Материал № 5-74/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием законного представителя юридического лица в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении - муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №7» - Гузеевой Т.Л.,
государственного инспектора Губахинского городского округа, Кизеловского и Александровского муниципальных районов по пожарному надзору Любимова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протоколы об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГг., в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», предусмотренных ч. ч.1,5 ст.20.04 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В соответствии с распоряжением начальника 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №7» ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. проведена плановая проверка соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности по адресу: <адрес>
По результатам исполнения распоряжения составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГг., а также выписано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением начальника 8 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскому и Александровскому муниципальным районам № от ДД.ММ.ГГГГг. назначена внеплановая проверка на ДД.ММ.ГГГГг. с целью контроля за выполнением предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. №.
По результатам которой составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГг., выписано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
На основании актов проверок должностным лицом, составлены протоколы об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» допустило нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно:
- предел огнестойкости строительных конструкций лестницы (косоуров) менее R 60(СНиП 21-01-97* п.5.18*,табл.4*);
- в санузлах места пересечения противопожарных преград системой канализации выполненной из горючих материалов не обеспечено автоматическим устройством, превращающим распространение продуктов горения по каналам (отсутствуют противопожарные муфты) (123-ФЗ от 22.07.2008г. ст.88 п.14)
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГг. допустило нарушение требований пожарной безопасности, ответственность за которую предусмотрена ч.5 статьи 20.4 КоАП РФ, в частности:
-в лестничных клетках на межэтажных площадках 2 и 3 этажей на путях эвакуации, радиаторы отопления выступают из плоскости стены на высоте менее 2,2 м (СНИП 21-01-97* п.6.32*; СП 1.13139.2009 п.4.4.4);
- эвакуационный выход из подвала не обособлен от общей лестничной клетки СНиП 21-01-97* п.6.9*;
-высота эвакуационного выхода из спортивного зала составляет 1,84 м.(СНиП 21-01-97* п.6.16);
-перед технологическими лестницами, соединяющими спортивный зал с холлом первого этажа, отсутствует тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре (СНиП 21-01-97* п.7.23*)
В судебном заседании законный представитель МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» Гузеева Т.Б. с протоколами об административном правонарушении не согласилась. Пояснила, что в настоящее время нарушения указанные в протоколе об административном правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ устранены. Согласно протокола об административном правонарушении по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ возможно устранение нарушения по установке радиатора отопления в соответствии со СНиП после отключения отопления в школе, остальные нарушения устранить не представляется возможным, поскольку здание старое 1960 года постройки, и существующие в настоящее время требования пожарной безопасности не должны распространяться на данное здание, так как не были предусмотрены техническим паспортом здания школы. Пояснив также, что в 2015г. в спортивном зале школы был проведен ремонт, что подтверждается представленным договором и актом выполненных работ.
Государственный инспектор Любимов Г.А. просит привлечь юридическое лицо - МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, установленных в протоколах об административных правонарушениях.
Суд, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности в связи нарушением требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью3 или 4 настоящей статьи -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок девяносто суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее требований пожарной безопасности.
Техническое урегулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом урегулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012г. № 390 определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание территорий зданий, сооружений, помещений организации и других объектов целях пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действий (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. государственным инспектором Губахинского городского округа, Кизеловского и Александровского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО6 на основании распоряжений № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГг. начальника 8 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Губахинскому городскому округу, Кизеловскиому и Александровскому району ФИО5, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, проведены выездные проверки в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» в сфере обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В ходе проведенных проверок обнаружены вышеуказанные нарушения СНиП 21-01-97*, которые подтверждается следующими документами, составленных с участием представителя юридического лица, директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» :
- протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в области пожарной безопасности в отношении юридического лица - МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7»;
- протоколом № от ДД.ММ.ГГГГг. об административном правонарушении в области пожарной безопасности в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7»;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ
- постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении юридическое лицо - МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.20.4 ч.1,4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей по результатам плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГг.
Указанные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
Оценив в совокупности все доказательства, судья приходит к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административных правонарушений частям 1,5 ст.20.4 КоАП РФ.
При этом, суд считает необходимым согласиться с доводами представителя учреждения об освобождении от административной ответственности за нарушения, предусмотренные протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг., в связи с тем, что они не должны соблюдать требования СНиП 21-01-97*, поскольку юридическое лицо, использует здание, построенное в 1960 году, то есть до введение в действие указанных Правил.
Действительно, согласно технического паспорта здание школы введено в эксплуатацию в 1960 году, следовательно, установленные нарушения СНиП 21-01-97*, касающиеся эвакуационных выходов, которые затрагивают конструктивные особенности здания, предусмотренные пунктами 6.9, 6.16, 7.23 СНИП 21-01-97*, не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, из объема вмененных учреждению нарушений требований пожарной безопасности указанные нарушения подлежат исключению.
Однако, указанное не влечет изменение квалификации действий юридического лица по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку остальные нарушения, выявленные проверяющим органом, в частности, нахождения на путях эвакуации радиатора отопления, выступающего из плоскости стены на высоте менее 2,2 м. требований пожарной безопасности к эвакуационным путям нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Доводы представителя учреждения о том, что в настоящее время устранены нарушения, указанные в протоколе об административных правонарушениях №, судом оцениваются как обстоятельства, смягчающие административную ответственность, так как на момент проверки данные нарушения имели место и, таким образом, подтверждают факт не принятие учреждением всех зависящих от них мер по соблюдению норм и правил по соблюдению правил пожарной безопасности.
Представленные письма директора школы в Управление образования администрации Александровского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, №от ДД.ММ.ГГГГ.,№ от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. о выделении финансирования по выполнению предписаний государственного инспектора пожарной безопасности не свидетельствуют об отсутствии состава административных правонарушений, выявленных на момент проведения проверок и о признании их достаточными доказательствами об освобождении от административной ответственности по принятию всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В силу ч. 2 ст.4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Суд, при назначении административного наказания, считает возможным применить исключительные обстоятельства, предусмотренные частями 1,5 ст. 4.1 КоАП РФ, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, тяжести совершенного правонарушения и социального положения объекта, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которое является бюджетным учреждением, учитывая также, что частично ряд нарушений устранены в добровольном порядке, в целях достижения целей привлечения юридического лица административного наказания, с признанием смягчающих обстоятельств - принятие мер по устранению выявленных нарушений. Отягчающим обстоятельством является повторное совершение административного однородного правонарушения, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.20.4 ч.5 КоАП РФ, в размере 100 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
признать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, 5 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.Н.Ёлохова