Дело № 2-1472/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 апреля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
при секретаре Серикове Р.В.,
с участием истца Ч,, представителя истца Представитель1, представителя ответчика Представитель2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ч, обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, в обоснование которого указала, что *** года она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии за работу, связанную с лечебной деятельностью. Решением Пенсионного фонда истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в виду отсутствия специального стажа на дату обращения с заявлением. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения Ч, на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года; период нахождения в командировке с *** года по *** года; периоды работы с *** года по *** года в войсковой части *** в должности врача ***, с *** года по *** года, с *** года по *** года в ГАУЗ АО Белогорская больница в должности заведующей ***. С решением Пенсионного фонда истец не согласна, считает его незаконным.
В ходе производства по делу в силу ст. 39 истец уточняла исковые требования, Ч, просила суд признать решение комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в г. Благовещенске Амурской области № *** от *** года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года; в командировке с *** года по *** года; периоды работы с *** года по *** года в войсковой части *** в должности врача ***, с *** года по *** года, с *** года по *** года в ГАУЗ АО Белогорская больница в должности заведующей ***; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в г. Благовещенске Амурской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с *** года, произвести соответствующие выплаты.
Истец, представитель истца в ходе судебного заседания поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении, привели доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика предъявленные требования не признала, суду пояснила, что *** года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии за работу, связанную с лечебной деятельностью. На момент обращения Ч, в пенсионный фонд страховой стаж составлял *** дней, специальный – *** дней. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в командировках в соответствии с Постановлением п. 5 № 516, разъяснением Минтруда от *** года. Период работы истца в должности врача *** в Войсковой части *** не был включен в связи с тем, что наименование учреждения в/ч *** не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения от *** года № ***, применяемой к списку ***, а также Списками ***, ***. Период работы Ч, в должности заведующей *** ГАУЗ «*** больница» также не был включен в подсчет специального стажа, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком ***, Списком *** предусмотрены руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность. Факт осуществления врачебной деятельности не подтвержден. На основании изложенного, представитель ответчика полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается заявлением Ч,, протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от *** года, ***г. истец обратилась в УПФР в городе Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от *** года Ч, в подсчет специального стажа не были включены периоды работы: с *** года по *** года в войсковой части *** в должности врача *** по причине того, что наименование учреждения в/ч *** не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения от *** года № ***, применяемой к списку ***,аа также Списками ***, ***; с *** года по *** года, с *** года по *** года в ГАУЗ АО Белогорская больница в должности заведующей *** в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено Списком ***, Списком *** предусмотрены руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность; факт осуществления врачебной деятельности не подтвержден; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, в командировке с *** года по *** года, в соответствии с Постановлением № 516 п. 5, разъяснением Минтруда от *** года.
Данным протоколом установлено, что страховой стаж Ч, на дату подачи заявления составил *** дней, специальный стаж – *** дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии истцу было отказано.
С указанным решением ГУ УПФР в г. Благовещенске Ч, в части не включения в специальный стаж перечисленных периодов работы в календарном исчислении не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Рассматривая вопрос о правомерности не включения ответчиком в специальный стаж истца спорных периодов, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно трудовой книжке истца ***, заполненной *** года, справкам, уточняющим занятость истца ГБУЗ АО «*** больница» от *** года № ***, ГБУЗ «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» от *** года № ***, ФКУЗ МСЧ МВД России по Амурской области от *** года № ***, ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» от *** года № *** в рассматриваемые периоды истец находилась на курсах повышения квалификации, в командировках. Из материалов дела усматривается, что в указанные периоды работы работодатель уплачивал за истца Ч, страховые взносы.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 30, 31 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.ст. 3, 11, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. пенсия назначается лицам, имеющим определенный страховой стаж, в течение которого им уплачивались страховые взносы.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы в силу п. 2 ст. 30 данного Федерального закона устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации в период с *** года по *** года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, в командировке с *** года по *** года, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Минтруда РФ от 15 июня 1995 года № 31 предусматривается, что за работниками предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности за время их обучения (профессиональной подготовки, переподготовки кадров, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) с отрывом от работы сохраняется заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с изложенным суд полагает, что периоды работы, когда Ч, находилась на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, в командировке с *** года по *** года, подлежат зачету в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включены ответчиком в указанный стаж.
Рассматривая требование Ч, о неправомерном исключении из специального стажа периода работы с *** года по *** года в должности врача *** Войсковой части ***, суд приходит к следующему.
До 01.10.1993 года действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"). Данным Постановлением был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, в пп. 1 п. 2 которого в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, а в разделе "Наименование должностей" - профессии "врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры» - все независимо от наименования должности. При этом в примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России N 377 от 15.10.1999 г., и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России N 395 от 03.11.1999 г., соответственно поименованы должность врача ***, отнесенная к среднему медицинскому персоналу, и здравпункты.
В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г., в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается работа во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности, в том числе в должности врача ***.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., в специальный стаж работы засчитывается работа в должности врача ***, в том числе, в здравпунктах (врачебных, фельдшерских), являющихся структурными подразделениями организаций.
При данных обстоятельствах, период работы Ч, в должности врача *** в войсковой части *** подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Рассматривая требование Ч, о включении в специальный страж периодов работы с *** года по *** года, с *** года по *** года в должности заведующей *** ГАУЗ АО «*** больница», суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ», утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, и порядок исчисления сроков выслуги лет для назначения указанной пенсии. В указанный список включены должности врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 400-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Из п. 2 указанного Постановления усматривается, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, за периоды работы до 01.11.1999 года предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, независимо от наименования должности.
Закрепляя в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода).
В соответствии с положением п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно п. 17 указанного Постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о возникновении у истца права на назначение досрочно трудовой пенсии необходимо учитывать не только вид (тип) учреждения, в котором осуществлялась лечебная деятельность, но и функциональные обязанности по занимаемой должности, характер и условия его работы, а также направление деятельности учреждения, в котором он работает.
Для реализации указанных положений судом исследовался характер осуществляемой истцом лечебной деятельности в должности заведующей *** ГАУЗ АО «*** больница» с *** года по *** года, с *** года по *** года.
Обстоятельства фактического осуществления истом Ч, трудовых обязанностей в указанные периоды подтверждаются пояснениями допрошенных в судебном заседании свидетелей Свидетель1, Свидетель2, Свидетель3, которые подтвердили обстоятельства совместной работы с истцом, а также выполнения ей врачебной деятельности. Показали, что с *** года Ч, работала врачом бактериологом и по совместительству исполняла обязанности заведующей лаборатории. В ее должностные обязанности входило проведение исследований, анализа работы лаборатории, исполнение обязанности врача ***, составление отчетов по работе лаборатории. Основной работой Ч, являлась работа врачом ***.
Каких-либо оснований ставить под сомнение пояснения допрошенных свидетелей у суда не имеется, поскольку обстоятельств, свидетельствующих об их заинтересованности, судом не установлено, кроме того, свидетели были предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307-308 УК РФ. Свидетели являлись непосредственными очевидцами выполнения трудовых обязанностей истцом в спорные периоды непосредственно в ГАУЗ АО «*** больница».
Кроме того, показания свидетелей также подтверждаются архивной справкой о подтверждении трудового стажа Ч, от *** года № ***, согласно которой Ч, переведена на должность заведующей баклабаротории с *** года и на неё была возложена обязанность врача баклаборатории с оплатой должностного оклада.
Должностной инструкцией врача *** установлено, что врач бактериолог обязан осуществлять выполнение бактериологических (серолических) анализов и составление по их результатам заключений; проведение санитарно-бактериологических исследований, подготовку специальных стандартов и средств, контроль госпитальной (внутрибольничной) инфекции; введение в практику рациональных схем антибактериальной терапии и профилактики, контроль за применяемыми лечащими врачами антибиотиками и химиотерапевтическими препаратами; освоение и внедрение новых методов лабораторных исследований, имеющих наибольшую аналитическую и диагностическую надежность и т.д.
