Решение по делу № 2-369/2021 ~ М-239/2021 от 26.03.2021

Дело № 2-369/2021

УИД: 91RS0023-01-2021-000453-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(вступительная и резолютивная части решения оглашены 02.06.2021 года; мотивированное решение изготовлено 09.06.2021 года)

        02 июня 2021 года          ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

в составе:

председательствующего – судьи                      - Стебивко Е.И.

при секретаре                                                     - Гаркавенко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Орлову Сергею Михайловичу, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о прекращении права собственности и снятии объекта с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 обратилась в суд с иском к Орлову С.М., третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, о прекращении права собственности и снятии объекта с государственного кадастрового учета. Свои требования мотивируют тем, что в декабре 2018 года ответчик обратился к ним с заявлением о согласовании схемы месторасположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>, которая утверждена Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ . Земельный участок площадью 452 кв.м. был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>, категория «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального строительства». Названный участок был сформирован по заявлению Орлова С.М. с целью дальнейшего перераспределения с принадлежащим ему земельным участком по <адрес>, так как при строительстве объектов капитального строения на данном земельном участке были допущены заступы за его границы.

ДД.ММ.ГГГГ на сформированный земельный участок за истцом зарегистрировано право собственности для последующего перераспределения с земельным участком ответчика. ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 с целью перераспределения вновь созданного участка с земельным участком Орлова С.М. был подан межевой план, однако регистрирующим органом приостановлены соответствующие действия по перераспределению и разъяснено, что в данном случае предусмотрен иной порядок в отношении перераспределения земель муниципальной и частной собственности. Таким образом, в результате неправильного толкования норм земельного законодательства, сформированный земельный участок образован в нарушение норм закона. При этом, в связи с особенной конфигурацией названного объекта недвижимости его самостоятельное использование в соответствии с разрешенным его видом в настоящее время невозможно.

В результате возникших обстоятельств Администрацией Оленевского сельского поселения было принято решение о прекращении на указанный земельный участок права муниципальной собственности и снятии его с кадастрового учета, однако Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено, что такие действия могут быть осуществлены только на основании судебного решения.

С учетом изложенного, просят в судебном порядке прекратить право собственности Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 на земельный участок площадью 452 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, б/н, <адрес>, Республика ФИО3, кадастровый , и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.

Представитель истца Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержал, предоставил суду пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения, просит иск удовлетворить.

Ответчик Орлов С.М. в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без его участия, возражений относительно заявленных исковых требований не имеет.

Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 в судебном заседании не присутствовал, о дне слушания дела извещен в установленном законом порядке, причины неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, поскольку они самостоятельно распорядились своими процессуальными правами на личное участие в рассмотрении настоящего дела.

В соответствии с п.3 ст. 8 ГК Российской Федерации, к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей, в числе других, относится судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 59 ГПК Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а согласно ст. 60 ГПК Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч.3 ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории», расположенного по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» с кадастровым номером 90:14:110101:6816 (л.д.24-30).

Право муниципальной собственности Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРН ) (л.д.12).

Судом установлено, что указанный земельный участок был сформирован по заявлению Орлова С.М. с целью дальнейшего перераспределения с принадлежащими ему земельными участками , по <адрес>, так как при строительстве объектов капитального строения на данных земельных участках были допущены заступы за их границы.

В подтверждение названных обстоятельств в материалы дела представлены выписка из ЕГРН о регистрации права собственности за Орловым С.М. на земельные участок по адресу: <адрес> и в селе Оленевка, <адрес>, Республика ФИО3 (л.д.45-46,48-49), а также фрагмент кадастровой съемки земельных участков, из которой следует, что здание, расположенное на обозначенных земельных участках выходит за их границы (л.д.50).

Истцом в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 с целью перераспределения вновь созданного участка с земельным участком Орлова С.М. был подан межевой план, однако регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ приостановлены соответствующие действия по перераспределению и разъяснено, что в данном случае предусмотрен иной порядок в отношении перераспределения земель муниципальной и частной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о прекращении права муниципальной собственности и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 90:14:110101:6816 (л.д.10).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 отказано в исключении сведений об этом земельном участке, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», даны разъяснения относительно возможности выполнения таких действия только по решению суда (л.д.11).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

Как установлено частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

Земельным кодексом Российской Федерации допускается образование земельных участков путем перераспределения земель и земельных участков.

При таком перераспределении образуется новый земельный участок (пункты 1, 2 статьи 11.2, пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).

Минимальные размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами (пункт 1 статьи 11.9 ЗК РФ).

Перераспределение публичных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченным органом и собственником, в котором указывается плата за увеличение площади находящегося в частной собственности земельного участка в результате его перераспределения с публичными землями (пункты 2, 5 статьи 39.28 ЗК РФ).

Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а при его отсутствии - в соответствии с утвержденной схемой расположения образуемого земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Заключению названного соглашения предшествует государственный кадастровый учет образуемого земельного участка (пункт 4 статьи 39.28 ЗК РФ).

Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если такое перераспределение предусматривается за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).

Заключению такого соглашения также препятствует наличие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образование которого предусмотрено утвержденной схемой (подпункт 13 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в случаях прекращения существования земельного участка, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и образования земельного участка путем перераспределения публичных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении соответствующей схемы государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (подпункты 2, 10 пункта 5 статьи 14 ФЗ).

Соглашение о перераспределении публичных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемый земельный участок (подпункт 6 пункта 8 статьи 41 ФЗ).

Положениями ч. 15 ст. 41, ч. 10,11 ст. 60 указанного Федерального закона предусмотрены основания осуществления снятия с государственного кадастрового учета земельных участков.

Исходя из положений Федерального закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26 ФЗ); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (ч.ч. 14,15 ст. 41 ФЗ); раннее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (ч. 3 ст. 70 ФЗ); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72 ФЗ).

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Между тем, снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ, но и в случае если объект недвижимого имущества образован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.

Данный спор затрагивает права и законные интересы физического лица, Орлова С.М., чей земельный участок явился предметом перераспределения с соседним земельным участком, муниципальная собственность на который не разграничена.

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Поскольку основанием для отказа в перераспределении спорного земельного участка послужил факт формирования данного участка с нарушением требований статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, правовые основания для сохранения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Согласно ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Вывод о незаконности осуществления государственного кадастрового учета земельного участка влечет вывод о том, что единственным надлежащим способом защиты нарушенного права Администрации в рассматриваемом случае является прекращение права муниципальной собственности и снятие земельного участка с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, у истца отсутствует иной способ защиты нарушенного права.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также сведений о регистрации права муниципальной собственности, в настоящем случае нарушает права и законные интересы Администрации, поскольку препятствуют в формировании и распоряжении земельным участком, собственность на который не разграничена.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, ввиду отсутствия иного способа защиты нарушенных прав истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8,12,209,218,222,234 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.23, 98, 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Орлову Сергею Михайловичу, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о прекращении права собственности и снятии объекта с государственного кадастрового учета, - удовлетворить.

Прекратить право собственности Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО3 на земельный участок площадью 452 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, б/н, <адрес>, Республика ФИО3, кадастровый , и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО3, в течение месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме, через Черноморский районный суд Республики ФИО3.

Судья                                Стебивко Е.И.

2-369/2021 ~ М-239/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района РК
Ответчики
Орлов Сергей Михайлович
Другие
Епифанов Тимур Игоревич
- Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Стебивко Елена Ивановна
Дело на сайте суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2021Передача материалов судье
30.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Подготовка дела (собеседование)
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее