№ 2-1-137/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года п.Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Дятлова М.В.,
при секретаре Прониной И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кромского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Тришина О.Н. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признании права на досрочной назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Тришин О.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) (Далее ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признании права на досрочной назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что он обратился в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 19, ч.1, ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Однако в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого льготного стажа - 25 лет.
Ответчик при подсчете специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии зачёл в него 24 года 06 месяцев 17 дней.
При этом в специальный стаж не были включены периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - службы в составе Вооружённых Сил СССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - нахождения на курсах повышения квалификации.
Считает, что его специальный стаж работы на дату обращения в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области составлял более 25 лет и отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы деятельности, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Его служба в составе Вооружённых сил СССР началась с ДД.ММ.ГГГГ когда действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области включило в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не весь период службы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., а его часть с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
На момент его службы в составе Вооружённых Сил СССР действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В связи с тем, что для педагогов повышение квалификации является обязательным условием для работы, а он направлялся на курсы в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в Пенсионный фонд, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Просил суд обязать ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период службы в с составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права на досрочное назначение пенсии, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, просила суд признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как за лицом, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность.
Обязать ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период службы в с составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, а именно с 09 января 2018 года.
На взыскании госпошлины не настаивал.
В обоснование исковых требований указал доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ по Кромскому району Орловской области по доверенности К.О.С.. возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что общий педагогический стаж Тришина О.Н. на дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ.) составляет 24 года 06 месяцев 17 дней.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства исключаются из стажа на соответствующих видах работ, так как их включение не предусмотрено пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. следовательно, не могут быть зачислены в педагогический стаж. Действующее законодательство не предусматривает включение в специальный стаж, период нахождения на курсах повышения квалификации.
Время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в специальный стаж работы на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г., однако данное постановление отменено с 01.10.1993г.
Период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии, вместе с тем период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. такому зачету не подлежит, поскольку Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ. и указанный нормативный акт может применяться лишь к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, права на досрочную пенсию в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в настоящее время Тришин О.Н. не имеет в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Выслушав доводы истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. <данные изъяты> ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Частью 3 приведенной нормы определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, исходя из Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тришин О.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Тришину О.Н. отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно письму ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, Тришину О.Н. засчитан период его педагогической деятельности в общей сложности 24 года 06 месяцев 17 дней.
При исчислении специального стажа работы ответчиком не были учтены периоды учебы истца в Болховском педагогическом училище Орловской области с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвящения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 в льготный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. При этом периоду обучения истца непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность.
Не был учет период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397«О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ. и может применяться только к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ.
Также не были учтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., так как они не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г.
Из трудовой книжки истца следует, что Тришин О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работал учителем математики Бородинской средней школы Дмитровского района Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ. был освобожден от занимаемой должности в связи с призывом на военную службу. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работал учителем физкультуры Бородинской средней школы Дмитровского района Орловской области. С ДД.ММ.ГГГГ. переведен на должность директора Муниципального общеобразовательного учреждения Дмитровского района Орловской области «Бородинская средняя общеобразовательная школа» и работает по настоящее время.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Соответственно, указанные Правила не содержат каких - либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Статьей 166 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Судом установлено, что Тришин О.Н. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, что следует из пояснений самого Тришина О.Н., сведений из книги регистрации приказов Муниципального общеобразовательного учреждения Дмитровского района Орловской области «Бородинская средняя общеобразовательная школа» и не оспаривалось представителем ответчика.
С учетом изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежит включению в специальный стаж Тришина О.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Тришин О.Н. проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР.
Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, копией его военного билета и не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. включительно. С ДД.ММ.ГГГГ было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
При рассмотрении заявления Тришина О.Н. о досрочном назначении страховой пенсии по старости ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области в добровольном порядке зачтен в стаж на соответствующих видах работ период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, требования истца о включении в специальный стаж периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. основаны на неверном толковании закона и не подлежат удовлетворению.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с учетом включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации), права на указанную пенсию у Тришина О.Н. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тришина О.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Тришину О.Н. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2018 года.
Председательствующий судья Дятлов М.В.