Решение по делу № 2-3667/2020 ~ М-3090/2020 от 11.09.2020

Дело №2-3667/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 октября 2020 года                                                       г. Севастополь

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи         Кныш Н.Н.,

при секретаре                                   Кисловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ревиной Ирины Владимировны к Военному комиссариату города Севастополя о признании действий незаконными, возложении обязанности возобновить пенсионные начисления (выплату пенсии),

у с т а н о в и л:

В сентябре 2020 года истец обратилась с исковым заявлением к Центру социального обеспечения Военного комиссариата г. Севастополя о признании действий незаконными, обязании возобновить пенсионные начисления.

В обоснование заявленных требований указала, что с октября 2007 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии осуществлялась военным комиссариатом города Севастополя. В ноябре 2019 года по семейным обстоятельствам выехала за пределы Российской Федерации. Обратно не могла вернуться в Российскую федерацию в связи с эпидемиологической ситуацией. После приезда в г. Севастополь выяснилось, что на ее расчетный счет пенсия не поступает. В связи с данным обстоятельством обратилась к ответчику и узнала, что начисление пенсии было приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении ей выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 статьи 25 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ. Считает действия ответчика незаконными и полагает, что ей должна выплачиваться пенсия в Российской Федерации.

Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика с Центра социального обеспечения Военного комиссариата г. Севастополя на Военный комиссариат г. Севастополя.

В судебное заседание истец не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, указав, что в декабре они с супругом выехали в Минск по уходу за ее матерью, в Минске стало плохо супругу, и они вынужденно находились там некоторое время. На момент составления акта она была в Севастополе.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, представил письменные возражения, согласно которых в удовлетворении иска просил отказать.

Изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ревина И.В. является пенсионером Минобороны РФ, получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, выплата пенсии истцу осуществлялась военным комиссариатом города Севастополя по ДД.ММ.ГГГГ.

Военным комиссариатом г. Севастополя выплата пенсии Ревиной И.В. была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Начальник ЦСО ВК г. Севастополя принял решение о прекращении выплаты пенсии истцу Ревиной И.В., данное решение утверждено Военным комиссаром г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в Центр социального обеспечения военного комиссариата г. Севастополя было подано заявление о возобновлении ей выплаты пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России. По результатам рассмотрения указанного заявления Ревиной И.В. было отказано в возобновлении выплаты пенсии по линии Минобороны России.

Как следует из копии паспорта истца, с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Военным комиссариатом города Севастополя, где Ревина И.В. стояла на учете, проведена проверка ее фактического проживания.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ истца по адресу регистрации на момент проведения проверки дома не было. Со слов соседей указано, что проживают мужчина и женщина пенсионного возраста, установить их фамилию, имя и отчество не представилось возможным. В телефонном режиме сын пенсионера Ревиной И.В. сообщил, что родители временно находятся у родственников в <адрес>.

В материалах дела имеется справка, представленная истцом, о неполучении пенсии Военного комиссариата города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Ревина И.В. в Военном комиссариате города <адрес> не состоит, пенсия по линии Министерства обороны <адрес> не назначалась и не выплачивалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении выплаты пенсии Ревиной И.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 статьи 25 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начисление пенсии было приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ согласно акту о фактическом проживании пенсионера, составленного сотрудниками Центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя. Также в данном письме разъяснено право о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет будет на основании письменного заявления при личном прибытии в Центр социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя. Данным ответом истцу разъяснялось о выявлении факта ее непроживания по месту регистрации, что явилось основанием для приостановления выплаты пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ Ревина И.В. лично обратилась на прием с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, которая была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО3 суду пояснил, что истец его супруга, им двоим ВК г. Севастополя прекратил выплату пенсии. В конце ноября они с супругой поехали в <адрес>, где проживает мать супруги. Там он заболел, проходил лечение с декабря по май. Он не смог сразу въехать на территорию РФ из-за режима, введённого в связи угрозой распространения короновирусной инфекции. В сентябре на момент составления акта они с супругой проживали в Севастополе на <адрес>. С Военного комиссариата ему не звонили, только письма были. С соседями он общается, его знают.

Суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения требований о возобновлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Военным комиссариатом города Севастополя проведена проверка проживания получателя пенсии по месту регистрации в РФ, в момент проверки истец отсутствовала по месту жительства, со слов соседей не удалось установить, кто конкретно проживает по данному адресу, данных соседей в акте не указано, сын истца в телефонном режиме пояснил, родители временно находятся в <адрес>.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.     В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами ", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 2 июня 2011 г. N 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).

Под постоянным проживанием гражданина в конкретном месте понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории.

Установление данного факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Факт постоянного проживания истца в городе Севастополе подтвержден доказательствами по делу и ответчиком не опровергнут. В материалах дела имеется копия паспорта истца, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в г. Севастополе по <адрес>, представлена справка с места жительства управляющей компании по указанному адресу. В составе членов своей семьи Ревина И.В. имеет супруга, с которым она проживает по одному адресу, он зарегистрирован с ней по адресу в г. Севастополе, <адрес>. Заявлений от истца о проживании по другому адресу в Центр социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя не поступало.

Само по себе приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.

Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н, и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

При обращении в Военный комиссариат г. Севастополя истец представила достоверные данные о ее фактическом месте жительства на территории РФ, истец продолжала постоянно проживать по месту регистрации в РФ, обращалась в Центр, предоставляя сведения с места жительства, также ей представлена справка о не получении пенсии с военного комиссариата города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Ревина И.В. в Военном комиссариате города <адрес> на учете не состоит, пенсия по линии Министерства обороны <адрес> ей не назначалась и не выплачивалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что истец представила достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что она постоянно проживала на территории города Севастополя, в связи с чем, подтверждается факт ее постоянного проживания с моменту регистрации и по настоящее время на территории города Севастополя по адресу <адрес>, таким образом, заявленные исковые требования Ревиной И.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

р е ш и л :

Исковые требования Ревиной Ирины Владимировны к Военному комиссариату города Севастополя о признании действий незаконными, возложении обязанности возобновить пенсионные начисления (выплату пенсии) – удовлетворить.

Признать незаконными действия Военного комиссариата города Севастополя о принятии решения по прекращению выплаты пенсии Ревиной Ирине Владимировне с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Военный комиссариат города Севастополя возобновить выплату пенсии Ревиной Ирине Владимировне с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения составлен 03 ноября 2020 года.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                    Н.Н. Кныш

2-3667/2020 ~ М-3090/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ревина Ирина Владимировна
Ответчики
Военный комиссариат г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Кныш Наталья Николаевна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2020Передача материалов судье
14.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее