Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-327/2014 ~ М-306/2014 от 07.07.2014

Дело --

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-- --

Мазановский районный суд --3 -- в составе:

председательствующего судьи Знатновой Н.В.,

при секретаре Сун Е.А.

с участием:

истцов: --1, --2, представителя ответчика- администрации -- --3 -- --5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери --4, --2 к администрации -- --3 --, Министерству социальной защиты населения --3 -- о признании действий Министерства социальной защиты населения --3 -- по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года неправомерными; признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года; обязывании Министерства социальной защиты населения --3 -- произвести им социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года,

У С Т А Н О В И Л :

--1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери --4, --2 обратились в суд с указанным иском.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что согласно ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением правительства --3 -- от -- -- установлены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --3 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее- Правила).

--3 -- от -- № 123-р на территории --3 -- введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения на территории --, подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- --3 -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».

-- межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, было проведено обследование помещения расположенного по адресу: --. Заключением Межведомственной комиссии -- от -- жилой дом, расположенный по -- --3 -- был признан непригодным для проживания в связи с чрезвычайной ситуацией (наводнением), произошедшей --.

-- комиссией по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретения жилья были рассмотрены его документы на предмет предоставления ему, а также супруге --2 и дочери --4 По результатам рассмотрения было принято решение об отказе в выплате ввиду того, что он приобрел дом в собственность после наступления режима чрезвычайной ситуации, и не являлся на момент объявления режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, что не соответствует требованиям пункта 2 раздела 1 Правил.

Однако в настоящем жилом помещении он и его семья постоянно проживали с сентября 2010 года и фактически с этого времени являлись собственниками данного жилого помещения и другого жилья не имели.

Согласно пункта 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.

Данное жилое помещение является для его семьи единственным жилым помещением, иных средств для приобретения какого- либо жилого помещения у его семьи нет.

Согласно акта обследования помещения -- от -- года, повреждения жилого дома произошли в связи с наводнением от -- года, приведших к подтоплению дома. В результате произошла деформация несущих конструкций жилого дома. Фундаменты деформированы, размыты, подвергались неравномерной осадке, наблюдаются повреждения, разрыв фундаментов между квартирами, деформации несущих и ограждающих конструкций, свидетельствующие о непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Исходя из этого, все перечисленные в акте обследования № 62 от 26.04.2014 года повреждения, свидетельствующие о непригодности для дальнейшего проживания его жилого помещения, произошли в связи с наводнением 02.08.2013 года и произошедшего подтопления его дома, на что непосредственно и направлены меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные Правилами. В законодательном акте Правительства нет ссылок на то, чтобы граждане не имели право совершать сделки с недвижимостью во время чрезвычайной ситуации.

Согласно пункта 2 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для дальнейшей реализации мер социальной поддержке граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением правительства от 17.12.2010 года № 1050 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», (в ред. от 12.10.2013 года) (далее- Правила), трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер, поддержки направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительства жилья взамен утраченного.

Согласно подпункта 3 Правил, под поврежденным жильем понимается жилое помещение независимо от формы собственности, требующее проведение капитального ремонта.

Просит признать действия Министерства социальной защиты населения Амурской области по отказу в предоставлении ему, а также его супруге --2 и дочери --4 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года неправомерными; признать его, --2 и --4, проживающих по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Увальская, д.8 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести ему, --2 и --4 социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

В судебном заседании истец --1 на иске настаивал, уточнил исковые требования. Просил суд признать действия Министерства социальной защиты населения Амурской области по отказу в предоставлении ему, а также его супруге --2 и дочери --4 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года неправомерными; обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить их в список граждан на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья и обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области выдать им свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья.

Он приобрел жилой дом по -- по договору дарения в 2014 году, до этого дом принадлежал его матери, мать купила дом специально для его семьи. Он проживает в указанном доме с 2010 года с женой и дочкой. В связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в августе 2013 года, в его доме сгнили деревянные лежки, произошло растрескивание бруса, нижние венцы дома сгнили и под окнами образовались большие дыры, перекосились дверные и оконные косяки, вспучило в доме пол. В фундаменте печи образовались многочисленные глубокие трещины, имеются трещины в местах сопряжения перегородок с наружными стенами. В доме невозможно проживать. На данный момент он с семьей проживает в летней кухне, находящейся на усадьбе этого же дома. Комиссией было установлено, что их жилье не пригодно для проживания. Он обращался в Министерство социальной защиты населения по поводу выдачи ему свидетельства на строительство ( приобретение) жилья, но ему было оказано в связи с тем, что он оформил своё право собственности на дом после объявления режима чрезвычайной ситуации. Он не согласен с этим решением, так как на момент чрезвычайной ситуации он и его семья проживали в этом доме, право собственности на него не было оформлено из-за раздоров в семье. Другого пригодного для проживания жилья они не имеют.

В судебном заседании истец --2 пояснила, что настаивает на иске. Согласна с теми доводами, которые привёл истец --1 в суде.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации -- --5 пояснил, что не признает исковые требования, так как администрация не является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании Постановления Правительства Амурской области от 288.10.2013 года № 520 « Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья» уполномоченным органом по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является Государственное казенное учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области --10 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

В своих отзывах на иск от -- исх. -- и от -- -- указала, что не признает исковые требования.

Согласно акта обследования помещения от -- межведомственная комиссия провела обследование жилого дома, расположенного по адресу: -- связи с чрезвычайной ситуацией (наводнение), произошедшей в период со -- и составила акт.

В акте обследования (последняя строка страницы 1 акта обследования помещения от -- года) комиссия делает вывод о том, что в связи с наводнением -- произошло подтопление жилого дома.

На странице 2 акта обследования помещения от -- года, абзац 10 указано:

«Комиссия, рассмотрев документы, выполненные ООО «ПромСтройПроект» «Инженерное обследование строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу-- техническое заключение -- М4, выполненное на основании договора с --1 пришла к выводу о том, что жилой дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации (наводнение), произошедшей в период со --. Жилой дом пришел в аварийное состояние».

--1 приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: -- по
договору дарения от -- г.

Следовательно --1 в январе 2014 года приобрел по договору дарения жилое помещение, непригодное для проживания.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 № 520. определено, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Таким образом, --1 не был собственником пострадавшего жилого дома на момент объявления режима чрезвычайной ситуации, что согласно пп. «а» пункта 10 раздела II Правил, является одним из оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты (несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I Правил).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что Министерство социальной защиты населения Амурской области при рассмотрении заявления --1 на получение социальной выплаты на приобретение жилья действовало в соответствии с нормами действующего законодательства и приняло законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении истцу социальной выплаты.

Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований --1 отказать, рассмотреть дело в отсутствии представителя.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области.

В судебном заседании свидетель --6 суду показала, что является матерью --1 Дом, расположенный по адресу -- купила она с супругом в 2010 году у Марцинкевич Марины, оформила документы на себя и на мужа, но дом приобретала для своего сына. Семья сына сразу же после покупки в него переехала и на момент чрезвычайной ситуации продолжали там проживать. Когда приобретали дом, он был хоть и старенький, но состояние хорошее, в нем можно было проживать. Во время чрезвычайной ситуации вода потоком шла вдоль улицы, в связи с этим дом подтопило и он начал гнить, под окнами промыло большие дыры, пришлось ставить подпорки, так как обвис потолок. Затем в 2014 году она и её супруг подарили этот дом сыну.

В судебном заседании свидетель --7 суду показал, что он проживает по --. --1 переехали в дом, расположенный по -- в 2010 году, хорошими друзьями они никогда не были, общаются по - соседски. Помнит, что до --1 проживала какая-то бабушка, фамилию он не знает. В августе 2013 года --1 проживали по Увальской, 8, никуда не выезжали, с 2010 года, постоянно проживали в этом доме.

