Дело № 2 - 194 /2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Чусовой 19 февраля 2014 г.
Чусовской городской суда Пермского края в составе
председательствующего судьи Петуховой Н.Е.,
с участием помощника прокурора Лекомцевой Л.В.,
представителей ответчиков Войцехова С.С., Коневой В.Н.,
представителя третьего лица Войцехова С.С.,
при секретаре Русских Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чусовского муниципального района, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №11» об обязании выделения денежных средств, ограждения забором территорию учреждения,
у с т а н о в и л :
Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чусовского муниципального района, о признании незаконным бездействие, возложении обязанности установить ограждение вокруг муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11 г.Чусового Пермского края».
Определением от 18.02.2014г. принято заявление Чусовского городского прокурора с уточненными исковыми требованиями о возложении обязанности на администрацию Чусовского муниципального района выделить необходимые денежные средства муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового для устранения нарушений требований п.3.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 по оборудованию ограждения территории учреждения. Возложении обязанности на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового по устранению нарушений требований п.3.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189, а именно оборудовать ограждение вокруг муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового Пермского края, расположенного по адресу: .... Для оборудования ограждения вокруг муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового Пермского края установить срок до ..... Кроме того, принят отказ Чусовского городского прокурора от иска к администрации Чусовского муниципального района в части признания незаконным бездействия при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, не принявшей меры по установке ограждения здания МОУ «ООШ №11 г.Чусового Пермского края» расположенного по адресу: ... и возложении обязанности на администрацию Чусовского муниципального района в срок до ..... установить ограждение вокруг здания МОУ «ООШ №11 г.Чусового Пермского края» расположенного по адресу ..., производство по делу в этой части прекращено.
Данным определением привлечено в качестве ответчика МОУ «ООШ №11 г.Чусового Пермского края».
Помощник прокурора Лекомцева Л.В. в судебном заседании пояснила, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних в МБОУ ООШ №11 г.Чусового расположенного по адресу: ... установлено, что по периметру данного образовательного учреждения частично отсутствует ограждение, то есть учреждение недостаточно защищено от возможных проявлений преступных посягательств. В адрес главы Чусовского муниципального района в .... года уже было внесено представление об устранении аналогичных нарушений закона, в котором так же был отражен факт отсутствия ограждения данного образовательного учреждения, меры по устранению указанного нарушения до настоящего времени не приняты. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащей защищенности учреждений образования. Таким образом, возложенные на органы местного самоуправления функции по осуществлению профилактики террористических действий, связанных с обеспечением охраны зданий и помещений образовательных учреждений, а также находящихся в них людей, надлежащим образом не исполняются, допускается грубейшая волокита при рассмотрении указанного вопроса, не принимаются необходимые меры к обеспечению безопасных условий для обучения учащихся в Учреждении. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными в ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. №131 - ФЗ «Об общих принципах, организации местного самоуправления в РФ», а именно органы местного самоуправления наделены правом создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального здания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Администрация Чусовского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения.
Таким образом, обязанность по установлению ограждения на территории образовательного учреждения возложена на администрацию Чусовского муниципального района.
Обязанностью государства в соответствии со ст.2 Конституции РФ является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и детей.
Администрация Чусовского муниципального района, нарушая требования федерального законодательства, затрагивает интересы Российской Федерации. Таким образом, на территории города Чусового единообразное применение федеральных законов не обеспечивается.
Просила возложить обязанность на администрацию Чусовского муниципального района выделить необходимые денежные средства муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового для устранения нарушений требований п.3.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 по оборудованию ограждения территории учреждения. Возложить обязанность на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового по устранению нарушений требований п.3.1 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189, а именно оборудовать ограждение вокруг муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового Пермского края, расположенного по адресу: .... Для оборудования ограждения вокруг муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» г.Чусового Пермского края установить срок до .....
Представитель ответчика Администрации Чусовского городского поселения и третьего лица Управления образования администрации Чусовского муниципального района Войцехов С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснил что на основании ч.1 ст.153 Бюджетного кодекса РФ, п.3 ч.1 ст.25 Устава Чусовского муниципального района, ч.2 ст.23 Положения о бюджетном процессе в Чусовском муниципальном районе, утвержденном Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 31.10.2007г. №357 Земское Собрание Чусовского муниципального района утверждает бюджет муниципального образования и вносит в него изменения, то есть распределяет денежные средства между их получателями. Следовательно, администрация района не полномочна выделить школе какие-либо денежные средства, это является полномочиями представительного органа муниципального образования. Считает неправомерным требование прокурора о возложении на администрацию Чусовского муниципального района обязанности выделения денежных средств. В удовлетворении требований прокурора просил отказать.
Представитель МБОУ «ООШ №11» Конева В.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснила, что в случае выделения денежных средств администрацией Чусовского муниципального района на выполнение работ по ограждению школы не возражают установить данное ограждение для обеспечения безопасности учащихся и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в школе.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела находит, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего:
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.7.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения.
Подпунктом «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено используемое в законе понятие противодействия терроризму, включающее в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризима).
Согласно ч.3 ст.5 данного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п.3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 03 марта 2011г. за №19993, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
На основании п.п.1,2 ч.13 ст.30 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации»» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктами 4, 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998г. (ред. от 02.12.2013г.) № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно п.3.5 Положения об Управлении образования администрации Чусовского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания от 27.12.2011г. (ред.17.05.2012г.) №106, в функции Управления образования входит обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних в МБОУ ООШ №11 выявлены нарушения Федерального закона от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а именно, установлено, что периметральное ограждение в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №11» отсутствует, о чем составлено представление от 05.04.2012г. (л.д.68).
Отсутствие периметрального ограждения территории МБОУ ООШ №11 на момент рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось.
В деле имеется письмо администрации Чусовского муниципального района от 11.05.2012г. из которого следует информация о планировании принятия мер устранения законодательства в сфере обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях (л.д.9-11).
В силу ст.51 Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. При этом в силу ст.32 данного Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п.1.2 Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа №11» Учредителем школы является муниципальное образование «Чусовской муниципальный район» Управление образования администрации Чусовского муниципального района наделено полномочиями учредителя в соответствии с Положением об Управлении образования администрации Чусовского муниципального района.
Согласно п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями, установленными в ч.1 ст.17 указанного выше Федерального закона от 06.10.2003г., а именно органы местного самоуправления наделены правом создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.п.1 ч.1 ст.15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.1 ч.1 ст. 4. Устава муниципального образования «Чусовской муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ч.2 ст.18 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов ( за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации)
Поскольку администрация Чусовского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения, а также является учредителем МБОУ «ООШ №11», суд считает, что обязанность по выделению денежных средств МБОУ «ООШ №11» необходимых для выполнения работ по оборудованию ограждения территории школы должна быть возложена на администрацию Чусовского муниципального района.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, указанный в исковых требованиях прокурора до ..... недостаточный для оборудования ограждением вокруг МБОУ «ООШ №11», в связи с чем следует установить срок до .....
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Обязать администрацию Чусовского муниципального района в срок до ..... выделить необходимые денежные средства муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №11» в объеме, необходимом для выполнения работ по оборудованию ограждения территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа «11».
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №11» в срок до .... оборудовать ограждение вокруг муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11», расположенного по адресу: ..., в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Е.Петухова