уличной дорожной сети и с ООО «Спецтранс» на техническое обслуживание, замене и установке дорожных знаков. Поскольку действующей муниципальной программой такие работы не предусмотрены, то и в предмет муниципальных контрактов они не включены. В случае внесения изменений в муниципальную программу и выделения на эти цели финансирования учреждение заключит контракт на выполнение этих работ. В соответствии с федеральным законом «Об общих правилах организации местного самоуправления» решение данных вопросов относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому ответчиком является <адрес>. Также просила установить срок выполнения работ до 30.12.2017г.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что требования ГОСТа об установки соответствующих дорожных знаков действуют с 2004г., длительное время не исполняются Администрацией.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Боровичской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОГИБДД МОМВД России «Боровичский» проведена проверка исполнения соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог, на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
В соответствии с положениями п. ДД.ММ.ГГГГ «ФИО7 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ст, устанавливающим правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ФИО7 52290, дорожной разметки по ФИО7 51256, дорожных светофоров по ФИО7 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют, в том числе, знак 1.23 - «Дети», 5.19.2 «Пешеходный переход».
В ходе проверки, проведенной 15.09.2016г., установлено, что знаки «Дети» без щитов со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета установлены вдоль следующих общеобразовательных учреждений г. <адрес>: МАДОУ Детский сад № (<адрес>, МАДОУ 14 <адрес>, МАДОУ № <адрес>.
Дорожные знаки «Дети» отсутствуют вдоль МАДОУ № мкр. 1 Раздолье, <адрес>, МАДОУ № (корпус№) <адрес>.
Дорожные знаки «Пешеходный переход» вдоль МАДОУ № (корпус№) <адрес>, вдоль МАДОУ № по <адрес> (возле <адрес>), вдоль ГОБОУ «Школа-Интернат №» по <адрес> возле <адрес>, установлены без щитов со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
В соответствии с положениями п. 4.5.2.1 ФИО7 52766-2007, пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м.
Вместе с тем, на <адрес> в близи здания корпуса № МАДОУ № (<адрес>) отсутствует пешеходный переход, знак «Пешеходный переход» на щите со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 Перечня вопросов местного значения, закрепляемых в 2007 года за поселениями, входящими в состав территории Боровичского муниципального района, утв. Областным законом от 16.10.2006г. (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 216-03) N734-03 «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений области в переходный период в 2007г.» за поселениями, входящими в состав Боровичского муниципального района с 2007 года закреплено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствий с подпунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих правилах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктами 1,6, 11 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержания автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче полномочий по решению вопросов местного значения» осуществление части полномочий Администрации <адрес> по решению вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» передано Администрации Боровичского муниципального района.
Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Бездействие администрации Боровичского муниципального района непосредственно затрагивает интересы жителей <адрес> и иных граждан, в том числе несовершеннолетних, то есть затрагиваются интересы граждан и неопределенного круга лиц, и создает угрозу их жизни и здоровью.
Учитывая, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика суд полагает необходимым отклонить, поскольку они основаны на неверном толковании закона, так как именно ответчик как собственник имущества обязан организовать и обеспечить выполнение указанных требований закона, в том числе, и путем создания и финансирования муниципальных учреждений.
Испрашиваемый истцом срок до ДД.ММ.ГГГГг. для исполнения требований является разумным и обоснованным, оснований для его увеличения суд не усматривает.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Боровичского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по обеим сторонам автомобильной дороги, проходящей вдоль общеобразовательных учреждений, расположенных на территории <адрес>, на щитах со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета дорожные знаки «Дети», а именно: МАДОУ Детский сад № (<адрес>, МАДОУ 14 <адрес>, МАДОУ № <адрес>., МАДОУ № мкр. 1 Раздолье, д, 24, МАДОУ № (корпус№) <адрес>;
установить дорожные знаки «Пешеходный переход» вдоль МАДОУ № (корпус№) <адрес>, вдоль МАДОУ № по <адрес> (возле <адрес>), вдоль ГОБОУ «Школа-Интернат №» по <адрес> возле <адрес>, на щитах со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
установить на <адрес> в близи здания корпуса № МАДОУ № (<адрес>) пешеходный переход, знак «Пешеходный переход» на щите со световозвращающей флоуресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.А.Киселев