Дело № 2а-1157/2021
УИД 36RS0002-01-2020-007266-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области - Алексеевой В.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
административного ответчика - Кустова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области к Кустову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу, пени,
У с т а н о в и л:
МИФНС России № 1 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Кустову А.А. в котором с учетом уточненных требований просит взыскать задолженность за 2018 год по земельному налогу в размере 63 978 руб., пени по земельному налогу в размере 2592,02 руб., задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц в размере 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 31,43 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в <адрес> и <адрес>. Согласно направленным в адрес административного ответчика налоговым уведомлениям имущественный и земельный налог уплачен не был, в связи с чем начислены пени. Кустову А.А. выставлено требование об уплате истребуемых сумм налогов, пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила (л.д. 4-15, 128-138).
Представитель административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области Алексеева В.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 126, 127), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Кустов А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что земельный налог исчислен из неверной кадастровой стоимости земельных участков (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№) и (№), по адресу 394087, <адрес>, также пояснил, что по отдельным земельным участкам налоговым органом был применен повышающий коэффициент, что является неверным. Кроме того, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.10.2020 с него взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 – 2017 г.г., пени по земельному налогу, решение суда вступило в законную силу. Таким образом, полагает, что повторное взыскание земельного налога за 2016 г. является неправомерным, представлены письменные возражения (л.д. 139).
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, материалы дела №2а-1270/2020 по заявлению Межрайонной ИФНС №1 по Воронежской области к Кустову А.А. о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, административное дело №2а-3914/2020 по иску МИФНС России №1 по Воронежской области к Кустову А.А. о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется каккадастровая стоимостьземельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии состатьей 389настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельнымзаконодательствомРоссийской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Установлено и подтверждается материалами дела, что в налоговом периоде 2016г.-2018г. административный ответчик являлся собственником объектов недвижимости: жилые дома (№), по адресу: <адрес>, уд. <адрес>, <адрес>; земельных участков: (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д<адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д<адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>; (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№), (№), по адресу <адрес> (л.д. 78-97).
В адрес административного ответчика с соблюдением требований ст. 52 НК РФ заказным письмом налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 26.09.2019 №37124070 об уплате земельного налога, налога на имущество, в котором также произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №40207141 за 2016 г. за земельный участок (№) (№), по адресу 396005, <адрес> и за земельный участок (№), по адресу <адрес> (л.д. 17-19, 20).
Согласно указанному налоговому уведомлению имущественный и земельный налог административным ответчиком уплачен не был, в связи с чем в порядке ст. 75 НК РФ налоговым органом Кустову А.А. начислены пени (л.д. 31-33).
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается всуд общей юрисдикцииналоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнениятребования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечениясрока исполнениятребования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии сзаконодательствомоб административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
24.12.2019 МИФНС России № 1 по Воронежской области Кустову А.А. выставлено требование №51387 об уплате в срок до 03.02.2020 задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общей сумме 69920 руб., пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общей сумме 313,47 руб. (л.д. 34), 08.02.2020 МИФНС России № 1 по Воронежской области Кустову А.А. выставлено требование №23926 об уплате в срок до 02.04.2020 пени по налогу на имущество и земельному налогу в общей сумме 2654,09 руб. (л.д. 29) которое в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены административному ответчику заказными письмами (л.д. 30,39). Кроме того, требование №51387 выгружено в личный кабинет налогоплательщика Кустова А.А. (л.д. 37-38).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной недоимки налоговый орган обратился к мировому судье 22.07.2020, то есть срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 22.07.2020 судебный приказ был отменен (л.д. 16). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась 17.12.2020 (л.д. 49), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Вместе с тем, согласно налоговому уведомлению №37124007 от 26.09.2019 налоговый орган произвел перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №40207141 за 2016 г. за земельный участок (№), по адресу 396005, <адрес> земельный участок (№), исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) 1539120 руб. в сумме к доплате 6946 руб. и за земельный участок (№), по адресу <адрес>, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) 8762118 руб. в сумме к доплате 35049 руб. (л.д. 17-19, 20). Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании перерасчета по земельному налогу за 2016 г. по указанным двум земельным участкам в общей сумме 41995 руб. по следующим основаниям.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.10.2020 административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Кустову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности за 2016-2017г.г. по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворены. С Кустова Александра Анатольевича доход бюджета взыскана задолженность за 2016-2017 г.г. по земельному налогу в сумме 40601 руб., по налогу на имущество физических лиц 584 руб., пени по земельному налогу в сумме 3074,73 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 13,61 руб., а всего 44273 (сорок четыре тысячи двести семьдесят три) рубля 34 коп. Решение суда вступило в законную силу 09.02.2021.
