Дело №2-12178/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 08 декабря 2016 года
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре ФИО125,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО37, ФИО38, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2; ФИО39, ФИО40, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3; ФИО4, ФИО5, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО6, ФИО7, ФИО8; ФИО41, ФИО42, ФИО43, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10; ФИО44, ФИО45, действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО11; ФИО46, ФИО12, ФИО48, ФИО49; ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО120; ФИО54, ФИО55, ФИО56; ФИО57, ФИО58; ФИО59, ФИО60; ФИО61, ФИО62, ФИО63, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО13; ФИО64, ФИО65; ФИО66, ФИО67; ФИО68; ФИО69, ФИО70, ФИО71; ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75; ФИО14; ФИО77, ФИО78; ФИО15, ФИО80, ФИО16, ФИО81; ФИО17, ФИО18, ФИО19, действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери – ФИО20, ФИО85, ФИО86; ФИО21, ФИО88, ФИО89, действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО22; ФИО23, ФИО91, ФИО24; ФИО25; ФИО26, ФИО92; ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО27, ФИО97, ФИО98, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО28, ФИО29; ФИО99; ФИО100, ФИО101; ФИО102, ФИО103, ФИО104; ФИО105, ФИО106, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей - ФИО30; ФИО107; ФИО31, ФИО108, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО32; ФИО109, ФИО33; ФИО34, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО35; ФИО114, ФИО115, ФИО116; ФИО117; ФИО118, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО36 к Правительству Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании ситуации, связанной со взрывом боеприпасов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГг. чрезвычайной, взыскании единовременной материальной помощи, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО37, ФИО38, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2; ФИО39, ФИО40, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3; ФИО4, ФИО5, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО6, ФИО7, ФИО8; ФИО41, ФИО42, ФИО43, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10; ФИО44, ФИО45, действующая за себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО11; ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49; ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53; ФИО54, ФИО55, ФИО56; ФИО57, ФИО58; ФИО59, ФИО60; ФИО61, ФИО62, ФИО63, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО13; ФИО64, ФИО65; ФИО66, ФИО67; ФИО68; ФИО69, ФИО70, ФИО71; ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75; ФИО76; ФИО77, ФИО78; ФИО79, ФИО80, ФИО16, ФИО81; ФИО82, ФИО83, ФИО84 действующая за себя и своей несовершеннолетней дочери – ФИО20; ФИО85, ФИО86; ФИО87, ФИО88, ФИО89, действующий за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО22; ФИО90, ФИО91, ФИО24; ФИО25; ФИО26, ФИО92; ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО28, ФИО29; ФИО99; ФИО100, ФИО101; ФИО102, ФИО103, ФИО104; ФИО105, ФИО106, действующий за себя и своих несовершеннолетних детей - ФИО30; ФИО107; ФИО31, ФИО108, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО32; ФИО109, ФИО33; ФИО34, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, действующаяза себя и своих несовершеннолетних детей ФИО35; ФИО114, ФИО115, ФИО116; ФИО117; ФИО118, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО36 обратились в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании ситуации, связанной со взрывом боеприпасов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГг. чрезвычайной, взыскании единовременной материальной помощи, судебных расходов.
В обоснование иска указали на то, что в результате взрыва, произошедшего 03.06.2015 года на складах артиллерийского вооружения Центрального военного округа Министерства обороны Российской федерации, расположенных на окраине села Урман муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, произошла детонация боеприпасов.
В результате взрывов боеприпасов на военном складе были эвакуированы жители поселка Урман, проживающее рядом со складами боеприпасов Минобороны. В результате чего ГУ МЧС РФ по РБ был создан оперативный штаб. ФИО119 акту о возможном причинении вреда имуществу населенному пункту Урман от 04.06.2015 года, подписанному комиссией в составе зам. премьер-министра председателя КЧСиОПБ РБ ФИО126, И.о. начальника Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России генерал-майор внутренней службы ФИО127, генерального директора ООО «Вторметалл» ФИО128., в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 03.06.2015 года на территории бывшей ВЧ 67684 произошли несанкционированные взрывы хранившихся снарядов.
ФИО119 администрации муниципального района Иглинский район РБ № 99-Р от 03.06.2015 года на территории муниципального района Иглинский район введен режим чрезвычайной ситуации.