В судебном заседании свидетель --8 суду показала, что проживает по -- --. Семья --1 проживает по -- 2010 года, дружеских отношений она с --17 не поддерживает, общаются только по - соседски, так как она проживает напротив семьи --1. До чрезвычайной ситуации дом был старенький, ранее в нем проживала какая -то бабушка, фамилию прежней хозяйки дома она не помнит. До и после чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года семья --1 проживала по указанному адресу. Когда шел большой поток воды, --1 пригоняли технику, строили дамбы, своими силами оберегали свой дом.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р в целях защиты населения и территорий 22 июля 2013 года в Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации.

На территории Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области режим чрезвычайной ситуации был введен со 02 августа 2013 года решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Мазановского района Амурской области.

Согласно п.34 ст. 31 Устава администрации Мазановского района Амурской области глава администрации возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании и ликвидации их последствий.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 вышеуказанного Закона).

Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1); поручил Правительству Российской Федерации до 15 октября 2013 г. решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт «д» пункта 2).

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что изданный Указ распространяется на граждан, проживающих в местах затопления, и предусматривает выделение средств для осуществления строительства нового жилья взамен утраченного для граждан, не имеющих другого жилого помещения, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Таким образом, социальная поддержка в форме строительства нового жилья взамен утраченного оказывается гражданам, которые не имеют на день объявления чрезвычайного положения другого жилья, пригодного для проживания и отвечающего социальным и санитарным нормам.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 в качестве приложения № 11(1) к Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 12.10.2013) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» введены в действие Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, которые устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края (далее - субъекты Российской Федерации) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.

В п.6 Правил указано, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.

Пунктом 7 Правил определено, что трансферты могут быть направлены:

а) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме: предоставления жилого помещения; предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья;

б) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений;

в) на предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.

Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом 5 Правил условий.

Механизм предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья урегулирован Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 г. № 520.

Пунктом 2 раздела I Правил определено, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны обратиться с письменным заявлением через государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства в министерство и предоставить определенный Правилами пакет документов.

Из совокупного толкования положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.

Как установлено в суде --1, собственник жилого помещения, расположенного по адресу: -- обращался с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в ГКУ Упрравление социльной защиты населения по --. В заявлении был указан состав семьи из 3 человек: --1, супруга- --2, дочь- --4.

-- комиссией по предоставлению социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья Министерства его заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в предоставлении социальной выплаты.

Основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты послужило то обстоятельство, что право собственности на утраченный жилой дом возникло у заявителя после введения режима чрезвычайной ситуации, что согласно пп. «а» п.10 раздела 11 Правил, установленных постановлением Правительства Амурской области № 520 является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

В ходе рассмотрения дела судом было достоверно установлено, что истцы --1, --2 зарегистрированы и постоянно проживают в указанном жилом помещении с сентября 2010 года.

Так, из адресной справки ОУФМС в -- от -- и копии паспорта серии 1003 -- следует, что истец --1 с -- зарегистрирован по указанному адресу.

Из адресной справки ОУФМС в -- от -- и копии паспорта серии 1005 -- следует, что истец --2 с -- зарегистрирована по указанному адресу.

Из пояснений истцов и показаний свидетелей, выписки из похозяйственной книги администрации Новокиевского сельсовета ( справка от -- года) следует, что с 2010 года семья истцов проживает в указанном доме.

Допрошенные судом в качестве свидетелей --6, --12, --7 показали, что в жилом помещении по указанному адресу проживает --1 вместе со своей семьёй ( супругой и дочерью), в том числе в период чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в августе 2013 года.

Допрошенные судом свидетели были предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Показания свидетелей последовательны, друг другу не противоречат и подтверждают доводы истцов о том, что действительно они постоянно с 2010 года проживают в жилом доме по адресу: --, в том числе – проживали в данном жилом помещении на период возникновения в августе 2013 года чрезвычайной ситуации – наводнения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания истцов по адресу --.

Несовершеннолетняя дочь истцов --4 не зарегистрирована по указанному месту жительства.

По мнению суда, факт отсутствия регистрации несовершеннолетней дочери истцов по указанному адресу не может служить основанием для непризнания факта её постоянного проживания, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона РФ от -- -- «Оправе граждан на Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Учитывая изложенное, суд признаёт, что несовершеннолетняя --4 с 2010 года вместе с родителями постоянно проживала в указанном жилом доме.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от -- иного пригодного для проживания жилья истцы не имеют.

Факт повреждения данного жилого дома в результате чрезвычайной ситуации и невозможности его восстановления (подлежащим сносу) данного объекта подтверждается выданным межведомственной комиссией актом обследования помещения и заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от -- №62.

Вышеуказанный комиссионный акт и заключение составлены специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра жилых помещений физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета и территории -- для установления пригодности или непригодности жилого помещения для проживания, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий --18 от 02.11.2010 года № 2-4—60-12-22. Поэтому данный акт и заключение не вызывают у суда сомнений в их достоверности и допустимости в качестве доказательств.

Так, из составленного межведомственной комиссией акта обследования помещения следует, что в результате чрезвычайной ситуации обнаружено, что деревянные лежки подверглись гниению, практически полностью разрушены. С наступлением зимнего периода произошло промораживание насыщенного влагой грунта в основании, что вызвалообразование сил морозного пучения, что привело к разрушению фундамента. Характерными повреждениями стенового ограждения жилого дома являются: деформация бруса в виде прогиба, выпучивания, что привело к перекосу дверных и оконных косяков. Наблюдается растрескивание бруса. Нижние венцы подверглись гниению с утратой части древесины, местами полная утрата структуры древесины образованием сквозных отверстий в стене. Поражение гнилью нижних венцов наружных стен свидетельствуют оснижении несущей способности и теплотехнических показателях жилого дома. Наблюдаются трещины в местах сопряжения перегородок с наружными стенами. Отслоение и трещины в штукатурном слое. В результате визуального осмотра выявлен явный прогиб перекрытия. Присутствуют трещины в местах сопряжения с наружными стенами, перегородками, печью. Несущие балки деревянного перекрытия подвержены гнили, переувлажнению. При осмотре крыши зафиксировано ослабление креплений отдельных кровельных листов к обрешетке, протечки и просветы в отдельных местах. Наблюдается прогиб конька. Полы дома имеют явный уклон и поражены гнилью. В результате неправомерной осадки фундаментов печи образовались многочисленные глубокие трещины в кирпичной кладке, растрескивание штукатурного слоя, трещины в местах сопряжения с перегородкой и перекрытием. Отклонение стен печи от вертикальных и горизонтальных линий, отклонение от вертикали дымовой трубы в уровне чердачного пространства.

Фундаменты подверглись гниению и снижению несущей способности - состояние недопустимое. Наружные степы и перегородки - состояние аварийное. Чердачное перекрытие - состояние аварийное. Крыша - состояние недопустимое. Печь состояние аварийное. Полы - состояние аварийное. Кровля - состояние недопустимое.

Все элементы здания из-за нахождения в воде впитали большое количество влаги. Параметры микроклимата жилого дома не соответствуют нормативным показателям по относительной влажности воздуха. При просушке возможны значительные увеличения деформации и возникновение трещин.

Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации (наводнение), прошедшей в период со 02августа 2013 года. Жилой пришел в аварийное состояние.

Заключением по результатам проведенного обследования жилой дом признан аварийным и непригодны для проживания.

Таким образом, жилой дом истцов был признан аварийным и непригодным для проживания, и повреждения, имеющиеся в доме и установленные согласно экспертному заключению ООО «Промстройпроект», суд расценивает как находящиеся в причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории Новокиевского сельсовета Амурской области в 2013 году.

Данный вывод подтверждается указанным актом, которым установлен факт наличия повреждений жилого дома и наличие причинной связи между этими повреждениями и возникшей в августе 2013 года чрезвычайной ситуацией, приведших к его непригодности для проживания. Суд также принимает во внимание данные, отраженные в составленном по состоянию на -- кадастровом паспорте строения по указанному адресу, из которого не усматривается наличие повреждений жилого дома по месту жительства истцов до возникновения чрезвычайной ситуации 2013 года.

Право собственности на данное жилое помещение возникло у истца на основании договора дарения от -- с момента его государственной регистрации --, о чем свидетельствует свидетельство о государственной регистрации права серии --.