Указанным решением установлено, что стоимость земельных участков, исходя из сведений о кадастровой стоимости составляла: по земельному участку (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№) на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1539120,16 руб., на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1539120,16 руб.; по земельному участку (№), по адресу 394087, <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ) – 8762 118,75 руб., на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1495138,62 руб.
Также решением установлено, что расчет административных исковых требований, приведенного истцом в административном иске, расчет и перерасчет земельного налога (в том числе за 2015 год) по спорным земельным участкам за истребуемый период произведен из верной кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ пункт 2.1, которым дополнена статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу с 01 января 2019 года.
Налоговое уведомление №37124070 от 26.09.2019 направлено административном ответчику после вступления в силу пункта 2.1 ст. НК РФ, таким образом, налоговой орган не имел оснований для увеличения ранее уплаченных сумм земельного налога.
Следует также указать и на то обстоятельство, что МИФНС №1 по Воронежской области обращалась к мировому судье судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 годы, в то время как при рассмотрении настоящего дела фактически просит взыскать задолженность (перерасчет) по земельному налогу за 2016 г.
Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств того, что имелись основания для перерасчета земельного налога в отношении вышеприведенных земельных участков при условии их своевременного обращения в суд о взыскании задолженности за 2016 г. В нарушение требований налогового законодательства МИФНС России №1 по Воронежской области путем повторного выставления налогового уведомления произвольно увеличила сроки принудительного взыскания.
Административный ответчик в обоснование своих возражений указывает на то, что к земельным участкам (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>, (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес> неправомерно применен повышающий коэффициент 2, поскольку одним из видов разрешенного использования является рекреационное назначение.
С указанным доводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 15 названной статьи установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе.
К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).
В судебном заседании административный ответчик Кустов А.А. пояснил, что никакого строительства на данных земельных участках им не осуществляется, доказательств, что на участках ведется рекреационная деятельность не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о правильности применения МИФНС №1 повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствует установленным по делу обстоятельствам относительно вида разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что пени по земельному налогу в размере 2592,02 руб. взысканию с ответчика не подлежат по следующим основаниям.
Как указано выше, по общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Исходя из требований №23926 от 08.02.2020 и №51387 от 24.12.2019 невозможно определить период за который рассчитаны пени и сумму на которую они рассчитаны, в связи с чем у суда отсутствует возможность проверить правильность произведенного истцом расчета.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В настоящее время задолженность Кустова А.А. по земельному налогу за 2018 г. составляет 21983 руб., по налогу на имущество физических лиц 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 31,43 руб., а всего 22474 рубля 43 копейки, который проверен судом, является арифметически верным, ответчиком не оспорен, в связи с чем данные суммы подлежат взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации изаконодательствомоб административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Размер государственной пошлины с учетом положений ч. 6 ст. 52 НК РФ, подлежащей взысканию составит 874 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области удовлетворить частично.
Взыскать с Кустова Александра Анатольевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> доход бюджета задолженность за 2018 г. по земельному налогу в сумме 21 983 руб., по налогу на имущество физических лиц 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 31,43 руб., а всего 22 474 (двадцать две тысячи четыреста семьдесят четыре) рубля 43 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кустова Александра Анатольевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> госпошлину в доход федерального бюджета в размере 874 (восемьсот семьдесят четыре) руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 29.03.2021.