На месте происшествия работали силы и средства федеральной и территориальной подсистем РСЧС.
Постановление Правительства РБ от 06.06.2001 года № 118 утверждено Положение о прядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Подпунктом «6» пункта 4.1. положения предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи (в редакции Постановления Правительства РБ от 13.02.2013 № 42), из расчета по 5 000 руб. на человека.
Истцы просят признать ситуацию, связанную со взрывом боеприпасов в п.Урман 03.06.2015 года, чрезвычайной; взыскать с ответчиков в пользу истцов денежную сумму в качестве единовременной материальной помощи по 5 000 рублей; взыскать в равных долях понесенные расходы за оказание материальной помощи в размере 5 000 рублей.
Истцы в судебное заседание не явились, от них в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Интересы истцов в судебном заседании представляла по доверенности ФИО129, которая поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Правительства РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка. Из письменных возражений на иск следует, что Правительство РБ не согласно с исковыми требованиями, поскольку эвакуированным гражданам (истцам) ущерб здоровью и их имуществу причинен не был. Несмотря на введение на муниципальном уровне режима чрезвычайной ситуации, однако ни одно из последствий, являющихся основанием для признания данной ситуации чрезвычайной, не наступило. Администрация муниципального района Иглинский район РБ с обращением, содержащим сведения о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средствах заявителей и т.д., в Правительство РБ не обращалось. Вопрос о выделении средств из резервного фонда по данному факту в Правительстве РБ не рассматривался.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Иглинский район РБ ФИО130 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, мотивировав тем, что условия для признания ситуации чрезвычайной, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в событии 03.06.2015 года на территории сельского поселения Урманский сельсовет МР Иглинский район, не имелись, поскольку в результате взрывов не было установлено людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь. В распоряжении, вынесенном администрацией МР Иглинский район РБ от 03.06.2015 года, таких показателей не установлено. Согласно акту о возможном причинении вреда имуществу населенному пункту Урман, снаряды и осколки от разрывов за пределы обваловки территории хранения снарядов не вылетали, по состоянию на 18.00 час. (МСК) 03.06.2015 года обстановка стабилизировалась, открытого огня нет. Режим чрезвычайной ситуации был введен Распоряжение главы администрации МР Иглинский район РБ в целях недопущения больших неблагоприятных последствий. В действительности ситуация не была чрезвычайной, так как погибших или получивших вред здоровья не было, ущерба окружающей природной среде не зафиксировано. Поэтому оснований для выплаты истцам единовременной материальной помощи в результате ЧС не было.
Представитель третьего лица ООО «Вторметалл» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МЧС России ФИО131 в судебном заседании также возражала против удовлетворения требований истцов, мотивировав доводами, аналогичными возражениям Правительства РБ, также пояснив, что основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства РБ, в котором указывается общий размер ассигнований и сумма финансирования отдельных мероприятий. Правительство РБ не выносило такое решение об осуществлении денежных выплат жителям п.Урман Иглинского района в связи с событиями 03.06.2015 года, поскольку основания для указанных выплат отсутствовали. Считает требования истцов о взыскании в счет выплаты единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации являются неправомерными. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район РБ, Министерство Финансов РБ, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определи рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Постановление № 304) указано, что все чрезвычайные ситуации подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Распоряжением Главы администрации MP Иглинский район Республики Башкортостан от 03.06.2015 № 99-р с 13 часов 30 минут 03 июня 2015 года на территории сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район был введён режим «Чрезвычайной ситуации».
Количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в распоряжении не установлено.
Однако, как показало дальнейшее развитие событий, имевшие место взрывы ни к одному из последствий, позволявших отнести их к одному из видов ситуации, указанных в Постановлении № 304 от 21.05.2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не привели.
Более того, в абз. 3, 4 п. 3 Акта о возможном причинении вреда имуществу населённому пункту Урман указано, что снаряды и осколки от разрывов за пределы территории хранения снарядов не вылетали. По состоянию на 18.00 (мск) 03.06.2015 обстановка стабилизировалась, открытого огня нет.
Решением Совета Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 17.11.2005 года утверждено положение о порядке расходования средств резервного фонда Администрации муниципального района Иглинский район.
Согласно п.4 указанного Положению о порядке расходования средств резервного фонда Администрации муниципального района Иглинский район средства резервного фонда расходуются на финансирование проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуации, имевших место в текущем финансовом году.