Из трудовой книжки Ч, ***, заполненной *** года, справки, уточняющей занятость истца ГБУЗ АО «*** больница» от *** года № ***, следует, что истец работала в должности заведующей *** с *** года по *** года, с *** года по *** года.
Исполнение истцом обязанностей в должности заведующей *** ГАУЗ АО «*** больница» с *** года по *** года, с *** года по *** года как в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения на условиях полного рабочего дня в судебном заседании подтверждено, что не лишает права истца на включение данных периодов в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением истцом медицинской деятельности.
Таким образом, поскольку в ходе разбирательства дела в суде выполнение истцом врачебной деятельности в период ее работы в должности заведующей *** ГАУЗ АО «*** больница» с *** года по *** года, с *** года по *** года нашло свое подтверждение, суд приходит к выводу, что указанные периоды работы подлежат включению в её специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а значит были необоснованно не включены ответчиком.
На основании изложенного, Пенсионным органом в подсчет специального стажа для назначения трудовой пенсии истцу по старости со снижением возраста необоснованно не были включены периоды работы в должности врача *** Войсковой части *** с *** года по *** года; в должности заведующей *** ГАУЗ АО «*** больница» с *** года по *** года, с *** года по *** года; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, в командировке с *** года по *** года, в связи с чем данные периоды подлежат включению в такой стаж, на ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в её специальный стаж.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как указано выше, трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, за назначением трудовой пенсии гражданину необходимо обратиться в установленном законом порядке, представив соответствующее заявление.
При таких обстоятельствах, требования Ч, о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании включить указанные периоды работы в стаж для назначения трудовой пенсии со снижением возраста по льготным основаниям, об обязании назначить пенсию с момента обращения с заявлением, то есть с *** года подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца об обязании УПФР в городе Благовещенске Амурской области произвести соответствующие выплаты, суд находит их необоснованными в связи со следующим.
С заявлением в Пенсионный фонд Ч, обратилась *** года, в котором просила назначить пенсию на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях ", Постановлением Минтруда РФ "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую" пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем за три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено, что на момент первоначального обращения Ч, с заявлением о назначении пенсии *** года всех необходимых документов для назначения пенсии по указанному основанию ей представлено не было, как и не было представлено документов для назначения пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона.
В этой связи суд находит данные требования преждевременными, так как при назначении Ч, пенсии с *** года по подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 173-ФЗ «О страховых пенсиях» у Пенсионного органа возникнет соответствующая обязанность установить размер пенсии и произвести её выплату с *** года.
Таким образом, установив отсутствие нарушения прав Ч, пенсионным органом на момент рассмотрения настоящего дела в данной части исковых требований, суд находит необходимым в удовлетворении иска Ч, об обязании УПФР в городе Благовещенске Амурской области произвести соответствующие выплаты отказать.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из положений ст. ст. 88, 94 ГПК РФ в состав судебных расходов включается государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***, оплаченная истцом при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ч, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фона РФ в г. Благовещенске Амурской области от *** года № *** об отказе в досрочном назначении пенсии по старости Ч,.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж Ч,, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы: в ГАУЗ АО *** больница, заведующий ***, с *** года по *** года, заведующий отделением врач-*** с *** года по *** года, с *** года по *** года; Амурский областной туберкулезный диспансер, врач-*** бактериологической лабораторией с *** года по *** года; ФКУЗ МСЧ МВД России по Амурской области, врач-*** бактериологической лабораторией центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с *** года по *** года, с *** года по *** года; Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания, врач-*** бактериологической лабораторией с *** года по *** года; Войсковая часть ***, врач *** с *** года по *** года; ГАУЗ АО *** больница, заведующий бактериологической лабораторией с *** года по *** года, с *** года по *** года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области назначить Ч, досрочную страховую пенсию по старости с *** года.
Ч, в удовлетворении исковых требований в остальной части об обязании произвести соответствующие выплаты отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области в пользу Ч, расходы по государственной пошлине в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Фирсова
Решение в окончательной форме составлено *** 2017 года.