Дело № 2а-1157/2021
УИД 36RS0002-01-2020-007266-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области - Алексеевой В.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
административного ответчика - Кустова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области к Кустову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу, пени,
У с т а н о в и л:
МИФНС России № 1 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Кустову А.А. в котором с учетом уточненных требований просит взыскать задолженность за 2018 год по земельному налогу в размере 63 978 руб., пени по земельному налогу в размере 2592,02 руб., задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц в размере 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 31,43 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в <адрес> и <адрес>. Согласно направленным в адрес административного ответчика налоговым уведомлениям имущественный и земельный налог уплачен не был, в связи с чем начислены пени. Кустову А.А. выставлено требование об уплате истребуемых сумм налогов, пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила (л.д. 4-15, 128-138).
Представитель административного истца МИФНС России № 1 по Воронежской области Алексеева В.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 126, 127), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Кустов А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что земельный налог исчислен из неверной кадастровой стоимости земельных участков (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№) и (№), по адресу 394087, <адрес>, также пояснил, что по отдельным земельным участкам налоговым органом был применен повышающий коэффициент, что является неверным. Кроме того, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.10.2020 с него взыскана задолженность по земельному налогу за 2016 – 2017 г.г., пени по земельному налогу, решение суда вступило в законную силу. Таким образом, полагает, что повторное взыскание земельного налога за 2016 г. является неправомерным, представлены письменные возражения (л.д. 139).
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, материалы дела №2а-1270/2020 по заявлению Межрайонной ИФНС №1 по Воронежской области к Кустову А.А. о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, административное дело №2а-3914/2020 по иску МИФНС России №1 по Воронежской области к Кустову А.А. о взыскании земельного налога, налога на имущество, пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется каккадастровая стоимостьземельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии состатьей 389настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельнымзаконодательствомРоссийской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Установлено и подтверждается материалами дела, что в налоговом периоде 2016г.-2018г. административный ответчик являлся собственником объектов недвижимости: жилые дома (№), по адресу: <адрес>, уд. <адрес>, <адрес>; земельных участков: (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д<адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес> <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д<адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>; (№), по адресу <адрес>; (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№), (№), по адресу <адрес> (л.д. 78-97).
В адрес административного ответчика с соблюдением требований ст. 52 НК РФ заказным письмом налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 26.09.2019 №37124070 об уплате земельного налога, налога на имущество, в котором также произведен перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №40207141 за 2016 г. за земельный участок (№) (№), по адресу 396005, <адрес> и за земельный участок (№), по адресу <адрес> (л.д. 17-19, 20).
Согласно указанному налоговому уведомлению имущественный и земельный налог административным ответчиком уплачен не был, в связи с чем в порядке ст. 75 НК РФ налоговым органом Кустову А.А. начислены пени (л.д. 31-33).
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается всуд общей юрисдикцииналоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечениясрока исполнениятребования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечениясрока исполнениятребования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии сзаконодательствомоб административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
24.12.2019 МИФНС России № 1 по Воронежской области Кустову А.А. выставлено требование №51387 об уплате в срок до 03.02.2020 задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общей сумме 69920 руб., пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в общей сумме 313,47 руб. (л.д. 34), 08.02.2020 МИФНС России № 1 по Воронежской области Кустову А.А. выставлено требование №23926 об уплате в срок до 02.04.2020 пени по налогу на имущество и земельному налогу в общей сумме 2654,09 руб. (л.д. 29) которое в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены административному ответчику заказными письмами (л.д. 30,39). Кроме того, требование №51387 выгружено в личный кабинет налогоплательщика Кустова А.А. (л.д. 37-38).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной недоимки налоговый орган обратился к мировому судье 22.07.2020, то есть срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа налоговой инспекцией соблюден. Определением мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 22.07.2020 судебный приказ был отменен (л.д. 16). В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИФНС России №1 по Воронежской области обратилась 17.12.2020 (л.д. 49), т.е. срок обращения в суд данными исковыми требованиями налоговым органом не пропущен.