Как следует из справки финансового управления администрации муниципального района Иглинский район РБ № 180 от 26.10.2016 года, решением Совета муниципального района Иглинский район РБ от 18.12.2014 года № 537 Й «О бюджете муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» не предусмотрено финансирование на осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее - Правила). В пункте 1 Правил установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
В п.п. 1.1. и 1.2. действовавшего на тот момент «Положения о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждённых Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.06.2001 №118 (далее - Положение) указано, что настоящее положение определяет порядок формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд). Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Республики Башкортостан, в котором указывается общий размер ассигнований и сумма финансирования отдельных мероприятий.
В п. 3.1. Положения указано, что финансирование мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, органов государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств органы государственной власти Республики Башкортостан и местного самоуправления не позднее одного месяца со дня возникновения ЧС могут обратиться в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении средств из резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального уровней в соответствии с установленной классификацией ЧС.
В соответствии с п. 3.6. Положения выделение средств для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Башкортостан.
Средства резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью) (подпункт 6 п. 4.1. Положения).
В соответствии с пп. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены должны принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с таким обращением в Правительство РБ не обращалось. Вопрос о выделении средств из резервного фонда по данному факту в Правительстве РБ не рассматривался.
Правительством Республики Башкортостан такое решение в данном случае не принималось, ввиду отсутствия предпосылок и оснований к этому.
На основании изложенного, учитывая, что истцам не был причинен какой-либо материальный вред, связанный со взрывами, произошедшими 03.06.2015 года на территории бывшей воинской части № 67684, суд считает, что у ответчиков Правительства РБ и администрации муниципального района Иглинский район РБ отсутствуют основания для осуществления выплаты истцам единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, требования истцов о взыскании с ответчиков единовременной материальной помощи в результате взрывов, произошедших 03.06.2015 года на территории бывшей воинской части № 67684, являются неправомерными.
Доводы представителя истцов ФИО129 о том, что для осуществления истцам выплат в качестве единовременной материальной помощи достаточно признания ситуации чрезвычайной, суд находит необоснованным, основанным на ошибочном толковании норм права, поскольку предусмотренная вышеуказанными нормативными правовыми актами финансовая поддержка направлена на компенсацию ущерба и осуществляется в строгом соответствии с условиями ее предоставления и в установленные сроки. Между тем, в судебном заседании не доказано то обстоятельство, что истцы пострадали при обстоятельствах имевших место 03.06.2015 года. Средства на оказание материальной поддержки пострадавшим лицам носят целевой, индивидуальный характер, выделяются в определенном размере, посписочно.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО37, ФИО38, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2; ФИО39, ФИО40, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО3; ФИО4, ФИО5, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО6, ФИО7, ФИО8; ФИО41, ФИО42, ФИО43, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО10; ФИО44, ФИО45, действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО11; ФИО46, ФИО12, ФИО48, ФИО49; ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО120; ФИО54, ФИО55, ФИО56; ФИО57, ФИО58; ФИО59, ФИО60; ФИО61, ФИО62, ФИО63, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей: ФИО13; ФИО64, ФИО65; ФИО66, ФИО67; ФИО68; ФИО69, ФИО70, ФИО71; ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75; ФИО14; ФИО77, ФИО78; ФИО15, ФИО80, ФИО16, ФИО81; ФИО17, ФИО18, ФИО19, действующей за себя и своей несовершеннолетней дочери – ФИО20, ФИО85, ФИО86; ФИО21, ФИО88, ФИО89, действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО22; ФИО23, ФИО91, ФИО24; ФИО25; ФИО26, ФИО92; ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО27, ФИО97, ФИО98, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО28, ФИО29; ФИО99; ФИО100, ФИО101; ФИО102, ФИО103, ФИО104; ФИО105, ФИО106, действующего за себя и своих несовершеннолетних детей - ФИО30; ФИО107; ФИО31, ФИО108, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО32; ФИО109, ФИО33; ФИО34, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО35; ФИО114, ФИО115, ФИО116; ФИО117; ФИО118, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО36 к Правительству Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании ситуации, связанной со взрывом боеприпасов в <адрес> ДД.ММ.ГГГГг. чрезвычайной, взыскании единовременной материальной помощи, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.