Решение по делу № 2-30/2017 (2-1182/2016;) ~ М-1407/2016 от 24.11.2016

2-1-30/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2017 года                                  город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Ерохиной И.В.

при секретаре Неретиной Е.Г.,

с участием представителя истца по доверенности Карпунькиной Е.С.,

представителя ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Миронченко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова В. А. к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Потапов В.А. обратился в суд с иском о предоставлении ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.Балашове по договору социального найма на состав семьи из двух человек, не менее нормы предоставления, с учетом права на дополнительную жилую площадь. В обоснование заявленных требований указал на то, что по акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и на основании распоряжения и.о.главы Балашовского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ квартира, находящаяся в его собственности, по адресу: <адрес>, признана непригодной для постоянного проживания и несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению. На обращение Потапова В.А. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Балашовского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в настоящее время в реестре муниципального жилищного фонда Балашовского муниципального района свободных жилых помещений, отвечающих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской. Ссылается податель иска на положения ч.2 ст.57 ЖК РФ и на Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь», представляющие право претендовать на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади, поскольку является лицом, страдающим заболеванием, приведенным в таком Перечне. Просил истец учесть, что в спорной квартире зарегистрирована его супруга, а потому рассчитывает на получение жилого помещения на семью из двух человек.

В судебное заседание истец Потапов В.А. не явился, о его слушании надлежаще извещен.

Представитель истца по доверенности Карпунькина Е.С. поддержала в судебном заседании исковые требования по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности Миронченко С.С. возражал против иска в части площади положенной истцу квартиры, поскольку полагал, что переселение из признанных непригодными для проживания жилых помещений носит компенсационный характер, а потому истцу должно быть предоставлено жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащий удовлетворению.

Установлено в судебном заседании, что Потапов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой групп по общему заболеванию, дата установления инвалидности ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ.

По заключению врача-консультанта и заведующего поликлиникой ГУЗ СО «Балашовская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ Потапов В.А. при передвижении пользуется креслом-коляской, имеет право на получение дополнительной жилой площади.

В индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области», филиал – бюро (карта к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ), прописан перечень технических средств реабилитации Потапова В.А.: пеленка абсорбирующая, памперсы и кресло-коляска.

На основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Потапов В.А. приобрел и является собственником однокомнатной квартиры, площадью 14,6 кв.м., расположенной на втором этаже по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данная комиссия, руководствуясь п.54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , приняла решение о несоответствии вышеуказанного жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признании его непригодным для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской.

Отмечено в таком акте, что жилой <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию в 1917 году, в целом имеет элементы благоустройства: электроснабжение, газоснабжение, индивидуальное печное и газовое отопление, процент износа составляет – 71.

Входная группа и деревянная лестница, ведущая на второй этаж не приспособлена для использования маломобильным группам населения, технические приспособления, позволяющие поднять кресло-коляску на второй этаж дома, отсутствуют. Квартира Потапова В.А. находится в не соответствующем санитарным нормам состоянии, внутренняя отделка помещений квартиры, оконные и дверное заполнения, потолок имеют значительные повреждения.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодной для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской.

Распоряжением и.о.главы Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р однокомнатная квартира, общей площадью 14,6 кв.м., жилой – 7,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Как следует из материалов дела на данной жилплощади зарегистрированы сам истец и его супруга ФИО6 (справка ООО «УК «ЖИЛСТРОЙ 1» от ДД.ММ.ГГГГ).

Истец обратился в администрацию Балашовского муниципального района <адрес> с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения.

В ответ глава Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ Потапов В.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, однако в настоящее время в реестре муниципального жилищного фонда Балашовского муниципального района отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской. При выявлении такового, Потапов В.А. будет дополнительно уведомлен.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление такой категории граждан жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).

Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Следовательно, основанием предоставления жилых помещений по договорам социального найма за счет муниципального жилищного фонда, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Между тем для отдельных категорий граждан, в том числе и для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ). Данный вывод согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение, в соответствии с которым устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение).

Предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации также за счет муниципального жилищного фонда.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 12 апреля 2011 года № 561-О-О, по своему конституционно-правовому смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставление гражданам жилых помещений вне очереди в порядке ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает обязательного включения их в какую-либо очередь. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в случаях, предусмотренных указанной нормой во внеочередном порядке, относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.

Конституция РФ (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).

В силу указанной нормы инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с Жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2016 года), а предусмотренное законом соответствующее право инвалидов подлежит реализации через органы местного самоуправления, что следует из положений ч.2 ст. 49, п.1 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, ч.3 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениями Жилищного кодекса РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч.3 ст.17 Закона №181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

Кроме этого суд учитывает, что согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» предусмотрен перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 27 июля 1996 года № 901 Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, которыми устанавливается порядок предоставления льгот инвалидам по обеспечению жилой площадью (далее - Правила).

Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке данный пункт Правил не устанавливает.

Анализ приведенных положений закона в совокупности с правилом п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, устанавливающей право граждан на внеочередное обеспечение жильем в случае проживания в помещении, непригодном для проживания, а равно как и не подлежащим ремонту и реконструкции, указывает на то, что по делам, связанным с правами инвалидов на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Данный вопрос включает в себя как исследование факта состояния гражданина на жилищном учете, так и проверку наличия у него оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении с учетом инвалидности гражданина.

Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Квартира истца, в которой помимо него зарегистрирована его супруга, признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодной для проживания (распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанная в приведенной выше норме права категория граждан, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

При этом ни ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, ни Правила как специальные нормы не связывают право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, что соответствует положениям закона об обеспечении инвалидов жильем, несмотря на то, что такое обеспечение производится в порядке ч. 2 ст.49 ЖК РФ.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При этом в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности, что также должно быть учтено при представлении жилого помещения семье истца.

Распоряжением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Потапов В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значился он под номером 697 (извещение от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из материалов дела, Потапов В.А. имеет заболевание опорно-двигательной системы, требующие применения инвалидных кресел-колясок, входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь.

Согласно пункту 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

С учетом установленных обстоятельств по делу суд приходит к выводу, что Потапову В.А. на состав семьи из двух человек: Потапова В.А., ФИО6 (жена) органом местного самоуправления должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не менее нормы предоставления, с учетом площади жилого помещения, находящегося у Потапова В.А. в собственности, и его права на дополнительную жилую площадь.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Потапова В. А. к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области предоставить Потапову В. А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Балашове по договору социального найма на состав семьи из двух человек, не менее нормы предоставления, с учетом площади жилого помещения, находящегося у Потапова В.А. в собственности, и его права на дополнительную жилую площадь.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Балашовский районный суд.

Председательствующий                     И.В.Ерохина

2-30/2017 (2-1182/2016;) ~ М-1407/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапов Вячеслав Анатольевич
Ответчики
Администрация БМР Саратовской области
Суд
Балашовский районный суд Саратовской области
Судья
Ерохина Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
balashovsky--sar.sudrf.ru
24.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2016Передача материалов судье
29.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016Подготовка дела (собеседование)
14.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2017Судебное заседание
19.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.03.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
14.04.2017Дело оформлено
14.04.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее