УИД 63RS0№-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-1946/2021 по административному исковому заявлению Басовой О. В. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> Егоровой А.В., старшему судебному приставу ОСП <адрес> Филипповой М.Ю., УФССП России по <адрес> о признании постановления о взыскании исполнительского сбора, бездействия незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Басова О. В. обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, которое мотивировала тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Егоровой А.В. находилось исполнительное производство №-ИП о взыскании штрафа в сумме 12000 рублей.
В период с <дата> по <дата> со счета административного истца в принудительном порядке списаны денежные средства в размере 25667,69 рублей, в том числе исполнительский сбор в размере 1000 рублей, однако до списания денежных средств постановление о возбуждении исполнительного производства она не получала, в связи с чем не имела возможности исполнить требования в добровольном порядке.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено административным истцом посредством почты <дата>, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте. Таким образом, намомент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора срок добровольного исполнения не истек, в связи с чем постановление о является незаконным.
На личном приеме представителю административного истца было разъяснено о возможности возврата исполнительского сбора во внесудебном порядке посредством подачи заявления, <дата> направлено соответствующее заявление на адрес электронной почты ОСП, однако заявление не рассмотрено.
<дата> на бездействие судебного пристава-исполнителя старшему судебному приставу подана жалоба, которая в установленный срок не рассмотрена, решение по заявлению о возврате исполнительского сбора не принято, в связи с чем административный истец обратился в суд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд:
1. Признать постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от <дата>, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> незаконным, отменить его.
2. Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Егорову А.В. вернуть сумму исполнительского сбора на расчетный счет Басовой О.В.
3. Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава ОСП <адрес> Филиппову М.Ю., выразившееся в непредоставлении ответа на жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя Егоровой А.В.
4. Обязать старшего судебного пристава ОСП <адрес> Филиппову М.Ю. устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем предоставления ответа на жалобу и принятия необходимых мер в целях устранения допущенных нарушений и удовлетворения требований Басовой О.В.
Административный истец Басова О.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии с письменным заявлением представителя административного истца просили рассмотреть дело без их участия.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> Егорова А.В., старший судебный пристав ОСП <адрес> Филиппова М.Ю., представитель УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения определен Федеральным законом от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно частям 1, 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
Из материалов дела и материалов исполнительного производства установлено, что на исполнении ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> находилось исполнительное производство в отношении должника Басовой О.В. №-ИП, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Егоровой А.В. от <дата> на основании исполнительного документа - постановление по делу об административном правонарушении № от <дата>, выданного ГИТ <адрес>, предмет исполнения: штраф в размере 12000 рублей.
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
<дата> судебным приставом-исполнителем Егоровой А.В. вынесено постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 1000 рублей в связи с неисполнением требований в установленный для добровольного исполнения срок.
Таким образом, установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем до истечения установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику <дата> простым почтовым отправлением без уведомления.
Иных доказательств направления в адрес должника постановления о возбуждении исполнительного производства и получения его должником в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от <дата> №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Порядок извещения и вызовов в исполнительном производстве регулируется статьей 24 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из смысла пункта 1 статьи 24 Закона «Об исполнительном производстве» следует, что лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи.
Согласно пункту 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных письмом ФССП России от <дата> №, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В силу пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от <дата> №, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона «Обисполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом - исполнителем для его добровольного исполнения, документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании изложенного, учитывая, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес должника почтовым отправлением без уведомления, а постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено до истечения установленного срока для добровольного исполнения требований, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя Егоровой А.В. от <дата> о взыскании с должника исполнительского сбора является незаконным и подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая представленные ОСП <адрес> доказательства возврата взысканного исполнительского сбора на счет Басовой О.В. в ПАО Сбербанк №, суд приходит к выводу, что требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Также судом установлено, что Басовой О.В. начальнику ОСП <адрес> Филипповой М.Ю. была подана жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из административного искового заявления жалоба не принята у представителя административного истца в связи с действующими ограничительными мерами по распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем жалоба подана через почтовый ящик без отметки о принятии.
Указывает, что ответ на жалобу не направлен, просит признать незаконным бездействие старшего судебного пристава, выразившееся в непредоставлении ответа на жалобу, обязать старшего судебного пристава предоставить ответ на жалобу и принять необходимые меры в целях устранения допущенных нарушений и удовлетворения требований БасовойО.В.
Согласно положениям статьи 10 Закона № 118-ФЗ старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
Старший судебный пристав, в частности: организует работу подразделения судебных приставов; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 126 Федерального закона от <дата> №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Вместе с тем из материалов исполнительного производства следует, что ответ на обращение Басовой О.В. направлен старшим судебным приставом <дата>, что подтверждается списком почтовых отправлений к реестру №, содержащего отметку о принятии почтовой корреспонденции Почтой России, в том числе адресату Басовой О.В. по адресу: <адрес>, Березовая аллея, 417б. Также старшим судебным приставом приняты меры по восстановлению нарушенных прав административного истца путем подачи заявки на возврат исполнительского сбора, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные требования к старшему судебному приставу удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Басовой О. В. - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Егоровой А.В. о взыскании с Басовой О. В. исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от <дата>.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин