РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 11 апреля 2012 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Ушанове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Жанны Васильевны к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
у с т а н о в и л:
Власова Ж.В. обратилась в суд с исковым заявлением о назначении досрочной (педагогической) пенсии по тем основаниям, что решением ГУ-Отдел пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК ей отказано в назначении досрочной педагогической пенсии с хх.хх.хх., так как в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх., что составило 42 календарных дня. Отказ мотивирован тем, что работодателем данные периоды не подтверждены как педагогический стаж. При этом, курсы повышения квалификации связаны с ее педагогической деятельностью. За время их прохождения за истицей сохранялась средняя заработная плата, место работы (должность), своевременно производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд. Прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы, что документально закреплено специальными нормативными актами. В исковом заявлении просила суд обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, а также обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с хх.хх.хх..
В судебном заседании Власова Ж.В. заявленные требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Кроме того пояснила, что согласно ст. 21 Трудового Кодекса РФ она имеет право на повышение квалификации. Повышение квалификации является неотъемлемой частью педагогической деятельности, а по итогам прохождения курсов повышения квалификации осуществляется аттестация работников. Также уточнила, что досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью ей назначена с 28.0.2012 года, однако, при включении спорных периодов в льготный стаж, она будет иметь право на назначение досрочной пенсии с хх.хх.хх..
Представитель ГУ-Отдел пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК Якшина А. И., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Пояснила, что при принятии решения ГУ Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК руководствовался подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно ст.13 вышеуказанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными органами. После регистрации на основании сведений индивидуального учета. До даты регистрации истца 18.12.1998 года педагогический стаж истца установлен по трудовой книжке и другим представленным документам. Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица свидетельствует о том, что спорные периоды не относятся к педагогической деятельности. Другими доказательствами подтвердить льготный стаж невозможно. На 15.01.2012 года стаж педагогической деятельности составляет 24 года 10 месяцев 17 дней. С хх.хх.хх. у истицы права на досрочную трудовую пенсию не имеется. В случае включения спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, истец приобрела бы право на указанную пенсию с хх.хх.хх..
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В процессе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно записям в трудовой книжке истец с хх.хх.хх. была принята на работу в ясли-сад № 5 в качестве воспитателя и уволена по переводу хх.хх.хх. в ясли-сад № 8. С хх.хх.хх. и по настоящее время работает в должности воспитателя дошкольной группы в МДОУ ясли-сад № 8.
Истец зарегистрирована с системе государственного пенсионного страхования 18.12.1998 года.
16 января 2012 года истица обратилась в ГУ Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии ГУ - Отдел пенсионного фонда РФ в Лахденпохском районе РК в назначении пенсии Власовой Ж.В. было отказано в связи с отсутствием необходимого для назначения пенсии специального стажа вследствие исключения из него отпуска по уходу за ребенком, отпуска без сохранения заработной платы, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации и исполнения государственных обязанностей (л.д. 6-7).
Из указанного решения Отдела пенсионного фонда следует, что педагогический стаж истца, на момент обращения, составляет 24 года 10 месяцев 17 дней.
В судебном заседании также установлено, что истцу назначена досрочная пенсия с хх.хх.хх.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Исключение ответчиком из педагогического стажа истца остальных периодов, указанных в решении от 16.01.2012 года в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 10 п. 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закона), действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, право на досрочное назначение трудовой пенсии сохраняется за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.п. 19 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из представленных документов истец, в спорные периоды работала в МДОУ ясли-сад № 8 воспитателем дошкольной группы.
Из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, следует, что должность - воспитатель, и учреждение - ясли-сад, относятся к должностям и учреждениям, работа в которых засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии.
Отказывая во включении спорных периодов в специальный стаж, ответчик исходил из того, что на момент обращения истицы за назначением пенсии на основании выписки из лицевого счета спорные периоды не включены в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что в настоящее время установить причину, по которой работодатель (или организация, сдавшая сведения за работодателя) исключил спорные периоды из педагогической деятельности истца, невозможно. При этом, причины могут быть разные.
Из объяснений истицы следует, что в спорные периоды как и до этого она работала с детьми.
Вместе с тем позицию ответчика относительно того, что для назначения истице льготной пенсии по старости не может быть зачтены периоды ее обучения на курсах повышения квалификации, суд считает несостоятельной.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со ст. 26 Закона «Об образовании» в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 года № 1908 утверждено «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Вышеуказанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 24.03.2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», согласно которому целью аттестации также является установление уровня квалификации педагогических работников.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Учитывая, что истец направлялась на курсы повышения квалификации работодателем (л.д. 5,10,11), суд приходит к выводу о том, что исключение из педагогического стажа истца периодов обучения на курсах повышения квалификации с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх. (сорок два дня) является неправомерным. При этом, непредставление работодателем в Отдел Пенсионного фонда сведений о том, что указанные периоды отнесены к льготному (педагогическому стажу), не может, по мнению суда, повлечь для истца неблагоприятных юридических последствий.
Требование истца о включении в льготный стаж периодов работы: с хх.хх.хх. по хх.хх.хх. и с хх.хх.хх. по хх.хх.хх., суд находит излишним, так как, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды включены истцу в педагогический стаж.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым засчитать истцу в специальный (педагогический) стаж, периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из анализа представленных доказательств, судом установлено, что на 16.01.2012 года стаж истца, связанный с осуществлением педагогической деятельности, составлял 25 лет.
Таким образом, 16.01.2012 года у истца возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Власова Ж.В. обратилась в ГУ ОПФ РФ в Лахденпохском районе РК в установленном законом порядке 16.01.2012 года. Указанный факт явствует из копии заявления, адресованного ответчику.
В силу ч. 5 ст. 19 названного закона заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления, поэтому суд считает необходимым установить тот же срок для исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх.; с хх.хх.хх. по хх.хх.хх. в специальный трудовой стаж Власовой Жанны Васильевны, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Государственное учреждение - Отдел пенсионного фонда в Лахденпохском районе РК в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу назначить с хх.хх.хх. Власовой Жанне Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.04.2012 года.
Судья: И.В.Жданкина