Вместе с тем, согласно налоговому уведомлению №37124007 от 26.09.2019 налоговый орган произвел перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению №40207141 за 2016 г. за земельный участок (№), по адресу 396005, <адрес> земельный участок (№), исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) 1539120 руб. в сумме к доплате 6946 руб. и за земельный участок (№), по адресу <адрес>, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) 8762118 руб. в сумме к доплате 35049 руб. (л.д. 17-19, 20). Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании перерасчета по земельному налогу за 2016 г. по указанным двум земельным участкам в общей сумме 41995 руб. по следующим основаниям.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13.10.2020 административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Кустову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности за 2016-2017г.г. по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворены. С Кустова Александра Анатольевича доход бюджета взыскана задолженность за 2016-2017 г.г. по земельному налогу в сумме 40601 руб., по налогу на имущество физических лиц 584 руб., пени по земельному налогу в сумме 3074,73 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 13,61 руб., а всего 44273 (сорок четыре тысячи двести семьдесят три) рубля 34 коп. Решение суда вступило в законную силу 09.02.2021.
Указанным решением установлено, что стоимость земельных участков, исходя из сведений о кадастровой стоимости составляла: по земельному участку (№), по адресу 396005, <адрес>, участок (№) на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1539120,16 руб., на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1539120,16 руб.; по земельному участку (№), по адресу 394087, <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ) – 8762 118,75 руб., на (ДД.ММ.ГГГГ) – 1495138,62 руб.
Также решением установлено, что расчет административных исковых требований, приведенного истцом в административном иске, расчет и перерасчет земельного налога (в том числе за 2015 год) по спорным земельным участкам за истребуемый период произведен из верной кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 334-ФЗ пункт 2.1, которым дополнена статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу с 01 января 2019 года.
Налоговое уведомление №37124070 от 26.09.2019 направлено административном ответчику после вступления в силу пункта 2.1 ст. НК РФ, таким образом, налоговой орган не имел оснований для увеличения ранее уплаченных сумм земельного налога.
Следует также указать и на то обстоятельство, что МИФНС №1 по Воронежской области обращалась к мировому судье судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 годы, в то время как при рассмотрении настоящего дела фактически просит взыскать задолженность (перерасчет) по земельному налогу за 2016 г.
Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств того, что имелись основания для перерасчета земельного налога в отношении вышеприведенных земельных участков при условии их своевременного обращения в суд о взыскании задолженности за 2016 г. В нарушение требований налогового законодательства МИФНС России №1 по Воронежской области путем повторного выставления налогового уведомления произвольно увеличила сроки принудительного взыскания.
Административный ответчик в обоснование своих возражений указывает на то, что к земельным участкам (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>, (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес>; (№), по адресу <адрес>, д. Кулешовка, <адрес> неправомерно применен повышающий коэффициент 2, поскольку одним из видов разрешенного использования является рекреационное назначение.
С указанным доводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 15 названной статьи установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в удовлетворении потребностей граждан в отдыхе.
К землям рекреационного назначения также относятся земельные участки, на которых находятся такие объекты, как дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, и прочие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).
В судебном заседании административный ответчик Кустов А.А. пояснил, что никакого строительства на данных земельных участках им не осуществляется, доказательств, что на участках ведется рекреационная деятельность не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о правильности применения МИФНС №1 повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствует установленным по делу обстоятельствам относительно вида разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что пени по земельному налогу в размере 2592,02 руб. взысканию с ответчика не подлежат по следующим основаниям.
Как указано выше, по общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 N 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Исходя из требований №23926 от 08.02.2020 и №51387 от 24.12.2019 невозможно определить период за который рассчитаны пени и сумму на которую они рассчитаны, в связи с чем у суда отсутствует возможность проверить правильность произведенного истцом расчета.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В настоящее время задолженность Кустова А.А. по земельному налогу за 2018 г. составляет 21983 руб., по налогу на имущество физических лиц 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 31,43 руб., а всего 22474 рубля 43 копейки, который проверен судом, является арифметически верным, ответчиком не оспорен, в связи с чем данные суммы подлежат взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации изаконодательствомоб административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Размер государственной пошлины с учетом положений ч. 6 ст. 52 НК РФ, подлежащей взысканию составит 874 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области удовлетворить частично.
Взыскать с Кустова Александра Анатольевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> доход бюджета задолженность за 2018 г. по земельному налогу в сумме 21 983 руб., по налогу на имущество физических лиц 460 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 31,43 руб., а всего 22 474 (двадцать две тысячи четыреста семьдесят четыре) рубля 43 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Кустова Александра Анатольевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> госпошлину в доход федерального бюджета в размере 874 (восемьсот семьдесят четыре) руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 29.03.2021.