Дело № 2а-174/2021
УИД 10RS0003-01-2021-000617-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2021 г. г. Кемь
Кемский городской суд республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Горбуновой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кемского района республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Административный иск заявлен в связи с тем, что в ходе проведённой проверки (мониторинга) установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», владельцем сайта по сетевому адресу https://texosmotrvsem.ru/ пользователям предлагается оформить диагностические карты технического осмотра транспортного средства без предоставления транспортного средства оператору технического осмотра и его фактического проведения.
В судебном заседании помощник прокурора Бессалый К.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по республике Карелия, своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв.
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Регулируемые федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149) общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений пп. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и операторам связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона № 149-ФЗ указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о техническом осмотре) диагностическая карта – документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В силу п. 12 ст. 1 Закона о техническом осмотре технический осмотр транспортных средств – проверка технического состояния транспортных средств (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных договорами Российской Федерации, также за ее пределами.
Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра (п. 1 ст. 4 Закона о техническом осмотре).
В силу п. 1 ст. 17 Закона о техническом осмотре технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства. Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и необходимые документы (п. 2 ст. 17 Закона о техническом осмотре).
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о техническом осмотре, диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным условиям безопасности транспортных средств: карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.
По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Диагностическая карта свойствами официального документа не обладает, поскольку не исходит от исполнительных, представительных, судебных органов и должностных лиц, не содержит сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей, а является согласно ч. 4 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона документом строгой отчетности.
На основании вышеизложенного, диагностическая карта не может быть предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку она сама по себе не предоставляла гражданам никаких прав и не освобождала их от каких-либо обязанностей.
Между тем, выдача диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр, а также передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, влекут административную ответственность в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что в ходе проведения мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» прокуратурой Кемского района республики Карелия установлено, что на интернет странице с URL-адресом https://texosmotrvsem.ru/ в информационно-коммуникационной сети Интернет размещено предложение о проведении техосмотра на все категории транспортных средств без диагностирования транспортных средств, об оказании помощи в получении диагностических карт, указана информация о проведении техосмотра и об оформлении диагностической карты аккредитованными операторами техосмотра при оплате после проверки и внесением официальных данных в базу ЕАИСТО, пошаговые действия по оформлению диагностической карты, описаны преимущества заказа документов, по которым осуществляется официальная помощь в оформлении диагностических карт без проведения технического осмотра.
Таким образом, распространение информации о возможности оформления диагностической карты технического осмотра транспортного средства без проведения фактического осмотра транспортного средства создает предпосылки для совершения правонарушений, нарушает права и законные интересы участников дорожного движения.
В целях установления правообладателя сайта https://texosmotrvsem.ru/ прокуратурой Кемского района проведен мониторинг whois-сервисов (https://2ip.ru, https://whois-service.ru), однако установить администратора (владельца) сайта и его место нахождения, не представилось возможным, в связи с имеющимися противоречиями о наименовании и действительном местонахождении регистратора.
В силу ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»; создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице https://texosmotrvsem.ru/ - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: https://texosmotrvsem.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положением ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кемского района удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице с URL-адресом: https://texosmotrvsem.ru/ - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страницы с URL-адресом: https://texosmotrvsem.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд республики Карелия через Кемский городской суд республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ
составлено 19 мая 2021 г.