Согласно свидетельства о заключении брака серии 1-ОТ № 562603, выданного отделом ЗАГС по -- Управления ЗАГС администрации Амурской области --, актовая запись -- истцы --1 и --2 зарегистрировали брак -- года.

В соответствии со ст. 36 Семейного Кодекса Российской Федерации имущество, полученное одним из супругов в период брака в порядке дарения является его собственностью.

В этой связи истцы --2 и --4 собственниками жилого дома не являются.

Как установлено в суде право собственности на жилой дом возникло у --1 после введения распоряжением главы администрации Мазановского сельсовета от -- режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Все указанные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории Амурской области чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое жилое помещение. При этом оказание помощи не ставится в зависимость от того, является ли лицо собственником поврежденного помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации либо после.

Исходя из позиции ответчика по настоящему делу - Министерства социальной защиты населения Амурской области в том случае, если бы истцы, фактически владевшие жилым помещением до момента объявления режима чрезвычайной ситуации, зарегистрировали свое право на него до введения режима чрезвычайной ситуации, то их требования о получении социальной выплаты на строительство или приобретение нового жилого помещения были бы им приняты. В том случае, если бы жилое помещение истцов оставалось в собственности другого лица, обязательства по предоставлению мер социальной поддержки не были бы реализованы, потому как собственник жилого помещения, который не проживал в указанном жилом помещении на момент введения режима чрезвычайной ситуации не имел законных оснований для обращения за указанной поддержкой (позиция Верховного Суда, выраженная в решении от 05.05.2014 года № АКПИ14-347). В Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года указано, что основными критериями, определяющими право на получение социальной поддержки являются признании граждан пострадавшими, постоянное их проживание в утраченном жилом помещении и отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.

Таким образом, создалась ситуация, при которой гарантированное статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», право истцов на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, было ограничено по основаниям, не предусмотренным ни федеральным, ни областным законодательством.

Из представленных в материалах дела доказательств следует, что истцы с 2010 года добросовестно пользовалась жилым помещением, несли расходы по его содержанию, мать истца --1 заключила договор дарения указанного жилого помещения со своим сыном, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что в обращении истцов с заявлением о предоставлении социальной поддержки имеются признаки злоупотребления правом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у --1 права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Из системного анализа приведенных положений Правил следует, что они не исключают возможности предоставления указанных в них мер социальной поддержки помимо собственников пострадавшего жилого помещения, иным категориям лиц, в том числе и (или) членам семьи собственников, постоянно проживающим в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

При таких обстоятельствах, --2 и --4 являются членами семьи собственника жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, постоянно проживали в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации и не имели другого жилья, пригодного для проживания, поэтому также имеют право на предоставление им мер социальной поддержки.

Также следует отметить что требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 относительно реализации установленных ими мер социальной поддержки однократно и в отношении одного жилого помещения, в данном случае истцами соблюдены.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на включение их в список граждан на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья и вследствие этого обязывании Министерства социальной защиты населения Амурской области выдать им свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья.

С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление --1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери --4, --2 к администрации -- --3 --, Министерству социальной защиты населения --3 -- о признании действий Министерства социальной защиты населения --3 -- по отказу в предоставлении --1, супруге --2 и дочери --4 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года незаконными; обязывании Министерства социальной защиты населения --3 -- включить их в список граждан – получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья; обязывании Министерства социальной защиты населения --3 -- выдать им свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства социальной защиты населения Амурской области по отказу в предоставлении --1, супруге --2 и дочери --4 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

Обязать Министерство социальной защиты населения --3 -- включить --1, --2, --4 в список граждан – получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья и выдать им свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство ( приобретение) жилья.

Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивировочная часть решения будет изготовлена в течение пяти суток, то есть до -- года. Стороны вправе ознакомиться с мотивированным решением -- года.

Судья: Н.В. Знатнова

Мотивированное решение изготовлено -- года

2-327/2014 ~ М-306/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Евдокимов Игорь Владимирович
Ответчики
Администрация Мазановского оайона
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Судья
Знатнова Н.В.
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
07.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2014Передача материалов судье
10.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2014Подготовка дела (собеседование)
07.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Судебное заседание
12.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее